Вспоминаем св. Ингрид Элофсдоттер из Шенинге (Skänningе), вдову и монахиню
Ингрид происходила из одного из самых знатных дворянских домов Эстергётланда. О ее отце Элофе мало что известно, кроме того, что он и его супруга были похоронены в аббатстве Альвастра. Элофссоны входили в круг магнатов, приближенных к ярлу Биргеру. Их родовые поместья находились в округе Аска на северо-западе Эстергётланда, но они также владели поместьями в Оттенбю на Эланде. Отцовские земли наследовал брат Ингрид – Андерс Элофссон, второй же ее брат – Йохан Элофссон был рыцарем Тевтонского Ордена в Ливонии (бывший Орден Меченосцев, поглощенный Тевтонским Орденом в 1237 году) и, таким образом, одним из очень немногих известных шведских рыцарей. Он был посвящен в рыцари не позднее 1281 года. Оба брата всегда поддерживали духовные устремления своей сестры и помогали ей также финансово. Йохан завещал свои земли женскому монастырю Шенинге, который основала Ингрид. А еще Йохан приходился тестем рыцаря, тайного советника и законодателя Уппланда Биргера Перссона, отца святой Биргитты.
Вся семья отличалась большим благочестием и была близка к Доминиканскому Ордену, появившемуся в Швеции в 1200-х годах, и к двум великим мистикам того времени: Петру Датскому и Кристине Штоммельнской.
Петр Датский и его духовные дочери
Перт Датский (Petrus de Dacia) был доминиканцем, происходившим из Готланда. Свое прозвище он наверняка получил во время учебы, хотя Швеция была уже независимым королевством, на всех скандинавов в Европе смотрели как на датчан. Он считается первым шведским писателем, хотя писал на латыни. В 1266—1269 годах он обучался в Кёльне, продолжил учёбу в 1269—1270 годах в Париже. Затем с 1271 года был лектором в шведских монастырях Ордена в Шенинге и Вестеросе. Был также приором в Висбю. Пётр известен своей перепиской и с Кристиной фон Штоммельн (Stommeln), бегинкой, первой женщиной, у которой, как сообщается в средневековой книге «Codex Iuliacensis» (между 1320—1350 годами) были документально зафиксированы стигматы. Кристина жила, в расположенной северо-западнее Кёльна, деревне Штоммельн. В 1908 году она была беатифицирована папой Пием X. Сейчас реликвии ее покоятся в церкви Успения Пресвятой Богородицы в городе Юлих.
Ингрид, как приличествовало девушке из дворянской семьи, получила благородное, христианское образование. Душа ее была полна искренних идеалов, и с ранних лет она жила в пылу благочестия, которое никогда не ослабевало. Самые героические добродетели казались ей естественными, и когда родители вынудили ее в молодом возрасте вступить в очень выгодный брак, все это мирское великолепие не ослепило ее, и она продолжала жить в мире, не будучи от мира.
Половина рунического камня в монастыре святой Ингрид
Ее супругом стал рыцарь, по имени Сигге, который умер не позднее 6 апреля 1271 года. Овдовев, Ингрид, которая принадлежала к кругу благочестивых женщин, привлеченных харизмой Петра Датского, возжелала избрать монашеский путь в Доминиканском Ордене. В Шенинге уже был монастырь братьев Ордена, лектором в котором служил Петр Датский, который всячески поддерживал ее устремления. В одном из своих писем Петр описывает аскетическую жизнь, полную мистических переживаний, одной из своих «духовных дочерей», которой, как полагают, была Ингрид. Вместе со своей сестрой Кристиной и другими благочестивыми женщинами, Ингрид основывает в Шенинге женский монастырь в честь св. Мартина. Произошло это около 1272 года, но поначалу монастырь был неформальным, не получившим официальное утверждение Святого Престола.
Руины монастыря св. Ингрид
После нескольких личных визитов в Рим ей удалось получить одобрение папы Мартина IV. Согласно гораздо более позднему источнику, она также совершила паломничество в Иерусалим и Сантьяго-де-Компостелла. По крайней мере, в одном паломничестве Ингрид сопровождала Мехтильда, которая согласно легенде, сбежала от мужа в первую брачную ночь и стала спутницей Ингрид (почила 1288).
Официально монастырь был освящен только 15 августа 1281 года. На торжестве присутствовал король Швеции Магнус III.
А в следующем – 1282 году, 9 сентября, Ингрид почила.
Считается, что Ингрид стала примером и источником вдохновения для святой Бригитты, хотя родственниками они не были. Племянница Ингрид – Кристина, дочь Йохана была первой супругой Биргера Перссона, а Бригитта была его дочерью во втором браке.
Реликварий св. Бригитты
Сразу после смерти Ингрид становится объектом почитания. На ее могиле и по ее заступничеству происходит множество чудес, но официально ее культ не был утвержден. Когда в 1391 году была канонизирована св. Бригитта, предпринимаются шаги к канонизации Ингрид. Процесс был инициирован в 1405 году. На Констанцском соборе в 1414 году епископ Линчёпинга Кнуд Боссон тщетно пытался добиться ее канонизации. Однако в 1499 году удалось получить разрешение папы Александра IV на перенесение ее реликвий, что и произошло в 1507 году в присутствии короля и всех епископов Швеции, но официальная канонизация, похоже, так и не состоялась. Ее реликвии хранились в монастыре Шенинге, а во времена Реформации, когда основанный ею монастырь был разрушен, были перенесены в ковчег Святой Биргитты в монастырской церкви Вадстена.
В 1645 году эту церковь посетил французский балетмейстер Антуан де Болье, который украл череп из реликвария, полагая, что это череп святой Бригитты. Три года спустя он передал череп французскому послу Гаспару Куанье де ла Туллери. Он взял череп с собой во Францию и ненадолго передал его церкви Курсон-ле-Каррьер в Бургундии. В 1959 году череп был передан монастырю Бригиток в Удене в Нидерландах, где он сегодня почитается, как череп святой Бригитты. Действительно ли это череп Ингрид, на сегодняшний день неизвестно.
Отправить комментарий