Об Уставе св. Августина

8/28/2010, No Comment

Из Толкования на „Устав св. Августина, епископа”, написанного бл. Гумбертом Романским, священником (Opera de vita regulari, ed. J.-J. Berthier, vol. I, Romae 1888, pp. 43-51).

Святой Августин, кисти Хуана де Боргонья

Среди множества разнообразных уставов, по которым живут монахи в Церкви, есть такие, что были составлены мужами, не отмеченными в перечне святых. Есть и такие, что принадлежат святым, но таким, которые не прославились мудростью. Хватает и таких уставов, которые хотя и вышли из-под пера людей святых и преисполненных мудрости, однако не удостоились широкого внимания. Несомненно, святость мужа имеет большее значение в определении спасительных правил, чем мудрость, однако также и святая простота, когда не руководится мудростью, изрекает мысли не достойные особой похвалы. С другой стороны слова, произносимые человеком святым и мудрым, но не имеющим авторитета, принимаются менее охотно. Сколь же прекрасен и достоин принятия устав, о котором известно, что он был дан нам мужем великой святости и мудрости и имеющим непререкаемый авторитет, а именно святым Августином, епископом!

Ибо святой Августин составил свой устав по образцу апостольской жизни, как это явствует из того, что об этом пишется в книгах и поется, а именно, что он стал жить по уставу, основанному на учении святых Апостолов. А в одной из проповедей сам он говорит: «хотим жить жизнью апостольской». Кто же посмеет усомниться в том, что жизнь апостольскую нужно ставить выше, чем иные способы жизни? Какими же похвалами прославлять устав, берущий свое начало от такого образца?!

Кроме того, заметим, что есть множество уставов, которые налагают много телесных предписаний, в то время как устав святого Августина, касается скорее дел духовных, таких как любовь к Богу и ближнему, единения сердец, единодушия нравов и тому подобного. А кому ж не ведомо, что упражнения духовные важнее телесных? Посему, чем более устав касается вопросов духовного порядка по сравнению с телесным, тем большей он достоин похвалы. При этом устав святого Августина столь же далек как от избытка, так и от недостатка предписаний, но, не впадая в губительные крайности, держится золотой середины, что свойственно великой добродетели.

Еще отметим, что в своем уставе святой Августин сперва дает повеления. Однако, поскольку они имеют значение только тогда, когда исполняются, то после этого он приводит средства для их исполнения. Перечисляя же повеления, на первое место он ставит заповеди Божии, а на второе свои наказы. Излагая свои повеления, он сперва объясняет способ их передачи, а затем изъясняет отдельные повеления. Что же, скажите на милость, может быть в уставе лучше, чем повеления Божьи и человеческие соединенные с тем, что помогает их исполнять? Все это содержит устав святого Августина, и таким образом содержит все, что необходимо для монахов.

Кроме того устав святого Августина более других подходит проповедникам. Известно, что проповедники должны быть образованы. Поэтому, сколь же справедливо, чтобы в соответствии с уставом столь образованного мужа, который хотел, чтобы его ученики ни одного дня не проводили без чтения книг, жили те, чьё задание состоит в том, чтобы постоянно учиться и учить! Кроме того, поскольку святой Августин за образец для своего устава принял жизнь Апостолов, которой должны усердно подражать все проповедники, устав сей лучше подходит проповедникам, чем все иные.

Некоторые уставы налагают такие обязательства, касающиеся одежды, труда и других дел, что живущие по ним очень отличаются образом жизни от других людей. Такая инаковость иногда мешает плодотворной заботе о душах, в то время как плодотворности служения помогает похожесть на людей. Поэтому-то Павел стал всем для всех, чтобы, уподобляясь им, всех приобрести. А поэтому устав святого Августина, который не налагает особых обязательств, лучше подходит проповедникам. Кроме того, создавая новый Орден Проповедников, надлежало установить некие новые принципы, касающиеся обучения, бедности и тому подобного, которые надлежало бы добавить к их уставу. Поэтому нужно было выбрать такой устав, в котором не было бы норм, противоречащих тому, что следовало установить. Этому требованию отвечает устав святого Августина, к которому без труда можно присоединить различные распоряжения, относящиеся к положению проповедников.

А поскольку святой Доминик, Отец Братьев Проповедников, достиг совершенства во всяческом благе, а также плодотворного труда в спасении душ, придерживаясь именно этого устава, то сколь же ревностно его сыны должны ему в этом подражать и достичь его совершенства!

Перевод: о. Юрий Дорогин ОР

No Comment

Отправить комментарий