16 сентября

9/17/2010, No Comment

Вспоминаем св. Иоанна Масиаса, монаха

Брат Хуан появился на свет 2 марта 1585 года в Рибера-дель-Френсо, городке в провинции Эстремадура, в Испании. Родители его были фермерами, а звали их: Педро д`Аркас и Хуана Санчес. Таким образом, настоящее имя нашего святого было Хуан д`Аркас Санчес. Las Macías – так назывались пастбища, на которых выпасали скот, а пастухов называли — los Macías. Отсюда и прозвище, которое закрепилось за нашим святым. Также его называли Хуан Пасторсильо (Пастушок). Он осиротел, будучи четырех с половиной лет отроду, и вместе с младшей сестрой, остался под опекой своего дяди, который был пастухом. Проводя долгие часы на пастбище, маленький Хуан посвящал их молитве Розария.

Когда ему было около 16 лет, во время посещения мессы в соседней деревне, Масиас познакомился с неким доминиканским проповедником. Восхищенный его особой, Хуан стал задумываться, не стать ли ему самому доминиканцем, но для скоромного деревенского пастушка, такая мечта казалась неосуществимой.

Говорят, что, когда он начал искать Божью волю, его часто посещали Пресвятая Дева Мария и его покровитель – святой Иоанн Богослов. Его решение отправится в Южную Америку также было принято благодаря вдохновению свыше.

Однажды, рождественской ночью, собрав своих родных, он объявил им, что уезжает. В то время он познакомился с одним богатым предпринимателем, который предложил ему отправиться в Новый Свет, шел тогда 1619 год. Корабли, пересекавшие моря в те времена, перевозили самых разных людей: солдат, которых манило золото и жажда славы, миссионеров, отправляющиеся проповедовать Евангелие; купцов и тех, кто искал приключений; а также тех, кого гнала нищета, в надежде найти лучшую долю. Хуан Масиас был еще сравнительно молод, когда переплыл океан и открыл для себя Америку. Сначала он прибыл в Картахену-де-Индиас, в вице-королевстве Новая Гранада, затем с остановками в Пасто (Колумбия) и Кито (Эквадор), в конечном итоге прибыл в Лиму, вице-королевство Перу, где и оставался до конца своей жизни.

Отец Винсент Квенонгль ОР, Магистр Ордена (1974–1983) скажет о нем: «Он познал, что значит одиночество, болезненная оторванность от природной среды, от устоявшегося образа жизни. Познал, что такое прыжок в неизвестность, эта смесь надежды и страха, труд укоренения и приспособления к новым условиям. Он был одним из тех миллионов людей, которые испокон веков были вынуждены переселяться из одной страны в другую, не ради собственного удовольствия или любви к приключениям, а по необходимости».

Первое, что он сделал по прибытию в Лиму – разузнал, где находится монастырь братьев Ордена Проповедников, поскольку он твердо вознамерился вступить в него. Приняли его в монастырь Святой Марии Магдалины 23 января 1622 года, когда ему было уже 37 лет в качестве брата-сотрудника, а год спустя – 25 января, он принес обеты. Братья-сотрудники не изучали теологию, не принимали рукоположения и не проповедовали, а занимались в монастыре всяческими необходимыми работами. Масиас стал помощником привратника при церкви Св. Марии Магдалины и поселился в сторожке.

Его современником был святой Мартин де Поррес, который подвизался в другом доминиканском монастыре в Лиме - Санто-Доминго (также известном как Святого Розария). В это же время в Лиме жила и святая Роза, также часто посещавшая храм монастыря Санто-Доминго.

Хуан Масиас был известен своей щедростью к бедным, около 200 из которых он кормил каждый день. В этом ему помогал маленький ослик, которого он посылал просить милостыню на улицах Лимы. Он вешал на него маленькую табличку с просьбой о пожертвованиях для бедных. Ослик, прекрасно зная свой маршрут, путешествовал по улицам и возвращался с благодеяниями для бедняков города. Часто ослик останавливался в определенных местах и издавал громкие звуки, приглашая таким образом людей выйти из дома и сделать пожертвование.

В монастыре жизнь Масиаса была наполнена пламенной молитвой, ревностным покаянием и делами милосердия. Отказывая во всем самому себе, он заболел, и ему пришлось пережить рискованную операцию. Тем не менее, он продолжал заботиться о других больных и нуждающихся, пока они ждали у ворот монастыря. Нищие, инвалиды и другие обездоленные люди были обычным явлением в Лиме, и монастырь, привратником которого служил Масиас, стал для них местом, куда они могли прийти за помощью и утешением. Бедняки приходили за едой, а богатые – за советом. Высшее сословие города не чуждалось просить у него советы, хотя он не был ученым богословом, исповедником и даже простым священником. Часто они приходили к нему тайно, стыдясь быть замеченными людьми. Не только знатнейшие жители Лимы, но и даже сам вице-король Толедо обращались к скромному брату-привратнику. Святой же не делал различий между людьми и помогал всем, кто нуждался в хлебе или слове.

Однако святой жаждой Хуана было проводить больше времени в созерцательном одиночестве, а не участвовать в разговорах с другими. Он признался в этом отцу Рамиресу, настоятелю монастыря, который позднее засвидетельствовал: «Если бы он не следовал своему обету послушания, никто бы никогда не увидел его лица». Служение привратником монастыря, которое он исполнял более 20 лет, шло вразрез с его склонностью к одиночеству, тем не менее он исполнял его с радостным чувством удовлетворения, зная, что тем самым он верно следует обету послушания.

