Отмечаем праздник святого Августина, епископа и Учителя Церкви
Святой Августин (354 — 430), епископ Гиппона и один из четырех величайших учителей Западной Церкви для нас является автором Устава (Regula ad servos Dei) и наставником братской жизни.
В 388 году, после своего обращения, Августин вернулся из Медиолана на свою родину – северную Африку, в свой родной дом в Тагасте. Уже ранее он отверг предложение своей матери св. Моники жениться на благочестивой девушке их хорошей христианской семьи, и жаждал совершить подвиг монашеской жизни, которая на Западе еще не была так известна, как в Египте или Сирии. Совсем недавно св. Мартин Турский (316-397), подражая св. Антонию Великому (251-356), основал первые монашеские обители в Галлии: в Лигуже (недалеко от Пуатье), а потом в Мармутье.
Следуя порыву сердца, Августин продал свое имущество и раздал деньги бедным. Единственное, что он сохранил, это поместье, которое он превратил в монашескую обитель, в которой поселился сам, со своими друзьями, которые решили разделить с ним эту форму подвижничества. Позже, став епископом, он приглашал своих священников разделить с ним жизнь в монашеской общине.
Августин следовал правилам монашеской жизни, какой она была известна его современникам, создавая устав для монахов и монахинь римской Африки. Как и у св. Василия Великого (330-379), взгляды Августина отличались от более ранних принципов, основанных прежде всего на суровых аскетических практиках. В «Путях Католической Церкви» Августин представил современную критику методов восточных отшельников в египетской пустыне. Говорил, что их крайняя изоляция и чрезмерный аскетизм «уже не продуктивны» для Церкви или общества. В ответ на это Августин пропагандировал бедность духа и воздержание сердца, живя не в пустыни, а в городе.
В Гиппоне члены его монашеской общины жили в общине, сохраняя при этом свои пастырские обязанности. Для Августина «любовь к ближнему была просто еще одним выражением любви к Богу». Одним из элементов общинной жизни была простота образа жизни. Что касается использования собственности или имущества, Августин сделал добродетелью не бедность, а щедрость. Свой Устав он начинает такими словами:
«Превыше всего, возлюбленные братья, должно вам любить Бога, затем ближнего, ибо сие есть две наибольшие оставленные нам заповеди. (…) Воедино вы собраны главным образом ради того, чтобы единодушно жить в доме; итак, да будет у вас одно сердце и одна душа в Боге. И не называйте ничего своим, но да будет все у вас общим…»
Августин не приветствует в монастыре «уравниловки», но повелевает настоятелю «раздавать пищу и одежду не всем поровну, ибо не все вы наделены равными силами и здоровьем, но каждому по его потребностям».
Он также понимает «относительность» понятия бедности. Ведь в монастырь вступали люди из различных сословий, привыкшие к различным уровням бедности или богатства. Что для одного могло считаться богатством, для другого, привыкшего к более высокому уровню жизни, могло считаться бедностью. Поэтому он пишет: «Итак, имевшие что-либо в миру, поступив в монастырь, пусть охотно соглашаются с тем, что отныне это будет общим. Не имевшие же ничего пусть не ищут в монастыре, чего не могли иметь вовне…»
Большое внимание он уделял молитве, но не предлагал никаких конкретных методов, систем или поз; хотя он высоко ценил псалмы. Он пишет: «Молитве предавайтесь в установленные часы и времена дня (…) Молясь Богу псалмами и гимнами, размышляйте в сердце своем о том, что произносят уста».
Отношение Августина к телесной аскезе также можно назвать «либеральным». Если суровое «умерщвление плоти» было неотъемлемым условием монашеской жизни отцов пустыни, Августин пишет: «Тело умерщвляйте постом и воздержанием в еде и питье, насколько позволяет вам здоровье. Если же кто не может поститься, пусть хотя бы не вкушает никакой пищи в часы, не предназначенные для трапезы, разве что он болен».
Несколько его друзей и учеников, возведенных в епископство, подражали его примеру, среди них Алипий в Тагасте, Поссидий в Каламе, Профутур и Фортунат в Кирте, Эводий в Узалисе и Бонифаций в Карфагене.
Устав святого Августина был написан около 400 года, и представляет собой краткий документ, разделенный на восемь глав и служащий основой монашеской жизни, которую следует вести в общине. Это старейшее монашеское правило в Западной Церкви.
Падение Римской Империи и Великое переселение народов, внесло свои коррективы и в формы монашеской жизни на Западе. Августин умер 28 августа 430 года, во время первой осады Гиппона вандалами. Позднее, св. Бенедикт (480-547) создает свой Устав, который широко распространился по всему Западу, и именно он будет признан «патриархом западного монашества». Но устав св. Августина не будет забыт. В ходе Григорианской реформы, епископы многих городов создают при своих соборах общины каноников, общинная жизнь которых нуждается в подчинении определенным правилам. Монашеский Устав св. Бенедикта не очень им подходил, а вот Устав св. Августина, более отвечал требованиям такой формы жизни. Такими прогрессивными епископами были также Мартин Базан и Диего д’Азеведо – создавшие капитул каноников в Осме, членом которого стал и св. Доминик.
После IV Латеранского Собора папа Иннокентий III призвал святого Доминика и его братьев избрать какой-нибудь из древних Уставов, чтобы новая монашеская семья могла обрести доверие. Согласно Иордану Саксонскому «вскоре после этого, те, кто должны были стать Орденом Проповедников, принесли обеты по Уставу святого Августина, славного проповедника. Возложили на себя более строгие правила в отношении пищи, постов, ночных бдений и шерстяных облачений».
Гумберт Романский доказал, что за образец для своего Устава святой Августин взял жизнь Апостолов. Если учесть, что святой Доминик, будучи каноником, почти двадцать лет прожил по Уставу святого Августина, становится понятным, насколько совершенно, избранная Августином апостольская жизнь, соответствует цели нашего Ордена. Также в наше время послушание апостольскому Уставу святого Августина и Конституциям Ордена охватывает все аспекты доминиканской жизни.
Молитва
Боже, Ты Своим дивным Промыслом вывел святого Августина из тьмы заблуждений к свету Евангельской истины, дай нам утешаться оказанным ему милосердием и по его молитвам вести жизнь более совершенную. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.
Отправить комментарий