3 ноября

11/03/2010, No Comment

Отмечаем праздник святого Мартина де Поррес, монаха

Мартин был незаконнорожденным сыном испанского дворянина из Бургоса, рыцаря ордена Алькантара, Хуана де Порраса де Миранды, и темнокожей женщины Анны Веласкес, уроженки Панамы, которая жила в Лиме, в Перу. Хуан не мог жениться на Анне законно, поскольку она была женщиной низкого социального статуса, но это не мешало ему находится с нею в постоянных отношениях. Плодами их конкубината стали Мартин и его младшая на два года сестра Хуана. Мартин был крещен 9 декабря 1579 года в церкви Сан-Себастьян в Лиме, в той же церкви, в которой через семь лет будет крещена св. Роза Лимская. Также как и св. Роза, Мартин принял таинство конфирмации из рук св. Торибия де Могровехо, архиепископа Лимы.

Анна Веласкес постаралась дать своим детям хорошее христианское воспитание, но воспитывала их одна. Дон Хуан находился в то время на службе в Гуаякиле, в Эквадоре, откуда обеспечивал свою незаконную семью средствами к существованию. Не имея возможности официально признать своих детей, дон Хуан, все-таки пытался устроить их жизнь. Во время одного из своих визитов в Лиму, он взял своих детей с собой в Гуаякиль, Мартину было тогда восемь лет, а Хуане – шесть. Там они оставались в течение четырех лет, но, когда дона Хуана направили служить в Панаму, он оставил дочь в Гуаякиле с тетей, а Мартина привез обратно в Лиму к матери, обеспечив ему достойное образование.

Два года Мартин проучился в начальной школе, а когда ему исполнилось 12 лет, его отдали в ученики к цирюльнику. Эта профессия имела намного меньше общего с современным парикмахером. Эти брадобреи, умело обращавшиеся с бритвой, могли выполнять простейшие хирургические операции, например ампутировать конечности, также – вправлять вывихи или вырывать зубы, а прежде всего – выполнять основную медицинскую процедуру того времени – кровопускание. Мартин с большим усердием осваивает эту профессию, а все свободное время проводит на молитве.

Портрет Святого Мартина де Порреса, из церкви монастыря Санта-Роза-де-Лима. Этот портрет был написан при его жизни или вскоре после его смерти, поэтому он, вероятно, наиболее точно соответствует его внешности.

В 1594 году, когда Мартину было 15 лет, его знакомый доминиканец – отец Хуан де Лорензана, известный теолог и просто добродетельный человек, пригласил его вступить в Орден. Но, согласно перуанскому законодательству того времени, потомкам африканцев и коренных американцев было запрещено становиться полноправными членами монашеских орденов. Поэтому его принимают в монастырь Санто-Доминго (известный также как монастырь св. Розария) в Лиме в качестве donado – то есть даже не как брата-кооператора, а скорее «трудника», мальчика-слуги, который выполнял всяческую порученную ему черную работу. Так он получает в руки метлу, которая стала его неотъемлемым иконографическим атрибутом. Но он вполне доволен своим положением, ведь у него была мечта: «Оставаться незамеченным и быть последним», и в таком глубочайшем смирении всегда следовать за Иисусом. В таком положении он прожил девять лет. Сперва его повысили до раздатчика милостыни, а потом – направили в монастырский лазарет, где пригодились его навыки цирюльника. Там он вскоре прослыл как чудо-целитель, и обратил на себя внимания настоятелей. Тем временем было отменено правило, запрещающее принимать в Орден чернокожих.

Уже несколько долгих лет он не видел своего отца, и вот, дон Хуан навестил сына. Отец, хоть и не желал, чтобы Мартин стал монахом, намного более был возмущен тем, что его отпрыск находится в монастыре на положении раба. Он поговорил об этом с Провинциалом, и вскоре совет конвента принял решение, что Мартин станет полноправным братом-доминиканцем. 2 июня 1603 года он принес монашеские обеты.