Когда брату Хуану было уже 60 лет, он тяжко занемог. Лекарь, обследовавший его не давал ему шансов на выздоровление, и сам брат Хуан понял, что настало его время уйти из этого мира в дом Отца, чтобы навсегда предаться созерцанию «новых небес и новых земель, которые он уже неоднократно, но мимолетно посещал в мистических видениях, в обществе своего покровителя – святого Иоанна Богослова. Перед смертью, брат Хуан рассказал монахам своего монастыря обо всех тех милостях, которые Всевышний даровал ему с самого его детства до этого момента, о том, как он постоянно наслаждался видением Его высшей славы.

«Не забывай меня, брат, и препоручи меня Богу», — умолял его отец Хуан де ла Торре, его друг. «Отче мой, - ответил Хуан, - там, где милосердие наиболее совершенно, неужели твое преподобие верит, что я о тебе забуду? Я даю слово, что мы будем там лучшими друзьями, чем здесь». Другому собрату, которому он поручил заботу о бедняках, он сказал: «Пока у них есть Бог, у них есть все, и для их утешения у них есть брат Дионисио де Вилас и другие хорошие друзья, и они не будут испытывать недостатка в необходимом». Наконец, пришло время последнего прощанья. Брат Хуан предупредил окруживших его братьев: «Пришло мое время. Да исполнится воля Господня». Следуя обычаю того времени, монастырская братия идет в процессии в келью брата Хуана, сопровождая священный Виатик. С помощью братьев Масиас сел и в последний раз принял Святой Причастие. После нескольких минут молитвы, отец-настоятель уделил ему таинство Елеопомазания, при пении псалмов и гимнов, которые воодушевленно возносили собратья, взывая к Божьему милосердию. Когда братья нежно спели Salve Regina, антифон, которым доминиканцы традиционно прощаются со своими собратьями, покидающими этот мир, брат Хуан Масиас отдал свою душу Творцу. Было 6:45 вечера 16 сентября 1645 года.

Сохранились свидетельства о чудесах, совершенных им и по его заступничеству.

Однажды ночью в Лиме произошло землетрясение, заставшее город и монастырь врасплох. Братья, молившиеся в хоре, в панике выбежали в монастырский сад, боясь, что стены и своды храма обрушатся на них. Но брат Хуан продолжал молиться в часовне Богородицы Розария, не тронувшись с места, поскольку, как потом признался, услышал голос Пресвятой Девы, которая остановила его. Храм остался цел и невредим, за исключением нескольких трещин.

В 1678 году в монастыре Санто-Доминго 20-летний послушник Франсиско Рамирес, делая ремонт в своей келье, поднял тяжелую балку, запамятовав, что страдает паховой грыжей. Врачи, осмотревшие больного, сказали, что ничем не смогут помочь, поскольку такого-рода недуги в то время еще не лечили. Больной принял таинство елеопомазания и готовился к смерти. Настоятель монастыря Николас Рамирес вложил в руки больного небольшой образок брата Хуана Масиаса, умершего тридцать три года назад, наказав ему молиться о его заступничестве. Монахи, оставив больного молящимся, сами уснули. Когда они вернулись, были поражены, застав послушника совершенно здоровым. Это чудо, подтвержденное братьями, которые были свидетелями этого факта, стало одним из двух чудес, необходимых для инициации процесса беатификации.

Еще одно чудо – «чудо умножения риса», произошло 23 января 1949 года в эстремадурском городе Оливенца. Священник из этого города – Луис Самбрано создал благотворительную организацию под названием «Hogar de Nazaret», чтобы каждое воскресенье кормить городских бедняков. В тот день, богатая семья, которая должна была доставить пищу, не сделала этого, а у церкви уже собралось около 200 бедняков. У поварихи, Леандры Реболло, было всего три миски риса, она положила их в небольшую кастрюлю и начала варить, громко произнеся вслух: «О, блаженный (имея в виду Хуана Масиаса), твои бедняки без пищи!» Вскоре после этого, кастрюля начала переполняться. Сваренный рис сначала раздали всем присутствующим, а потом начали разносить по домам. А рис поднимался со дна снова и снова. Несмотря на то, что Леандра в суматохе забыла посолить рис, он оказался приправленным и очень вкусным. Это явление продолжалось с часу дня до пяти часов, и когда все население городка уже насытилось, священник снял кастрюлю с плиты, хотя огонь под ней уже давно погас, и сказал: «Хватит!». Свидетелями чуда стали все присутствующие и многие прибывшие в городок из окрестных селений, услышав о происходящем. Этот факт был официально признан чудом в 1974 году.

Благодаря описанию брата Хуана Мелендеса, мы знаем, как выглядел брат Хуан Масиас: «Он был среднего телосложения, лицо белое, черты лица тонкие, лоб широкий, разделенный толстой жилкой, спускавшейся между бровями от линии волос; он был умеренно лысоватым; брови густые, глаза скромные и веселые; нос несколько орлиный; щеки худые, но румяные, и борода густая и черная».

Почив в ореоле святости, брат Хуан Масиас сразу стал почитаться благочестивыми верными, которые толпами приходили на его могилу. Через 36 лет после смерти, его останки были перенесены в кедровый гроб и, к удивлению всех присутствующих, были обнаружены нетленными.

Процесс беатификации завершил папа Григорий XVI 22 октября 1837 года, а 28 сентября 1975 года Павел VI причислил его к лику святых.

Молитва

Боже, Ты хочешь спасения всех людей и вновь даруешь им Свою милость. Из любви к Тебе, святой Иоанн полностью посвятил себя служению ближним. По его предстательству дай нам неустанно размышлять над тайной благости Твоей и охотно жертвовать своим имуществом и жизнью ради братьев. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

No Comment

Отправить комментарий