Вспоминаем бл. Варфоломея Виченского, епископа
Согласно традиции, блаженный Бартоломео происходил из знатного дворянского рода из Бреганце – селения к северу от Виченцы в предгорьях Малых Доломитовых Альп, хотя сам он всегда подписывался как Bartholomaeus Vicentinus. Предположительно, он появился на свет 8 сентября 1206 года, хотя биографические данные на это счет весьма скудны. Мало что известно и о его начальном образовании. В доминиканский Орден он вступил скорее всего в Падуе, около 1220 года (заметим, что Падуанский Университет будет открыть только в 1222 года). Святой Доминик в то время был еще жив, но не известно, лично ли он принял тогда еще совсем молоденького юношу в свой Орден.
Для получения теологического образования Бартоломео отправляют в Болонью. Там он был рукоположен в священники, а позднее ему поручают преподавание Священного Писания в доминиканском Studio Generale. Затем он отправляется в Ломбардию и в Парму.
В 1233 году во многих городах центральной и северной Италии стремительно развивается движение «Аллилуйя». Бартоломео активно включается в это спонтанно возникшее народное движение, стремящееся к реформированию религиозной и моральной жизни горожан. Движение выступает против ростовщичества, роскоши, разврата и содомии, а также против ереси. В этом движении Бартоломео тесно сотрудничает со своим земляком, доминиканцем Джованни из Виченцы и францисканцем Герардом из Модены. В Парме им удается включить в городские статуты положения в защиту бедняков, поддержание гражданского мира, а также законы против ереси и нарушителей общественной морали.
В том же 1233 году Бартоломео создает рыцарский орден под названием Воинство Иисуса Христа (Militia Jesu Christi) с целью защиты свободы Церкви от посягательств светской власти, защиты от ереси, а также защиты вдов, сирот и бедняков. Целью основателя было связать городскую аристократию узами дружбы и верности с делом Церкви, не удаляя ее при этом от семейной и политической жизни. Орден был утвержден папой Григорием IX 22 декабря 1234 года, а его устав был санкционирован буллой Quae omnium от 24 мая 1235 года.
Мужчины и женщины, из дворянства или зажиточных горожан принимались в это Воинство: аристократы составляли класс рыцарей, выходцы из других сословий - сержантов. Подражая доминиканцам, рыцари облачались в белые туники и носили черные плащи. Орденом руководил Генеральный Магистр, избираемый рыцарями и подтвержденный церковной властью. Рыцари приносили обет послушания, но сохранять безбрачие и бедность, а также жизнь в общине, какую практиковали монахи, не требовалось. Члены ордена должны были исповедоваться и причащаться по крайней мере трижды в год: на Пасху, Рождество и Пятидесятницу, ежедневно читать Часослов, или же семь «Отче наш» и «Радуйся, Мария» в каждый канонический час, соблюдать пост в определенные периоды и каждый месяц собираться, чтобы выслушать объяснение Святого Писания и устава.
Они были освобождены от гражданских воинских повинностей, от уплаты чрезвычайных налогов и от церковного интердикта (который папы того времени очень часто использовали в качестве наказания для нелояльных Святому Престолу городов); тем из них, кто погиб в бою, даровалось полное отпущение грехов; имущество ордена находилось под покровительством Церкви.
Орден просуществовал только тридцать лет: в своих «Хрониках» Фра Салимбене (францисканский историк и писатель) напишет, что видел его «начало и конец». Оставшиеся к тому времени рыцари присоединились к возникшему в 1261 году ордену Братьев Преславной Девы Марии (Ordo Militiæ Mariæ Gloriosæ).
После этих событий, Бартоломео был приглашен в Рим, чтобы принять пост Магистра Священного Дворца (ныне эта должность именуется «теолог папского дома» и по традиции, начиная со св. Доминика, ее занимают братья-проповедники). Это назначение он получает в 1235 году от папы Григория IX. Фактически он становится первым Магистром Священного Дворца, после чисто символического пребывания на этом посту св. Доминика. В 1246 году его сменит доминиканец Аннибальдо Аннибальди. При папе Иннокентии IV он также был профессором Римской курии и советником папы.
