Окончание проповеди блаженного Генриха Сузо, Exivi a Patre et veni in mundum, itero relinquo mundum, 4.
Милейший образ Христа мы принимаем и можем принять как воображаемым способом, так и жизненным*. Когда речь идет о первом способе, следует Его представить себе как благородного, Божественного, сверхчувственного – а не по примеру творений и материальных вещей, как делают те, кто думает о Боге, воображая Его себе подобным творениям, по образу кого-то для них дорогого, кто сделал для них много добра, или страдал за них, в отношении к которому они чувствуют природную жалость и сочувствие. Нет, так нельзя! Пусть человек научится представлять возлюбленного Человека, Иисуса Христа, божественным образом, как Сына Божьего, Бога-Человека и Человека-Бога. Пусть Его возлюбленный образ не приобретает в нем форму творений, но пусть будет Божественным и сверхъестественным, так чтобы всегда о Нем думал как о Боге. Когда так о Нем думаем и Его принимаем, мы никогда не остаемся без Бога. Всюду, где есть что-то от Бога, Он присутствует там полностью. Поступая таким образом, мы никогда не потеряем наилучшее.
Образ этот мы принимаем также жизненным способом. Это значит, что человек не должен почивать, пока полностью не уподобится образу, таким образом, какой для него возможен. Одно только соблюдение заповедей пусть кажется ему слишком малым, его радостью, жаждой и наслаждением пусть будут все советы Христовы. Он сказал: «Любите всех врагов» (Мф 5,44). Распоряжение это кажется любящему столь милым, что он не ограничивается дружественным словом, обращенным к врагам; можно и нужно любить их всем сердцем, с искренним дружелюбием желать им всяческого блага и признания, хорошо о них отзываться и забыть все их прегрешения. Не думай, однако, что человек должен быть настолько лишенным понимания, чтобы не мог отличить доброе отношение от злого; по примеру Христа, для того чтобы Ему полностью уподобиться, не должен только обращать на это внимание, и не помнить этого.
Мы сказали выше, что человек обязательно должен вознестись превыше всех образов. Должны ли мы, поэтому также отвергнуть милейший образ Христа, о котором мы столько говорили? Нет, воистину нет! Это было бы чем-то тревожным. Ибо если мы к Нему обратимся и спросим о Его собственных словах, Он нам скажет: «Expedit vobis. Полезно будет для вас, если Я уйду от вас, ибо, если от вас не уйду, Дух Святой не придет к вам» (Ин 16,7). Значит ли это, что этот образ был для нас запрещен? Запрещен он для нас как сотворенный, материальный и представляемый – такой, какой имели ученики, и должны были от него отречься. Но никогда не отреклись от него в милейшей форме, Божественной и сверхъестественной, ибо, когда Он отходил, лишая их своего телесного присутствия, взял с собой все их сердце, все мысли и всю их любовь. Точно так должны поступать и мы. Он отошел на небеса, в сердце Отца и на Его лоно, мы же хотим воистину вместе с Ним отойти, туда, куда Он взошел; со всеми нашими мыслями, любовью и намерениями хотим идти к сердцу Отца, туда, где Он есть. Там Он является жизнью, существованием, ясным зерцалом Его сияния, образом Его отцовского отражения – не только как образ, а существенно, в совершенном равенстве с Особой Отца, в Божественном излиянии вековечного рождения, как Одно с Отцом. Туда будем же стремиться всем нашим сердцем и любовью, чтобы с Ним соединиться и стать ясным зерцалом. Там мы должны оставаться и пребывать в трех Лицах, и со св. Павлом можем неустанно говорить: «наше жительство на небесах» (Флп 3,20) – это значит в трех Лицах.
Чтобы достичь этого, пусть человек направляет туда всю свою жажду, все мысли и силы. Если не достигнет этого в этой жизни, Бог даст ему это при его кончине. Если это, по причине какого-то прегрешения не произойдет, он понесет свои прегрешения в чистилище, чтобы там были смыты. А когда уже окажется на небесах, будет вечно наслаждаться, более или менее – в зависимости от того как сильно он любил и жаждал всем сердцем здесь на земле. Поэтому пусть человек натягивает лук своей жажды и направляет его в цель наивысшую, чтобы ежеминутно собирал как можно больше благ, ибо в вечности Бог будет удовлетворять эту жажду, которую здесь на земле человек никогда не мог удовлетворить. Пусть вносит порядок в свою теплую, остывшую жизнь и желания, и обращает их к наивысшей действительности, которую на земле ощутил.
Пусть же человек никогда не считает себя победителем; не смотря на то, что достиг высокой ступени совершенства, пусть трудится над этим изо всех сил! Если у него не получится, он должен не смотря на это любить и жаждать всем сердцем.
Пусть Бог Отец, Сын и Святой Дух позволит нам всем достичь этого. Аминь.
* in bildlicher Weise und auch in lebendiger Weise – «воображаемый» значит – в размышлениях и молитвах, «жизненный» - в подражании Христу.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Комментарии: о. Веслав Шимона ОР
Отправить комментарий