14 ноября

11/14/2010, No Comment

Вспоминаем блаж. Иоанна Личчи, пресвитера

В этот же день вспоминаем блаж. Луцию Нарнийскую, деву

Рождение и детство

Блаженный Джованни появился на свет в Каккамо, небольшом городке в нескольких милях от Палермо, на Сицилии, в апреле 1426 года. Он родился в беднейшем районе города, прямо под крыльями замка, в деревне под названием Раббато. Отец его – Джорджо Личчо был фермером, а мать – Тереза Фасо – домохозяйкой. Говорят, что еще в ту пору, когда она носила Джованни в своем лоне, многие соседи видели яркий свет, окутывающий скромный домик супругов Личчо, а некоторые клялись, что видели над их домом святящийся крест. Это несомненно было предвестием того, какой чудесной должна была стать жизнь этого ребенка. Увы, Тереза не долго наслаждалась на земле даром материнства и через полгода после рождения сына, душа ее отправилась на небеса.

Безвременная кончина Терезы потрясла молодого Джорджо, и опечаленный, он всецело отдался физическому труду на своей земле, поручив младенца сестре покойной супруги. Та, однако, не имея детей и живя в бедности, могла кормить младенца только гранатовым соком. Такое питание было недостаточным и маленькое тельце Джованни истощалось день ото дня. Пока не случилось так, что их соседка – молодая мама, движимая состраданием, предложила покормить ребенка грудью.

Вот тогда-то и произошло первое из многих чудес, совершенных Джованни. Муж этой доброй женщины уже долгое время лежал прикованный к постели, и уже само присутствие чудесного младенца в его доме – исцелило его, так что он даже смог вернуться к своей работе в поле.

Но вскоре после этого Джорджо оставил земную жизнь, чтобы воссоединится со своей любимой супругой. Маленький Джованни остался сиротой и, тетя приняла на себя заботу о младенце.

Рассказывают, что однажды, после кормления грудью, тетя уложила его спать в кроватку, вышла из дома, закрыла дверь и стала работать с соседями. Через несколько часов она решила посмотреть, спит ли ее племянник, и осторожно приоткрыла дверь. И тут она увидела необычное зрелище: Джованни стоял на полу между двумя маленькими ангелочками, которые помогали ему нести крест, а вся комната была окутана необычным великолепием. Изумленная этим зрелищем, женщина выбежала, чтобы позвать соседей, но, когда они вошли в комнату, увидели только ребенка, лежащего на полу с сияющим лицом.

Джованни вырос и стал добрым, послушным и ласковым к своей тетушке, мальчиком. Она же работала, чтобы обеспечить своего дорогого племянника всем необходимым. Она привила в его душе первые религиозные чувства, посвятила в благочестивые практики и отправила в школу. Мальчик усердно овладевал знаниями и помогал ей в поле. Будучи одаренным и не по годам мудрым, он редко присоединялся к играм своих сверстников, а любил уединяться, чтобы проводить время в молитве к Пресвятой Деве, особенно любил он святой Розарий.

На молитве он мог подолгу лежать ниц, или стоять на коленях перед Распятием или Святыми Дарами, к которым питал особую преданность. Размышляя о страданиях и смерти Искупителя, он часто обливался слезами и впадал в восхищение.

Доминиканская стезя

Когда Джованни исполнилось пятнадцать лет, он почувствовал призвание к монашеской жизни и решил стать доминиканцем. Крепко обняв любимую тетушку, весьма опечаленную его отъездом, он собрал в суму все необходимое для путешествия и отправился в Палермо.

Приехав в Палермо, впервые увидев большой город, он поначалу был напуган и дезориентирован. Однако, более решительный, чем когда-либо, он стал расспрашивать, где он может найти доминиканцев. Его направили в монастырь Святой Зиты, настоятелем которого в ту пору был блаженный Петр Иеремия, окруженный группой ревностных сыновей святого Доминика.