Святой Людовик в крестовом походе
В 1252 году Бартоломео был рукоположен в епископа Лимассола в тогдашнем латинском королевстве Кипр. В это время продолжается Седьмой крестовый поход, возглавляемый королем Франции Людовиком Святым. После поражения в битве при Мансуре (8-11 февраля 1250 г.) Людовик попадает в плен, а после освобождения, до 1254 года остается в Святой Земле. В это время папа назначает Бартоломео своим легатом при Людовике, вместе с котором они посещают оставшиеся в Палестине владения крестоносцев: Яффу, Сидон и Акко. Правдоподобно, Бартоломео становится также исповедником короля.
Но крестовые походы ведутся не только против сарацин. Папа Александр IV объявляет крестовый поход против внутреннего врага – отлученного от Церкви, союзника умершего в 1250 году императора Фридриха II, жестокого и безжалостного кондотьера Эццелино III да Романо. 18 декабря 1255 года папа назначает Бартоломео епископом Виченцы, которым владеет в это время Эццелино. Бартоломео смог взойти на свою кафедру только после смерти тирана – в 1259 году, а до этого времени он пребывал в Падуе, где правили гвельфы, и которая наиболее активно участвовала в войне против тирана.
Епископ Варфоломей получает Святой Шип от короля Франции Людовика IX (Виченца, Церковь Санта-Корона, центральный фронтальный алтарь)
Также в 1259 году Бартоломео отправляется с дипломатической миссией ко двору короля Англии Генриха III. Возвращаясь из этой миссии, он посещает Париж, где Людовик IX, вспоминая о времени, проведенном вместе в Святой Земле, дарит ему священную реликвию Истинного Креста Христового и один из шипов тернового венца.
С этими драгоценными реликвиями, в 1260 году он торжественно прибывает в Виченцу, где духовенство и народ выходит ему на встречу, провозглашая: «Блажен, грядущий во имя Господне». В том же году он начал строительство церкви Санта-Корона и прилегающего к ней монастыря доминиканцев. Строительство будет закончено только в 1270 году.
Торжественный въезд епископа Варфоломея в Виченцу (Церковь Санта-Корона, центральный фронтальный алтарь)
Город возрождался после деспотического правления Эццелино. Был восстановлен городской муниципалитет, но в намного более плачевном состоянии находилась местная церковь, впавшая за последние годы в состояние деградации. Будучи образцовым доминиканцем, Бартоломео ревностно противостоял катарам, которым покровительствовал Эццелино, и многих из них, при помощи публичных дебатов, смог обратить в истинную веру.
Он был человеком большой культуры и честности, конкретными действиями он способствовал развитию образования и нравственному исцелению в городе, который все еще был заражен ненавистью и насилием. Граждане города, как и городской магистрат доверяли ему быть арбитром в каждом споре. На три года он стал фактическим владетелем. Жители Виченцы зашли так далеко, что принесили ему клятву верности, как феодальному сеньору.
Но в 1264 году Виченца была подчинена Падуе, и епископ утратил большую часть своей власти и влияния. Он прожил последние годы в разочаровании, даже просил папу Климента IV освободить его от управления епархией, но тот не принял его отставку. Он умер в 1270 году в Виченце и был похоронен в церкви Санта-Корона, строительство которой как раз было завершено в этом году.
Кроме прекрасной церкви Санта-Корона, блаженный Варфоломей оставил после себя литературное наследие (430 произведений). Это сборники его проповедей, Комментарии к Песни Песней и мистический трактат De venatione divini amоris (В поисках божественной любви), вдохновленный мыслью Дионисия Ареопагита. Особого внимания заслуживают его проповеди, посвященные Деве Марии - Sermones de beata Virgine, один из самых интересных сборников тринадцатого века.
11 сентября 1793 года папа Пий VI провозгласил его блаженным.
Отправить комментарий