Иоанн Масиас прекрасный и красноречивый свидетель евангельской бедности: будучи малолетним сиротой, он на свою мизерную плату пастуха помогал бедным – «своим братьям», разделяя с ними веру; будучи изгнанником, он, подражая своему покровителю, святому Иоанну Крестителю, не искал, как другие, богатства, но жаждал лишь исполнения воли Божьей; служа на постоялом дворе и будучи старшим пастухом, он щедро делился своей любовью с нищими, уча их молиться; будучи монахом, исполнял свои обеты, высочайшее доказательство любви к Богу и ближнему: «для себя не ища ничего, кроме Бога». В келье привратника он соединял жизнь в молитве и покаянии с тем, что помогал и давал пропитание огромному числу нищих; он отказывал себе в пище, чтобы утолить голод алчущих, в коих его вера явственно прозревала присутствие Иисуса Христа. Суммируя все это в нескольких словах: разве же сама жизнь этого «отца бедных, сирот и нуждающихся» не есть доказательство того, сколь плодотворна евангельская бедность, если кто-то живет ей в полной мере?
Когда мы говорим, что Иоанн Масиас был беден, то не имеем в виду бедность, которая есть то же самое, что пагубное нищенство или леность, не делающая ничего для достижения справедливого благосостояния, ибо этого Бог и не желает и не благословляет, но подразумеваем бедность полную достоинства, которая в смирении добывает свой насущный хлеб, как плод собственного труда. Ибо сколь же добросовестно и продуктивно исполнял свою работу Иоанн Масиас до и после своего ухода в монастырь! Об этом откровенно свидетельствуют его работодатели и начальники. Своими руками он всегда готовил хлеб для себя, для своей сестры, и для различных дел милосердия. Хлеб этот был результатом плодотворного труда с общественной точки зрения и в то же время имел силу примера; труда, который совершенствует человека, искупает и уподобляет Христу, прививая душе свойственное сынам упование. Упование, преисполненное веры, что Отец, питающий птиц небесных и одевающий полевые лилии не перестанет подавать своим детям то, что им необходимо для жизни. «Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и все другое приложится вам». Впрочем, тяжелый труд, которому посвящал себя Иоанн Масиас, не отрывал его душу от Хлеба Небесного. С самого детства посвященный в тайны Божьего присутствия, он посреди своих различных занятий всегда оставался душой созерцательной.
Близость с Богом не только не отдаляла его от людей, но обновляла в нем усердие и энергию еще большего сближения с ними и с их нуждами, для того, чтобы помочь им и привести их к жизни всё более достойной и возвышенной в человеческом и Божественном отношении.
Так поступая, он не делал ничего иного, как только следовал учению и наставлениям Церкви, которая, уважая бедных и любя евангельскую бедность, никогда не покидает бедных в их скорбях, но приходит им на помощь и возносит к высшим жизненным целям, более отвечающим человеческому достоинству и достоинству чад Божиих. Все это, по крайней мере, частично, являет нашему взору выдающаяся личность этого святого мужа. Личность, привлекающая души, личность, отвечающая нашему времени, прекрасный пример для нас и для нашего общества.
Иоанн Масиас двояким примером своей жизни смог превознести достоинство бедности, а именно, с упованием заботясь о пропитании для бедных и непрестанно взыскуя Хлеба бедных, то есть Христа, Который всех укрепляет и таким образом ведет к достижению высшей цели. Сколь же прекрасно это послание для нас и для нашего мира, пораженного грехом материализма, который так часто страдает от необузданного желания пользоваться материальными благами и пренебрежения общественными обязанностями. Также эффективным является пример «внутреннего единства», которое христианин должен совершенствовать в земной жизни, насыщая его верой и любовью.
Перевод: о. Юрий Дорогин ОР
Отправить комментарий