Жизнь в обители была для Джованни жизнью жертвенности и самоотречения, он ревностно соблюдал монашеские правила, Божьи заповеди и предписания Церкви. Не было среди братии более смиренного, скромного, кроткого, благочестивого, чистого душой и телом, чем он. Никто, кроме него, так не проявлял христианского милосердия в мыслях, словах и делах. И, будто бы всего этого не было достаточно, Джованни, с разрешения настоятеля, совершал другие аскезы и покаянные практики, не предписанные уставом.

Свободные часы он проводил в молитве и созерцании, отдыху он посвящал очень короткое время, умерщвлял свою плоть постами и покаяниями. Те, кто был рядом с ним, были поражены, видя, что столь молодой послушник стал примером даже для самых старых и добродетельных собратьев. После года новициата Джованни был допущен к принесению обетов, что он сделал не без стеснения и с огромным смирением, признавшись, что он ни в коем случае не достойный принадлежать к Ордену Проповедников.

Затем он приступил к изучению философии и теологии, и извлек из этих наук такую пользу, что был признан достойным стать преподавателем теологии в доминиканской школе в Палермо. Когда он принял рукоположение и отслужил свою первую мессу, говорили, что в момент возношения освященной гостии и чаши, его увидели отрывающимся от земли. Это чудо повторялось, поэтому изумленные жители Палермо стекались послушать его мессу, желая также стать свидетелями такого необычного события.

Но отец Джованни хотел всецело посвятить себя созерцательной жизни. Однако, настоятели не могли допустить, чтобы его выдающиеся способности остались в стенах обители, и повелели ему посвятить себя проповедничеству.

В церкви монастыря святой Зиты уже не хватало места, чтобы вместить огромную толпу желающих послушать его проповедь, и вскоре слава о Джованни распространилась по всей Сицилии, и его начали приглашать проповедовать во многих местах. Он всегда путешествовал пешком, опираясь на посох и в сопровождении спутника – собрата по Ордену. Он переходил из города в город, из села в село, оставался проповедовать в течение более-менее долгого времени, в зависимости от потребностей душ, выслушивал исповеди, а потом шел дальше, повсюду распространяя лучи своего рвения и самого пламенного милосердия. Поэтому его стали называть апостолом Сицилии.

Мы можем представить себе, каковы были плоды его апостольства. Отец Джованни Вайрелло, которому посчастливилось слышать его проповеди, говорил, что каждое его слово было «огненной молнией», которая, пронзая сердца грешников, превращала их в воск сокрушения. Темами его проповедей были Страшный Суд и Страсти Господа нашего Иисуса Христа – два самых действенных аргумента для того, чтобы отвлечь грешника от мирских забот и обратить его к небесным. Где бы он ни появлялся, злословие, богохульство, ненависть, воровство, прелюбодеяния, прекращались. Сколько же чудесных обращений произошло под влиянием его проповедей! Он с корнем вырывал из людских сердец самые низменные страсти.

В 1466 году его послали проповедовать в северную Италию, а именно – в Виченцу, в церковь Санта-Корона, которая была основана блаженным Варфоломеем Виченским. Здесь он познакомился с другим прославленным и святым собратом – блаженным Маттео Каррери из Мантуи. Эти два человека стали близкими друзьями и соратниками, соединенными верой и пламенной любовью к Богу и ближнему, хотя были представителями различных культур и разных возрастов (Джованни был гораздо моложе). Здесь также произошло множество чудес и много душ обратилось к Богу, благодаря его пламенной проповеди. Позже он был вызван обратно в Палермо, сначала в монастырь Санта-Зита, а затем в Сан-Доменико. В 1469 году он основал доминиканский монастырь в городке Полицци Дженероза, среди ревностных насельников которого особенно выделялся отце Гандальфо – любимый ученик нашего Блаженного.

