25 октября

10/25/2010, No Comment

Вспоминаем бл. Петра Иеремию, пресвитера

Орден Братьев Проповедников, созданный на благо Церкви, никогда не произвел столь много великих и святых людей, как во времена величайшей нужды. Во время Великого Западного Раскола, который длился сорок лет, наш Орден дал Церкви трех святых, прославившихся на все времена: святого Викентия Ферреро, святого Антонина Флорентийского и эту поистине выдающуюся женщину, святую Екатерину Сиенскую. Но Орден также дал множество других людей, чья жизнь, хотя не менее святая, не столь широко известна. Среди них следует упомянуть блаженного Петра Иеремию, героя нашего нынешнего очерка.

Был он уроженцем Палермо, на Сицилии. Родители его отличались благородством и благочестием. Андуэн Иеремия, его отец, был налоговым прокурором Марии, королевы Сицилии, а мать его, Констанция, происходила из знатного Генуэзского рода Нери. Родившись в праздник Святого Петра в оковах, 1 августа 1381 года, он получил при крещении имя Петр. Как только он научился говорить, его благочестивая мать научила его молиться. Поскольку она сама привыкла ежедневно посещать доминиканскую церковь, она водила его туда, чтобы с детства приучить к благочестию. Юный Петр не обманул благочестивых ожиданий своей матери и научился любить и бояться Бога с самого раннего рассвета своего разума. Он добился прогресса не только в благочестии, но и в началах образования. Когда он освоил грамматику, риторику и логику, его родители, считая, что Бог даровал им этого ребенка для поднятия престижа их семьи, в возрасте 18 лет отправили его изучать право в Болонский университет. Он был наиболее инициативным среди студентов, и когда регент факультета был вынужден отлучиться, попросил Петра заменить его. Старательный молодой человек весьма успешно оправдал возложенное на него доверие.

Болонский Университет

Завершив обучение, он начал подготовку к получению степени доктора юридических наук. Но одно из тех непредвиденных обстоятельств, которые полностью меняют жизнь человека, произошло в тот момент и с ним. Однажды ночью он услышал стук в окно своей спальни. Это не могли быть грабители, так как он был на третьем этаже. Что же это было? Пока он дивился этому странному явлению, снова услышал этот звук, повторившийся еще громче, чем прежде. Его охватил страх и кровь застыла в жилах. Не в силах подняться, он крикнул: «Кто там стучится?» Тогда он услышал громкий плач и печальный дрожащий голос сказал: «Я – душа твоего родственника» - назвав свое имя – «Получив степень доктора права, я практиковал в адвокатуре с большим успехом, я стал адвокатом и приобрел весьма высокую репутацию. Слепой и несчастный человек, каким я тогда был, ради обретения богатства и славы, я взялся, против своей совести, защищать несправедливые дела. Поэтому перед страшным судом Божьим я оказался без какого-либо защитника, и не имея ничего в свою защиту, я был приговорен к вечным страданиям. Я проклят, и проклят на всю вечность! Но, прежде чем правосудие низвергнет меня в преисподнюю, Бог послал меня, чтобы тебя предупредить. Если ты хочешь быть оправданным перед страшным судом Божьим, беги от судов человеческих!»

Весьма встревоженный этим, Петр всерьез задумался об опасностях того образа жизни, который он собирался принять, и содрогнулся, когда подумал о печальной судьбе своего родственника, который также был адвокатом. «Почему я должен рисковать спасением своей души и подвергать опасности свое вечное блаженство ради воображаемых почестей, мимолетных удовольствий и пустых иллюзий?» - сказал он сам себе - «О, Петр! Бог послал умершего, чтобы предупредить тебя об опасностях, с которыми ты столкнешься, когда будешь заниматься самыми почетными делами. Бог послал к тебе проклятую душу, чтобы сказать, что, обладая состоянием на земле, ты можешь сделать себя спутником его страданий в аду. Не мечтай больше о том, чтобы получить докторскую степень, но займись изучением того, что приведет тебя к спасению».

Он принял решение посвятить себя служению Богу и тотчас дал обет вечного целомудрия. Чтобы сохранить его, он отправился к слесарю и купил железную цепь, которую повязал себе вокруг чресл. Он носил ее на протяжении пятидесяти лет, хотя она впивалась в его тело и причиняла ему невыносимую боль.

