30 октября

10/30/2010, No Comment

В этот же день вспоминаем ирландских мучеников: Теренса О'Брайена, епископа и Питера О'Хиггинса, пресвитера.

Вспоминаем бл. Бенвенуту Бояни, деву

4 мая 1254 года Коррадо Бояни, благородный сеньор из города Чивидале-дель-Фриули, гражданин Венецианской республики, ожидал появления на свет своего седьмого ребенка. Он очень хотел, чтобы это был сын, поскольку шестеро дочерей уже радовали его дом своим присутствием. Когда ему сообщили, что снова родилась девочка, он, ничуть не разочаровавшись, воскликнул: Sia anch'essa la benvenuta! (Пусть и она будет желанной!) От этого восклицания, согласно традиции, девочка и получила свое имя, данное ей при крещении. Хотя имя Бенвенута (Добро пожаловать) уже и ранее появлялось среди женщин из этой семьи. Позже родились и сыновья, и род Бояни был продолжен, как желал того Коррадо. Один из его сыновей – Джакомо († 1328 г.) также стал доминиканцем.

С ранних лет девочку влекла жизнь в молитве и уединении, которая вскоре привела ее к вершинам святости. Она не участвовала в детских забавах, а предпочитала проводить время в молитве. Особым образом она посвятила себя Пресвятой Деве Марии, показывая ей свою горячую любовь неустанным повторением слов Ангельского Приветствия. Еще не достигнув семилетнего возраста, она каждый день повторяла «Радуйся Мария» тысячу раз, сопровождая молитву коленопреклонениями и глубокими поклонами. Родители нежно любили свою дочь, оберегали и не препятствовали ее аскетическим практикам, не зная, насколько они на самом деле были суровыми.

Чивидале-дель-Фриули

Чтобы полностью посвятить себя своим благочестивым практикам, Бенвенута соорудила для себя небольшой скит в дальней части сада, прилегающего к их дому, в котором, скрытая густыми зарослями, могла свободно предаваться молитвам и созерцаниям. Одна из ее старших сестер безуспешно пыталась соблазнить ее дорогими платьями и земными удовольствиями, но Бенвенута предпочитала власяницу и строгий пост. Однако не все ее сестры были столь тщеславны. Мария, оставшись незамужней, была близка ей духом и покаянным образом жизни и всегда поддерживала младшую сестру. Она почила в 1298 г. А ее сестра Беатриче стала монахиней и настоятельницей женского бенедиктинского монастыря в Чивидале - Санта-Мария-ин-Валле (она почила в 1342 г.). Бенвенута же становится верной прихожанкой недавно основанного (в 1252 г.) доминиканского монастыря Сан-Доменико-ди-Чивидале. Напомним, что ее брат Джакомо вступил в этот монастырь, а ее благочестивый отец становится щедрым благодетелем этой обители. Ее духовником наставником становится отец Коррадо ди Кастеллерио, который позднее станет также ее биографом.

В возрасте двенадцати лет Бенвенута посвятила себя Богу, принеся обет девственности. Возможно, в это же время она вступает в общину Сестер Ордена Покаяния, существовавшую при доминиканском монастыре, но какие-либо записи, подтверждающие это, отсутствуют. Посвященная Богу дева в тайне от семьи практиковала суровые покаяния, посты, воздержания и самобичевания. Она не хотела привлекать внимание родных, и даже своему духовнику она не рассказала о своих необычайных умерщвлениях, пока не оказалась в серьезной опасности. Веревка, которую она носила на бедрах, огрубела и пронзала ее тело, вызывая невыносимые язвы. Развязать же узел стало уже невозможно. Боясь обращаться с этой проблемой к людям, чтобы не раскрыть свои покаянные практики, она воззвала к Божьей помощи. И в тот же миг неповрежденная веревка упала к ее ногам. После этого, в видении явился ей сам святой Доминик, который приказал открыть духовнику все тайны ее аскетической жизни.

С большим усилием, Бенвенута все-таки повиновалась святому Патриарху, и духовник строго-настрого запретил ей пользоваться такими орудиями покаяния. Однако, здоровье ее было подорвано, и на протяжении следующих пяти лет она оставалась практически парализованной, неспособной самостоятельно передвигаться, ее мучила астма и сильная дрожь в руках. Но еще больше мучили ее нападки злых духов, которые постоянно изводили ее искушениями, пытаясь довести до отчаяния, нарушали ее молитву богохульствами и непристойными песнями, также причиняли физическую боль. Но она всегда выходила из таких испытаний победительницей, призывая на помощь Пресвятую Деву Марию.

