Доминиканская богословская школа при монастыре Святой Сабины
Как известно, в Ордене Проповедников изучению богословия и философии всегда придавалось большое значение. Поэтому при каждом монастыре братьев-доминиканцев существовали школы богословия, где они могли получить теологическую подготовку для своей проповеднической миссии. С самого момента основания монастыря Святой Сабины при нём возникла studium conventuale – школа богословия, впоследствии заложившая основу первого доминиканского университета в Риме. В 1265 году, в соответствии с предписанием главы римской провинции Ордена Проповедников, в эту школу был назначен магистром-регентом Святой Фома Аквинский. В это время существовавшая там конвентуальная богословская школа была преобразована в провинциальную школу Ордена - studium provinciale. До этого времени Римская провинция Ордена Проповедников не предлагала никакого специального образования ни в теологии, ни в философии, так как в течение первых нескольких десятилетий жизни Ордена существовали только простые школы при монастырях с их базовыми богословскими курсами. Новая богословская школа при монастыре Святой Сабины должна был стать школой, в которой можно было получить великолепное теологическое образование. Толомео да Лукка, ранний биограф Святого Фомы Аквинского, рассказывает нам, что в этой школе великий богослов преподавал весь спектр философских наук.
Святой Фома Аквинский |
С отъездом Святого Фомы Аквинского в Париж в 1268 году и с течением времени педагогическая деятельность studium provinciale при монастыре Святой Сабины была разделена между двумя монастырями.
В 1288 году теологическая составляющая доминиканской учебной программы studium provinciale была переведена из Святой Сабины в новый доминиканский монастырь при римской базилике Санта-Мария-сопра-Минерва, богословская школа при котором была переименована в studium particularis theologiae. Таким образом, studium provinciale в Святой Сабине была предшественницей studium generale в Санта-Мария-сопра Минерва. Studium generale была преобразована в XVI веке в Колледж Святого Фомы (Collegium Divi Thomæ), а затем в XX веке – в Папский университет Святого Фомы Аквинского, Ангеликум, расположенный в бывшем монастыре монахинь Святого Сикста.
Резиденция Генерального Магистра Ордена
Начиная со времён Святого Доминика, монастырь Святой Сабины являлся резиденцией Генерального Магистра Ордена Проповедников.
Одним из выдающихся Генеральных Магистров был Муньо де Самора, занимавший этот пост с 1285 по 1291 год. Важнейшим деянием де Самора на посту главы Ордена стало основание Третьего Ордена Доминиканцев. Вскоре после избрания он обнародовал «Устав братьев и сестёр покаяния Блаженного Доминика», где были сформулированы правила жизни для доминиканцев-терциариев, желающих жить духовностью Ордена и пребывать под его юрисдикцией, но при этом не покидать мир. Мраморное надгробие Муньо де Самора находится в центре пола базилики Святой Сабины.
Надгробие Муньо де Самора |
Монастырь Святой Сабины оставался резиденцией Генерального Магистра Ордена Проповедников вплоть до строительства доминиканского монастыря в центре Рима при храме Санта-Мария-сопра-Минерва, ставшего новым центром жизни Ордена. После этого монастырь Святой Сабины на некоторое время стал обычным доминиканским конвентом, не имевшим отношения к управлению Орденом.
Примечательно, что именно в базилике Святой Сабины в 1287 году состоялся конклав для избрания нового Папы. В это время свирепствовала эпидемия чумы, которая унесла жизни шестерых членов конклава и в связи с этим прелаты были вынуждены его приостановить. Спустя год конклав возобновили, и новым Папой был избран Николай IV.
В 1380 году Генеральным Магистром Ордена Проповедников избран Блаженный Раймонд Капуанский, исповедник и друг Святой Екатерины Сиенской. Он решил провести реформу Ордена, чтобы вернуть его к более строгой жизни согласно первым Уставам. Монастырь Святой Сабины стал одним из центров реформы, дав Ордену новую жизнь и новое направление.
Сегодня штаб-квартира Ордена снова находится в своем первоначальном месте – в римском монастыре Святой Сабины.
Монастырь Святой Сабины и Папа Святой Пий V
Многие выдающиеся личности, внесшие вклад в жизнь Церкви, были членами этой монашеской общины. Наиболее известным из них является Микеле Гизлиери, который вступил в Доминиканский Орден в четырнадцать лет, а в 1566 году был избран на папский престол как Папа Пий V.
Папа Святой Пий V |
Даже будучи Папой, Святой Пий V продолжал вести простую и строгую доминиканскую жизнь, что оказало большое влияние на монастырь Святой Сабины. Папа сохранял тесные связи с общиной монастыря и ежегодно приезжал туда на лето и в периоды молитвенных уединений, живя в обычной монашеской келье и нося доминиканский хабит, от которого пошла традиция белого папского облачения.
Один из его преемников, Папа Климент IX, который также часто уединялся в монастыре Святой Сабины для молитвы и реколлекций, преобразовал келью Папы Пия V в часовню, чтобы тем самым выразить уважение к своему великому предшественнику.
Реконструкция базилики Святой Сабины в эпоху Барокко
Интерьер базилики неоднократно обновлялся. В 1587 году эту работу делал архитектор Доменико Фонтана, а в 1643 году – Франческо Борромини.