Он осознал свое призвание к монашеской жизни и искренне молился, чтобы по Божьей воле он сделал правильный выбор. И Бог в своей премудрости привел его к выбору Доминиканского Ордена. Он же, не теряя времени, предстал перед приором болонского монастыря и смиренно просил принять его. Приор, зная его благочестие и выдающиеся качества, облачил его в хабит, и он начал свое послушничество. Было ему тогда девятнадцать лет. Но призванию его предстояло встретится с серьезным испытанием. Его отец, возлагавший большие надежды на таланты своего сына, весьма огорчился, когда услышал о вступлении сына в монастырь. Он приехал в Болонью, чтобы уговорить его вернуться домой. Прибыв в доминиканский монастырь, он потребовал встречи с сыном. Приор охотно дал свое разрешение, только вот ревностный послушник отказался от встречи с отцом, опасаясь, что зов крови одолеет его решимость и соблазнит его отказаться от своего призвания. Он попросил магистра новициев извиниться за него перед отцом, попросить его благословения и заверить его, что он вполне счастлив и полон решимости, по благодати Божьей, продолжать жизнь, которую он избрал. Отец его был разгневан таким ответом, обвинил его в неблагодарности и пригрозил, что, если братья сами не откажутся от него, он жестоко отомстит им. Магистр новициата постарался его успокоить и посоветовал подождать несколько дней, пообещав, что он обязательно увидит своего сына. Благодать начала сокрушать сердце его отца. «Если Бог, - думал он про себя, - просит у меня принести моего сына в жертву, Он ведь Господь, мой дорогой сын принадлежит Ему больше, чем мне. Да не случится мне когда-нибудь противиться всемогущему Богу. Единственная милость, о которой я прошу, это позволить мне обнять его. Я люблю его больше, чем себя». И когда он наконец увидел своего сына, увещевал его быть стойким в своем святом призвании.

Освободившись таким образом от искушения, которое поставило на его пути отцовская любовь, Петра стал прилагать все усилия, чтобы достичь совершенства в монашеской жизни. В надлежащее время он принес обеты и начал обучение теологии, прекрасно понимая, что истинное знание исходит от Отца. Главной его книгой стал крест Господень, и в своем обучении он достиг высот как в молитве, таки в науке. После рукоположения в священники, он начал проповедовать. Пламенея любовью к Богу и охваченный горячей ревностью о спасении душ, он стал истинным проповедником Христа. Помазание Святым Духом придавало удивительную силу его словам, а его проповеди трогали сердца и совесть его слушателей. Он твердо и настойчиво проповедовал во всех регионах Италии, и нельзя было счесть обращений, произошедших под влиянием его проповедей. Он стал настолько известным проповедником, что, когда святой Викентий Ферреро проезжал через Болонью в 1416 году, пожелал увидеть его. Когда они встретились, святой Викентий с любовью обнял его и увещевал продолжать проповедовать, ведь именно к этому служению призвал его Бог.

В 1427 году отец Бартоломео Тексье, Генеральный Магистр Ордена (в 1426—1449 годах), поручил ему совершить визитацию доминиканских монастырей в Италии. Петр весьма в этом преуспел, восстанавливая в каждом из монастырей строгую дисциплину. Папа Евгений IV (1431-1447) призвал его принять участие во Флорентийском Соборе. Как только стало известно о его отъезде из Палермо, где он в то время находился, городской сенат написал прошение королю Сицилии, умоляя его просить папу и Магистра Доминиканцев разрешить ему остаться в Палермо. Король уполномочил сенат воспрепятствовать его отъезду, но папа не мог согласиться с тем, чтобы его таланты были потеряны для всей Церкви, и настоял на том, чтобы он присутствовал на Соборе. Во время Собора он привлек к себе большое внимание своим рвением и ученостью, и особенно своими ответами на возражение греков против католической доктрины. Папа тщетно пытался склонить его принять высокий церковный сан, настолько велико было его уважение к нему.