Зная и ценя таланты Джованни, Генеральный Магистр Ордена – фра Леонардо де Мансуэтиса, в 1479 году направляет его Неаполь, в монастырь Сан-Доменико-Маджоре. Эти годы стали для Блаженного особенно трудными. Как в монастыре, так и во всем городе нужно было срочно восстанавливать нравственные устои, пошатнувшиеся из-за алчности власть имущих, готовых на все, чтобы завоевывать и подчинять. Жители Неаполя изголодались по слову Божьему, и наш пылкий сицилиец проповедовал, не жалея сил. В Неаполе он оставался до смерти Магистра, а его приемник – фра Леонардо Кассетта, сицилиец из Палермо, прекрасно знавший Джованни, в 1481 году вернул его в монастырь Сан-Доменико в Палермо, отвечая тем самым на многочисленные и настойчивые требованья жителей Сицилии. Вскоре он стал викарием и каноником-визитатором всех реформированных сицилийских доминиканских монастырей.

Прошло еще много лет, прежде чем блаженный Джованни, истощенный трудами и состарившийся, завершил свое апостольство и удалился в монастырь Сан-Доменико в Палермо, надеясь провести в нем последние годы своей жизни и упокоиться в мире. Но Божье Провидение распорядилось иначе.

Возвращение в Каккамо

Однажды ночью в 1487 году, когда Блаженный был погружен в глубокую молитву, явилась ему Пресвятая Дева и повелела отправиться в родные края, где с Божьей помощью он должен основать церковь и монастырь Доминиканского Ордена. На следующее утро Джованни рассказал о своем видении настоятелю и с его разрешения, в сопровождении брата-конверса, покинул Палермо и отправился в родной городок Каккамо. С тех пор, как он ушел оттуда, он никогда там не появлялся.

В Каккамо они прибыли в сумерках. Не ища другого пристанища, он отправился в церковь Аннунциаты, в то время маленькую и скромную, и здесь заночевал со своим товарищем. Пока собрат спал, Джованни преклонил колени перед образом Пресвятой Богородицы, умоляя ее указать ему место, где должен быть построен новый храм с монастырем. И вот, на рассвете ему явился Архангел Михаил и сказал, что там, где он должен возвести стены нового храма, он уже найдет положенный фундамент. Это видение убедило его в божественной защите и Джованни почувствовал огромное утешение. Он отслужил Святую Мессу и отправился на поиски места, которое, хоть и не было указано, должно было находиться неподалеку.

Тем временем, весть о неожиданном возвращении отца Джованни в родной город уже облетела всю околицу, так что люди ни о чем другом не говорили. Некоторые видели его, когда бывали в Палермо, но большинство жителей Каккамо знали своего знаменитого земляка только по имени, и имели огромное желание с ним познакомиться. Когда стало известно, что ищет Джованни, несколько крестьян пришли к нему и сказали, что несколько дней назад видели в роще в восточной части города какой-то фундамент, которого ранее там не было.

Грот, в котором блаженный Джованни уединялся для молитвы

Джованни обрадовался, попросил отвести его в указанную рощу и действительно обнаружил то, о чем слышал в видении. Тогда великое множество народа бросились к этому месту и изумились увиденному. Первый магистрат города сам захотел увидеть таинственное основание. И увидев, он не только публично пожертвовал участок святому согражданину, но и пообещал ему оказать помощь в строительстве здания. Также и другие сеньоры Каккамо пообещали ему свою поддержку. В свою очередь, простые люди, воодушевленные Джованни, выразили желание поработать на строительстве. Итак, 8 мая 1487 года началось строительство церкви и монастыря.

Чудеса блаженного Джованни

С этого момента для Джованни начинается жизнь, полная чудес, совершённых Всевышним через него, для прославления Его верного слуги и для назидания народа Каккамо.

Когда не хватало средств для транспортировки камней, необходимых для строительства, по молитве отца Джованни, на площади перед строящейся церковью вдруг появилась большая повозка, нагруженная известняком, запряженная четырьмя волами, вел которых красивый молодой человек. Как только материал разгрузили, он исчез вместе с повозкой. Этот же молодой человек со своей телегой появлялся еще раз, когда на строительстве церкви закончились материалы.

Рабочие заметили, как он, осенив себя крестным знаменьем, вошел в горящую печь для обжига извести, чтобы поправить камни, сдвинувшиеся с места. Он увещевал каменщиков никому не рассказывать о том, что видели, но они не смогли сдержать свои языки, и вскоре об этом чуде говорил весь город.