Самым большим наказанием для нее в этот период было то, что она не могла участвовать в Святой Мессе, и не могла слушать Salve Regina после повечерья в церкви Сан-Доменико. Ее сестра, Мария, чтобы осчастливить ее, предложила носить ее в церковь на плечах, хотя бы в воскресные дни, в чем ей вызвались помочь добродетельные соседи. Бенвенута, зная о том, сколь тяжким было это служение для ее доброжелателей, подумала, что принимать его было бы весьма эгоистично с ее стороны. Тогда она начала молить Богородицу об исцелении, дав обет, что, если ее моления будут услышаны, она совершит паломничество в Болонью, к гробнице святого Доминика. Она исцелилась чудесным образом в церкви, в присутствии всего народа в праздник Благовещенья, который был ее любимым праздником. Сразу после этого, чтобы исполнить свой торжественный обет, она отправилась в Болонью, а сестра Мария вызвалась сопровождать ее.

Велон блаженной Бенвенуты

На обратном пути они посетили Венецию, где, в монастыре доминиканцев она открыла братьям свой духовный опыт, о котором ранее знали только ее исповедник и брат Джакомо. Там же она встретила отца Коррадо ди Кастеллерио, который к тому времени покинул Чивидале, исполняя различные служения, возложенные на него Орденом. Она открыла ему все тайны своей духовной жизни и согласилась с его просьбой, описать ее мистический опыт в книге, для назидания верных.

Вернувшись домой, Бенвенута продолжала свою обычную жизнь, полную покаянных практик и мистических откровений. В это время она часто посещала женский монастырь Санта-Мария-делла-Челла, и подолгу пребывала в его стенах. Этот монастырь был основан в 1267 году, а между 1282-85 годами, был присоединен к Доминиканскому Ордену. Отец Бенвенуты также стал благодетелем этой обители благочестивых девиц. Блаженная долгое время перебывала в этой общине, но так и не вступила в нее.

Жизнь блаженной Бенвенуты была, по существу, созерцательной. Даже в семье. Ее близкие, зная о ее мистических переживаниях, были счастливы избавить ее от повседневных забот и житейских проблем. Ее экстазы всегда носили радостный характер. Можно сказать, что она жила, погруженная в созерцание радостных тайн. Автор ее жития повествует, что только однажды, на Страстной неделе, Бенвенута пережила скорби и страдания своего Спасителя, но с приходом Пасхи она снова в изобилии была наполнена излиянием небесного счастья. Однажды, на Рождество, она получила от Пресвятой Девы возможность подержать на руках Новорожденного Божественного Младенца, а в другой раз, в церкви недалеко от ее дома, она встретилась с ребенком, которым оказался маленький Иисус. От всемилостивой Девы Марии она получила обещание, что выйдет победительницей в той страшной борьбе, которую вели с нею демоны. Последнюю битву ей предстояло вынести на смертном одре. Коварный враг внушил ей убежденность в том, что все ее покаяния и молитвы были вдохновлены укрытой гордыней, поэтому она лишена Божьей милости и приговорена к вечному наказанию. Присутствующие, по перемене ее лица, поняли, что нечто чрезвычайно сильно терзает ее душу. А из ее уст непрестанно изливался только один призыв: «Мария, Мария!» Это имя обратило коварного врага в бегство. Блаженная мирно почила 30 октября 1292 года в возрасте 38 лет, в отцовском поместье в деревне Сан-Пьетро-ди-Чивидале.

Бернардо Мария де Рубейс

Она была похоронена в церкви Сан-Доменико, и у ее гробницы сразу же начали происходить чудесные исцеления. Иногда по ночам место ее погребения сияло дивным светом. Тем не менее, со временем о Бенвенуте забывают.

В мае 1447 года известный доминиканский теолог Леонардо Маттеи из Удине попросил муниципальный совет Чивидале разрешение вскрыть гробницу «некой дамы Беневенуты», утверждая, что она была святой. Гробница была вскрыта, но святое тело не было обнаружено. Но, несмотря на отсутствие реликвий, Маттеи возобновляет бывший некогда живым, культ Блаженной, основываясь на легендах о ее жизни, написанных в конце XIII века.

После неудачной попытки беатификации в семнадцатом веке, в 1765 году дело дошло до канонического признания культа Бенвенуты. После трудного процесса, за которым с 1751 года с постоянством следил выдающийся доминиканский теолог Бернардо Мария де Рубейс, уроженец Чивидале, папа Климент XIII объявил ее блаженной.

Монастырь в Чивидале был закрыт в 1810 году, что в скором времени привело к разрушению церкви.

Коррадо ди Кастеллерио начал писать житие Блаженной в 1294 году, вскоре после ее смерти. Он описал как свои личные воспоминания, так и собрал свидетельства многих очевидцев, знавших Бенвенуту, и общавшихся с нею. Кроме этого творения, сохранился только один документ, в котором упомянута Бенвенута, это – некролог из монастыря Сан-Доменико, датированный 30 октября 1292 года, в котором кроме факта ее смерти, написано всего несколько слов похвалы: «Obiit Benevenuta filia quondam domini Boiani, que reliquit conventui vivendo multa bona sua mobilia. Vixit in spiritu devoto».

No Comment

Отправить комментарий