По окончании Собора он вернулся в Палермо, где провел несколько следующих лет в строжайшем соблюдении монашеских правил и в апостольских трудах. Он посвящал молитве несколько часов в день, а его покаянные практики были настолько суровы, что заслуживают сравнения с аскезой древних святых отцов пустыни. Его проповеди преобразили всю Сицилию. В Палермо церкви были слишком малы, чтобы вместить огромные толпы, которые стекались к нему на каждую службу, поэтому, когда он проповедовал, приходилось выходить на площадь под открытым небом. С ним произошло то, что и со многими святыми. Бог соделал так, что голос его достигал расстояния, недоступного человеческому голосу. Те, кто находился на расстоянии мили, могли отчетливо слышать его. Однажды он был настолько измучен, что мог говорить только шепотом, и собратья посоветовали ему даже не пытаться проповедовать. «Уповайте на Бога, - ответил он, - ибо Господь дает слова тому, кто проповедует Евангелие». И его упование оправдалось, вера его не была напрасной. Голос его сразу же восстановился, и все отчетливо его услышали. В другой раз, когда он проповедовал на площади перед собором Палермо, некий богатый человек, собираясь совершить убийство, проходил на большом расстоянии от того места, где он проповедовал, и все же услышал такие слова из его проповеди: «Слепой грешник, подумай о том, что ты собираешься совершить! Да не победит тебя страсть, беги от греха, к которому влечет тебя твое сердце». Думая, что эти слова были адресованы именно ему, он разгневался на святого проповедника. Но, осознав, что он не мог услышать эти слова иначе как с помощью чуда, раскаялся в своем злом намерении. Когда проповедь закончилась, он отправился искать святого отца, и найдя его, объявил, что от всего сердца прощает своему врагу ту обиду, которую тот ему причинил.

Кафедральный собор Палермо

В праздник Взятия на Небеса Пресвятой Богородицы он отправился проповедовать в часовню на вершине горы, но перед тем, как взойти на амвон, решил помолиться. Во время молитвы он узрел, как разверзлись небеса и несколько ангелов сошли в пещеру, находившуюся неподалеку. Они быстро вернулись на небеса, унося с собой несколько душ. Бог открыл ему, что это были души нескольких молодых девиц, которые, покинув свои дома, чтобы послушать проповедь, были схвачены разбойниками. Не сумев убедить их согласиться на грех, они жестоко убили их, спрятав их тела в пещере. Таким образом, эти смиренные девы заслужили двойной венец, девства и мученичества. Блаженный Петр с несвойственной даже ему силой, проповедовал и рассказал о своем видении. После проповеди он повел народ крестным ходом к той пещере, где были найдены тела дев-мучениц. Их перенесли в часовню на горе и похоронили со всей торжественностью, которой заслуживала их смерть.

Однажды вечером, оставшись в хоре после утрени, чтобы помолиться в одиночестве, он узрел душу, бледную, изуродованную и такую слабую, что едва могла выбраться из своего склепа. «Петр, - обратилась к нему душа, - Я твой отец, который умер десять дней назад. Сейчас я нахожусь в чистилище, где искупаю ошибки своей жизни. Я обречен остаться здесь на долго. Но Бог, милосердие которого безгранично, избавит меня от оставшихся страданий, которые я должен перенести, если только ты принесешь за меня Жертву Святой Мессы. О, благой Отче Небесный, заклинаю Тебя сжалиться надо мною». Блаженный Петр пообещал отслужить мессу, как только настанет утро, и душа тут же исчезла. На рассвете он отслужил мессу и горячо молился за душу отца весь день. На следующую ночь душа снова появилась, но, как же отличалось ее состояние! Облаченная в чистый свет, исполненная радости, она благодарила его за милосердие и заверила, что он также будет наслаждаться небесной славой.