Отец Фернандо Арагонес свидетельствовал о нем: «День и ночь он подавал милостыню, исцелял больных, помогал испанцам, индейцам и чернокожим, он любил, любил и исцелял всех с необычайной любовью». К монастырскому домику привратника, в котором жил Мартин, постоянно тянулась очередь солдат, индейцев, мулатов и негров. Он часто повторял: «Нет большего удовольствия, чем давать бедным». Он не только давал милостыню, но и старался проповедовать им слово Божье.

Его родная сестра Хуана, которая удачно вышла замуж и занимала хорошее социальное положение, помогала брату, устроив приют для больных и бедных на одной из своих ферм. А Мартин устроил также на монастырском дворе приют для бездомных животных. Одним из самых известных эпизодов его жизни является история о том, как он заставил собаку, кошку и мышь есть из одной миски, этот эпизод также стал частью его иконографии.

Несмотря на скромность и нежелание афишировать себя, его репутация святости росла день ото дня. Мало было в Лиме бедных семей, которые бы так или иначе не получили какую-то помощь от него. Первое, о чем просили многие больные, было: «Пусть придет святой брат Мартин». И он никогда не отказывал никому в такой просьбе.

Из всех добродетелей, которыми обладал Мартин, особенно выделялось смирение, он всегда ставил других выше себя. Однажды у монастыря возникли серьезные экономические проблемы, и приор был вынужден продать некоторые ценные вещи. Узнав об этом, Мартин предложил продать в рабство самого себя. Но, кризис был преодолен без этой жертвы.

Он не только раздавал милостыню, но и учил вере в Христа всех, кто приходил к нему, или останавливался послушать его на улицах. Мартин всегда живо интересовался доминиканскими миссиями в других концах света. В монастыре он часто слышал рассказы о миссионерах на Филиппинах, в Китае и особенно в Японии, которую всегда метал посетить. И он «посетил» эти страны, пользуясь даром биолокации. Как повествуют легенды, его замечали в Мексике, Африке, Китае и Японии, ободряющим миссионеров, попавших в беду, или ухаживающим за больными. Свое же миссионерское призвание он успешно осуществлял на улицах столицы Перу, часто даже не покидая монастырь. Его видели у одра некоторых умирающих, утешающим или исцеляющим их, в то время как на самом деле он находился в своей келье. Многие видели, как он входил и выходил через запертые двери. Бывали случаи, когда он уходил из монастыря, чтобы ухаживать за тяжелобольным человеком, а затем возвращался, не имея с собой ключей. Когда его спросили, как ему удалось войти, он ответил: «У меня есть свои собственные входы и выходы».

Возникает справедливый вопрос – откуда Мартин брал средства для столь щедрой раздачи милостыни? Узнав о святости и честности Мартина, богатейшие жители Лимы, желавшие помогать бедным, решили делать это посредство святого брата-доминиканца. Среди них был сам вице-король Луис Херонимо Фернандес де Кабрера-и-Бобадилья, который давал ему не менее ста песо ежемесячно, а также построил приют, чтобы собрать всех бродяг, нищих и сирот, и помочь им выбраться из столь бедственного положения, а также школу Санта-Крус для бедных детей-сирот. Мартин принял очень близко к сердцу выбор учителей и других сотрудников для этой школы, чтобы занятия были плодотворными, и дети могли утвердиться в жизни с прочным христианским образованием.

Мартин был скромным, воздержанным, постоянно соблюдал пост, спал всего два-три часа, в основном во второй половине дня. Он всегда носил старенькое монашеское облачение. Однажды настоятель заставил его принять новый хабит, а один из братьев, со смехом поздравил его. Тогда Мартин ответил: «В этом меня и похоронят», так оно и произошло.

Существуют предания о том, что Мартин был другом святого Хуана Масиаса, жившего в тот же период в другом доминиканском монастыре в Лиме – св. Марии Магдалины. Также известно, что он встречался со св. Розой, но исторически подтвержденных подробностей таких встреч нет.