Особенно трогательным кажется нам история с ягненком Мартино. Кто-то подарил отцу Джованни белого кудрявого ягненка. Вся монастырская братия обрадовалась такому подарку. Его назвали Мартино и пускали пастись рядом со строящейся церковью. Однажды утром каменщики, воспользовавшись отсутствием монахов, закололи ягненка. Его нежное мясо они поджарили и съели, а чтобы скрыть следы своего преступления, шкуру, кости и внутренности несчастного животного, бросили в печь. Вернувшись, отец Джованни, не нашел ягненка на своем месте и спросил каменщиков, где он. «Мы не видели его» - ответили они. «Что ж, - вздохнул святой монах, - посмотрим, отзовется ли он на мой голос, - и он громко закричал: - Мартино, иди ко мне!» Из печи донеслось долгое блеянье, а потом из нее вышел грациозный ягненок, целый и невредимый, и подойдя к святому, стал лизать ему руки. После этого Джованни сурово порицал этих негодяев, которые, увидев такое чудо, упали на колени, прося прощения.

С помощью своего носового платка, отец Джованни чудесно исцелил раненного в голову ребенка, племянника одного из рабочих. Когда один из строителей пробил ногу гвоздем, отец Джованни, плюнув на землю, сделал брение, как Иисус в Евангелии, и с помощью этого лекарства исцелил его рану. В другой раз, с помощью такого же брения он исцелил бедняка, лицо которого опухло от карбункула, на глазах у лекаря, который и подтвердил это чудо. Позднее, также на глазах у лекаря он крестным знамением исцели гангрену на голове другого мужчины.

Когда стены церкви уже были закончены, строители приступили к ее кровле. Для этого из Палермо привезли деревянные балки, украшенные изображениями доминиканских святых. Но когда строители начали работу, оказалось, что эти балки были на четыре ладони короче, чем было необходимо. Но это не смутило отца Джованни, он призвал строителей продолжать работу, и ко всеобщему изумлению, все балки оказались нужного размера.

К началу января 1488 года строительство храма и монастыря подошло к концу. Печь для обжига извести уже была не нужна, и отец Джованни приказал разобрать ее и на этом месте выкопать колодец. После того как он осенил его крестным знамением, колодец стал наполняться водой. Этот колодец, названный колодцем блаженного Джованни, существует и по сей день.

Когда строительство было закончено, отец Джованни созвал народ на площадь перед церковью и призвал всех покаяться и больше не оскорблять Господа. Вдруг появилась стая воронья, каркающая и машущая своими черными крыльями. Толпа сильно перепугалась, поняв, что это были демоны. Но святой монах успокоил людей, а демонам, именем Божьим, повелел покинуть город и вернуться в преисподнюю. Демоны исчезли, не без громких криков, разбрасывая повсюду искры и распространяя едкий запах серы.

Однажды отец Джованни помог одной бедной вдове, у которой было восьмеро детей. Он утешил ее, увещевая пострадать ради Господа и надеяться на Божье Провидение. Он дал ей немного денег, которые имел при себе, а на следующий день пригласил явиться за помощью в монастырь. Она появилась у дверей монастыря в назначенное время, но была очень разочарована, когда отец Джованни дал ей только одну буханку хлеба. «Падре Джованни, - сказала женщина, - что мне делать с этим хлебом? Этого едва хватит нам на сегодняшний вечер». «Ты увидишь, что это не так, - ответил Божий слуга, - только соблюдай полное молчание и благодари Господа, который смилосердился над тобой». Вечером вдова вместе с детьми съела часть хлеба, а оставшееся спрятала в сундук. Когда же она открыла его на следующий день, то к своему великому изумлению, обнаружила там целую, нетронутую буханку. Это чудо продолжалось восемь лет подряд. Все это время она хранила молчание, но потом все-таки проговорилась своим соседкам, и тогда чудо прекратилось.

Однажды, когда отец Джованни был в гостях у одного фермера, оказалось, что сирокко (жаркий ветер из африканских пустынь) иссушил колосья пшеницы. После молитвы Блаженного фермер со своими сыновьями, все-таки приступил к жатве. Как оказалось, все колосья были налиты зерном, а такого обильного урожая они до сих пор не собирали.