монастырь св. Зиты

Однажды, в то время, когда блаженный Петр был настоятелем монастыря святой Зиты в Палермо, пришел к нему отец-эконом и сказал, что в кладовой нет еды. Святой приор, взвалив на плечи суму, пошел к берегу моря, где сел в небольшую лодку и отплыл в море, где рыбаки ловили тунцов. В то утро они выли весьма успешны и находились в хорошем расположении. Он попросил их дать ему немного пойманной рыбы, но получил грубый отказ. Безропотно перенеся такое оскорбление, он, сидя в своей маленькой лодке, в которой отплыл, возвел глаза к небу и с любовью пожаловался Богу: «Боже мой, - сказал он, - я сделал все, что мог, чтобы удовлетворить потребности моих собратьев, твоих верных слуг. Теперь Ты должен помочь им». Когда он проплыл около миле к берегу, тунцы, пойманные рыбаками, разорвали сети и косяком поплыли вслед за святым отцом. Изумленные увиденным, рыбаки поняли, что Бог хочет наказать их за недостаток милосердия. Они последовали за ним, умоляя простить их, вернуться и благословить их сети. Блаженный Петр так и сделал. Когда он осенил косяк рыб крестным знамением, они тотчас поплыли обратно и снова вернулись в сети, из которых вырвались. В то утро рыбаки наловили более тысячи тунцов, и отправили в монастырь столько, сколько нужно было братьям.

Он сотворил еще большее чудо, сокрушив сердце нераскаявшегося грешника и обратил его к Богу через покаяние. Жил в Палермо один человек, который прожил такую порочную жизнь, что все возмущались. Блаженный Петр в сердце своем возымел к нему жалость и старался убедить его исправить свою жизнь и совершить покаяние за свои грехи. Словами, вдохновленными истинным милосердием, он увещевал его об опасности вечной погибели, напоминая ему о преступлениях им совершенных, описал ему неотвратимость и суровость Божьего суда и сказал, что, если он тотчас не покается, Бог накажет его, как он того и заслуживает. Но вместо того, чтобы принять этот совет в тому духе, в котором он был дан, несчастный грешник возмутился и в гневе осмелился ударить его. Бог, который всегда защищает трудящихся на Его ниве, иссушил ладонь и руку, которые нанесли удар. Грешник тотчас упал на колени и умолял святого исцелить его руку, обещая оставить свои преступления и совершить покаяние за свою возмутительную жизнь. Он мгновенно исцелился, когда блаженный Петр помолился за него, как он и просил. Он сдержал свое слово и до конца своей жизни давал всем вокруг назидательный пример своим подлинным благочестием.

Часовня бл. Петра Иеремии в кафедральном соборе Палермо

Был у блаженного Петра обычай, приглашать всех городских бедняков на праздник в день святой Зиты. Он сам прислуживал им у монастырских ворот, а когда, как это нередко случалось, пища заканчивалась, Бог чудесным образом размножал ее. Эти и многие другие не менее восхитительные чудеса, прославили блаженного Петра, и многие молодые люди были привлечены в Орден его святостью и приняли облачение.

Когда подошла к концу его приорская каденция в монастыре Святой Зиты в Палермо, он был назначен магистром новициев, должность эта требовала большого благоразумия, такта и милосердия, в сочетании со строгим соблюдением монашеских правил. Он справлялся со всем, что от него требовалось и оставался магистром послушников до 1444 года, когда подал прошение на капитул провинции освободить его от столь серьезной ответственности, чтобы он мог снова посвятить себя проповедничеству. Его прошение было удовлетворено, и он переехал в монастырь в Катании, где своими проповедями принес много блага. В то время там произошло извержение вулкана Этна. Городу и его жителям грозило полное разрушение. Блаженный Петр, вверившись заступничеству святой мученицы Агаты, взял плиту, покрывавшую ее гробницу, и установил ее как заслон от огня, моля Бога сжалиться над своим народом. И когда он молился, пламя остановилось и извержение прекратилось. Все приписали эту божественную милость как молитвам блаженного Петра, так и заслугам святой Агаты.

За несколько лет до его смерти произошло еще одно чудо. Море стало настолько бурным, что ни один корабль не мог войти в гавань, и горожанам стал грозить голод. В своих нуждах они обратились к блаженному Петру. «Прочь всякую печаль! – сказал он членам магистрата, которые пришли просить его о молитве, - Прежде чем сядет солнце, Проведение пошлет вам пшеницу в изобилии». Они удалились, полные надежды, а блаженный Петр стал молить Бога сжалиться над своим народом. Как только он окончил свою молитву, посмотрел на море и увидел там ответ на свои молитвы – корабль на горизонте. Но ветер был настолько сильным, что все думали, что корабль вдребезги разобьется о скалы. Отец Петр снова начал молиться и корабль благополучно прибыл в порт, вопреки всем опасениям. Голод был предотвращен.