В 1559г. первоначально украшавшая апсиду храма мозаика V века, пришедшая в негодность, была заменена фреской Таддео Цуккаро – талантливого итальянского художника, прах которого покоится в Пантеоне рядом с могилой Рафаэля. Вероятно, иконографический сюжет остался неизменным – на фреске, написанной в стиле маньеризма, представлена сцена проповеди Христа на горе в окружении учеников и святых. В 1836 году эта фреска была переписана Винченцо Камуччини.
Фреска в апсиде |
В 1587г. по указу Папы Сикста V архитектором Доменико Фонтана снова была проведена реконструкция – снесены хоры, а балдахин над алтарём заменён на больший по размеру. По проекту того же архитектора сделан новый кессонный потолок и заменены почти все окна.
Но наибольшие изменения, относящиеся к эпохе Барокко, связаны с постройкой двух часовен –Святого Гиацинта и Святой Екатерины Сиенской.
Часовня Святого Гиацинта находится в середине правого нефа.
Часовня Святого Гиацинта |
Она расположена в квадратной пристройке, воздвигнутой в 1600 году после того, как Гиацинт был канонизирован в 1594 году. Алтарную картину со Святым Гиацинтом, преклоняющимся перед Пресвятой Девой Марией, в начале XVII века создала Лавиния Фонтана. Интересно, что это редкий случай, когда роспись церкви была доверена художнику-женщине.
Святой Гиацинт перед Пресвятой Девой Марией. Картина Лавинии Фонтана |
Фрески на стенах с эпизодами из жизни Святого написал Федерико Цуккаро. Им же была написана и фреска на своде часовни, изображающая триумф Святого Гиацинта.
В середине левого нефа находится часовня Святой Екатерины Сиенской.
Часовня Святой Екатерины Сиенской |
Эта богато украшенная барочная часовня, посвящённая знаменитой терциарке Доминиканского Ордена, имеет восьмиугольную форму. Её строительство выполнялось под управлением архитектора Джованни Баттиста Контини. Алтарь украшает картина «Пресвятая Дева Мария Розария» кисти Джованни Баттиста Сальви, на которой Богоматерь показана сидящей на троне в окружении Святого Доминика и Святой Екатерины Сиенской.
Пресвятая Дева Мария Розария. Картина Джованни Баттиста Сальви |
Картину обрамляют четыре коринфские колонны из красно-жёлтого и белого мрамора. Фрески кисти Джованни Одацци созданы в начале XVIII века и представляют собой сцены из жизни Екатерины Сиенской. На своде часовни, освещаемой восемью круглыми окнами, изображена Святая Екатерина в Небесной славе – это фреска кисти того же художника.
Свод часовни. Святая Екатерина Сиенская в Небесной славе |
В отличие от остальных барочных украшений базилики, которые были демонтированы в XX веке, часовни Святого Гиацинта и Святой Екатерины Сиенской сохранились в стиле Барокко до наших дней.
Запустение и возрождение
После завоевания Рима в 1870 году Королевством Италии, доминиканцев изгнали из монастыря, а его здания превратили в изолированный госпиталь для инфекционных больных.
Базилика Святой Сабины. Картина Роэслера Франса. 1888 |
В начале XX века доминиканцы смогли восстановить своё владение частью монастырских построек. К тому времени базилика Святой Сабины выглядела иначе, чем мы можем видеть её сейчас. Обилие декоративных элементов, внесённых в интерьер базилики в эпоху Барокко, разрушало стройность интерьера древнего храма.
Интерьер базилики в начале ХХ века |
Поэтому, для придания интерьеру его первоначального вида, на собрании Ордена Доминиканцев было решено удалить большинство барочных изменений и дополнений. Реставрация проводилась в два этапа: в 1914-1919 и 1936-1938 годы. Первым этапом руководил Антонио Муньос, а вторым – П. Бертье.
В 1919-1920 годы Эудженио Чистерно написал фреску вместо уничтоженной в 1723 году мозаики. Арку над апсидой украсили пятнадцать монохромных медальонов, которые изображают Пап и пророков. Два здания по бокам от арки – символы Небесного Иерусалима и Вифлеема, а девять голубей символизируют верующих.
В 1936 году перед пресвитерием были восстановлены хоры. Боковые мраморные плиты украшены растительными, животными и другими орнаментами, каждый из которых имеет свою особую символику. В центр хоров помещена плита, собранная из фрагментов мраморного надгробия мощей Святой Сабины и других мучеников.
Алтарь базилики. Современный вид |
…..
Рядом с базиликой Святой Сабины растёт апельсиновый сад.
Сад перед базиликой Святой Сабины |
Удивительна связанная с его возникновением легенда, которая гласит, что первое апельсиновое дерево в Риме посадил сам Святой Доминик. Деревце взросло из апельсиновой косточки плодов, привезённых им из Испании. Полюбоваться «потомком» этого легендарного дерева, растущим на территории монастыря Святой Сабины, можно через небольшое окошко, расположенное в стене притвора напротив главного входа в базилику. На ограждении, защищающем ствол, имеется надпись по-латыни – «Lignum Habet Spem», что можно перевести как «Дерево сохраняет надежду». Эта надпись отсылает к изречению из Книги Иова (Иов 14:7): «Для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживёт, и отрасли от него выходить не перестанут». История базилики Святой Сабины, пережившей времена расцвета, запустения и нового возрождения, являет собой яркое свидетельство истинности этих слов.
Сестра Маргарита-Иоанна OPs
Прекрасная статья! Респект сестре Маргарите-Иоанне. Материал берет за живое!