Добрые крестьяне предложили отцу Джованни бесплатно поработать в монастырском винограднике, который называли «Садом Ангелов». Вечером, чтобы их отблагодарить, Джованни принес им на ужин немного хлеба и вина. Крестьяне только улыбнулись, увидев так мало пищи, однако сели за стол, не делая никаких замечаний. И вдруг, хлеб и вино размножились до такой степени, что они не только насытились, но еще и собрали остатки.

Возвращение к Отцу

Блаженный был настолько низкого мнения о самом себе, что считал себя худшим из грешников. Он всегда был смиренным и никогда не приписывал себе тех чудес, которые совершал, будучи убежденным, что все блага исходят от Бога. И когда случалось, что он творил какое-то чудо, настоятельно рекомендовал свидетелям не разглашать его. Он безропотно переносил немощи и превратности жизни, ибо считал себя достойным страданий. Он жестоко умерщвлял свое тело, особенно в последние дни своей жизни. Большую часть ночи он проводил на молитве, стоя на коленях, так что ноги его опухли. Спал он на голом полу, положив под голову камень или палено. Своему слабому телу он не щадил дисциплины, бичуя себя до крови. Чтобы собратья не видели его умерщвлений, он часто удалялся в пещеру.

Утром первого ноября 1511 года он, по своему обыкновению, спустился в церковь, чтобы отслужить мессу. Походка его была поникшей, казалось, что тяжесть стольких лет давила на его седую голову и сгорбленные плечи. Сам он не отрицал, что чувствует себя плохо, но, несмотря на это, он присутствовал на общие молитвы, отслужил мессу и выслушал исповеди, а потом, опираясь на трость, возвратился в монастырь. Войдя в келью, он слег. Лекарь диагностировал лихорадку. Собратья не преминули проявить всю возможную заботу о своем любимом настоятеле, но все их усилия были тщетны.

На тринадцатый день болезни, видя, что приближается к своей кончине, он исповедался, принял Святое Причастие и – стоя на полу – таинство Елеопомазания. После этого он предсказал день и час своей смерти. Простившись с собратьями и добрыми жителями Каккамо, пришедшими его навестить, он передал им свое завещание – мир, милосердие и горячую преданность Пресвятой Деве. Желая утешить их, он сказал слабым голосом, что, если Бог в своей бесконечной благости призовет его на небо, он никогда не забудет ни свой монастырь, ни Каккамо, ни всей Сицилии. Затем он замолчал, оставаясь полностью поглощенным созерцанием Распятого Иисуса, образ Которого он крепко сжимал в руках. Он умер 14 ноября 1511 года, в пятницу, около 21 часа, как и предсказывал. Папа Бенедикт XIV утвердил его культ в 1753 году.

Молитва

Боже, Ты восхотел прославить блаженного Иоанна полным самоотречением и чрезвычайной заботой о том, чтобы являть тайну Твоей любви к бедным. Дай, чтобы по его примеру мы всегда искали угодного Тебе, и стремились приобретать братьев во Христе. Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

Церковь Санта-Мария-дельи-Анджели в Каккамо была основана в 1487 году по инициативе блаженного Джованни Личчо. Фасад ее очень простой, единственным украшением являются центральный портал и мраморная скульптура Пресвятой Девы над ним. Богородица, в окружении ангелов, бросает людям якорь надежды. Работа была выполнена непосредственно по заказу блаженного Джованни.

Левый боковой вход ведет в помещение старого монастыря, два других – внутрь церкви. План церкви прямоугольный, но неправильной формы, главный неф, в котором находится алтарь, отделен рядом из четырех колонн от правого нефа, в котором находятся три боговых алтаря, а в конце – дверь в ризницу. Потолок нефа построен в нормандском стиле. Нерегулярность плана обусловлена более поздними расширениями. Вскоре после смерти Блаженного была пристроена аспида, а еще позднее – старая часовня и правый неф.

No Comment

Отправить комментарий