Он воскрешал мертвых, и его часто видели окутанным небесным светом. Но по мере того, как Бог наделял его духовными дарами, он укрощал свое тело постом и покаянием. Подвергая себя телесным умерщвлениям, он переносил их с образцовым терпением и никогда не печалился и не унывал, за исключением тех случаев, когда Бог на время лишал его страданий. Он считал боль и страдания милостями Божьими, и когда они не были ему дарованы, полагал, что утратил благодать. Однажды, когда его спросили, почему он такой печальный, хотя ничем не страдает, он ответил: «Потому что мне кажется, что Бог отнял от меня свою десницу».

Церковь Сан-Доменико в Палермо

Преклонный возраст (ему было уже почти семьдесят лет) и усталость от неустанного проповедования заставили его вернуться на Сицилию, в его родную страну. Когда он прощался с народом с амвона, все были в слезах, а толпа, собравшаяся у монастырских ворот, чтобы в последний раз попросить его благословение, была столь велика, что он был вынужден отложить свой отъезд на три дня. Люди поставили у ворот стражу, чтобы помешать ему уйти, пока он не сказал им, что это – Божья воля и распоряжение его настоятеля, и что он обязан повиноваться. И когда он, наконец, отправился в путь, многие сопровождали его. Больше его они не увидели, потому что, как только он добрался до Палермо, тяжко заболел.

Ему был открыт день его смерти. Он служил святую мессу так часто, как только мог. Однажды утром, в ризнице, облачаясь в литургические одеяния, он сказал одному из отцов, что это – последняя месса, которую он отслужит. Как только месса закончилась, он был вынужден вернуться в постель. Во время болезни он часто повторял слова святого Августина: «Здесь жги, здесь режь, не щади меня, чтобы Ты, Господи, пощадил меня в вечности».

В день своего ухода из этого мира он попросил, чтобы ему принесли последнее причастие. Перед тем как принять святой виатик, он созвал вокруг своего одра всех собратьев и усердно увещевал их выстоять в любви и служении Богу, не щадить себя, практиковать умерщвление плоти, взращивать братскую любовь и дух строгого соблюдения доминиканского Устава и Конституций. Увидев их всех в слезах, он постарался их утешить и пообещал, что посетит их духом, когда, по милости Божьей, будет наслаждаться небесным блаженством. И когда, некоторое время спустя, вся община воспылала огромным религиозным рвением, это было приписано его молитвам. Он почил 3 марта 1452 года на семьдесят втором году жизни. Когда собратья омывали его тело, они увидели необычную опухоль вокруг его чресл и сделали надрез, чтобы посмотреть, что было тому причиной. Так они обнаружили железную цепь, которую он надел сразу после своего обращения, пятьдесят лет назад, в ту ночь, когда, как мы уже рассказывали, ему явилась проклятая душа, чтобы предупредить его об опасности вечной погибели. Таким постоянным покаянием он сохранил нетронутым свое целомудрие. Какие же мы иные! Это правда, мы тоже хотим быть святыми, но избегаем покаяния, и наши благие решения и святые желания недолговечны. Мы легко поддаемся искушению, потому что не подражаем святым постоянной молитвой и покаянной жизнью.

Его святое тело было положено во гроб и погребено в церкви, где было окружено всеобщим почитанием. После погребения, на его могиле стали происходить чудеса, и прошло не так много дней, прежде чем многочисленные паломники начали приходить к нему на молитву. Не прошло и месяца, как отцы, в ответ на просьбу народа, были вынуждены вскрыть его гробницу. Его тело было найдено совершенно нетленным. Железная цепь, извлеченная из его тела, хранилась как священная реликвия, и те, кто прикасался к ней, чудесно исцелялись.

Петр был причислен к лику блаженных в 1784 году папой Пием VI. Он также оставил после себя несколько творений: сборник проповедей, трактат о страстях Иисуса Христа, трактаты о вере, о Символе веры и о молитве «Отче наш», которые несколько раз переиздавались. Пять томов его рукописей также хранятся в церкви Сан-Доменико в Палермо, а два других – архивах монастыря Сан-Доменико в Болонье, включая трактаты по моральной теологии и каноническому праву.

Томас Остин Дайсон ОР, из сборника «Звезды в короне Святого Доминика».

No Comment

Отправить комментарий