Рассказы о его чудесах многочисленны и удивительны. Существует множество свидетельств о совершенных им чудесах исцеления. Иногда даже одного его присутствия было достаточно, чтобы больной, которого считали умирающим, выздоравливал. Но обычно он назначал лекарства, которые оказывались полезны для больного. Когда же у него не было соответствующих лекарств, он прибегал к невероятным средствам, которые действовали с удивительным результатом: однажды, с помощью бинтов и теплого вина он исцелял ребенка, сломавшего ноги; прикрепив кусок подошвы обуви к руке сапожника, он вылечил его от серьезной инфекции. «Не я исцеляю тебя, Бог исцеляет тебя» — эту фразу он обычно говорил, чтобы избежать благоговения перед своей личностью.

Многочисленные свидетели утверждали, что, когда он молился с большим рвением, он левитировал, а также не видел и не слышал других людей. Иногда самому вице-королю Перу, приходившему к нему за советом, приходилось подолгу ждать у двери, ожидая, когда закончится его экстаз. Еще один приписываемый ему дар – предвидение. Он имел обыкновение являться к бедным и немощным, принося им продукты, лекарства или предметы, о которых они не просили, но в которых остро нуждались, хотя никому и не говорили об этом. Когда его сестра Хуана, взяв без спроса деньги у своего мужа, встретилась с Мартином, он сразу же упрекнул ее в таком недостойном поведении. Ему также была дана способность предсказывать свою жизнь и жизнь других людей, включая время смерти.

Из рассказов о его чудесах можно заключить, что Мартин не придавал им исключительного значения и, чтобы не афишировать их, он шутил над ними с изяществом и смирением. В жизни святого Мартина чудеса казались естественными делами. Говорят, что в некоторые моменты своей жизни ему приходилось сталкиваться с дьяволом, особенно в день своей смерти, когда дьявол был побежден.

В возрасте пятидесяти девяти лет Мартин тяжко заболел и объявил братьям, что пришел его час встретится с Господом. Эта новость повергла в уныние всю Лиму. Уважение к Мартину было настолько велико, что сам вице-король поцеловал ему руку на смертном одре и попросил его присматривать за ним с небес.

Мартин попросил скорбящих собратьев спеть символ веры, и пока они это делали, он почил. Произошло это 3 ноября 1639 года в Лиме – «Городе Королей». При его смерти присутствовал также монсеньор Фелисиан да Вега, архиепископ Мехико, которого Мартин недавно исцелил от пневмонии. Обратившись к общине, архиепископ сказал: «Братья мои, давайте научимся у брата Мартина, как следует умерать. Это самый трудный и важный урок».

Реконструкция лица св. Мартина де Порреса на основе анализа его черепа (август 2015 г.)

Весь город, как бедные таки и богатые, пришли попрощаться с ним. Высокие гражданские чиновники и церковные прелаты под колокольный звон, на своих плечах внесли его гроб в склеп монастыря Санто-Доминго. Народное благочестие оказалось столь великим, что власти были вынуждены провести погребение как можно скорее, опасаясь, что тело его разорвут на реликвии.

Его культ распространился начал распространяться моментально. В форме свидетельских показаний под присягой было представлено несколько свидетельств о его чудесах в епархиальном процессе, который проходил с 1660 по 1664 г., и в апостольском процессе в 1679-1686 годах. Большинство из этих свидетельств исходят от собратьев-доминиканцев, которые жили с ним, но к ним были добавлены рассказы также и многих других людей. Процесс беатификации был инициирован только в апреле 1763 года. Григорий XVI объявил его блаженным в 1837 году, а канонизировал его Иоанн XXIII в 1962 году. В своей проповеди по случаю канонизации папа напомнил о благочестии, которым отличился новый святой: о его глубоком смирении, заставлявшем его считать всех выше себя, о его апостольской ревности и о его постоянных усилиях заботиться о больных и нуждающихся, за что он заслужил в глазах всего народа прекрасное прозвище «Мартин любви».

В настоящее время его останки покоятся в базилике Санто-Доминго в Лиме, рядом с реликвиями святой Розы Лимской и святого Хуана Масиаса в так называемом Алтаре Святых Перу.

Молитва

Боже, Ты привёл святого Мартина де Порреса стезёю смирения к небесной славе; помоги нам ныне следовать его дивному примеру, чтобы вслед за ним взойти в Небесное Царство. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

Читай также:

«Мартин любви»

No Comment

Отправить комментарий