6 сентября

9/06/2010, No Comment

Вспоминаем бл. Бертрана Гарригского, пресвитера

Блаженный Бертран появился на свет во второй половине XII века, в городке Гарриг (Garrigues-Sainte-Eulalie), недалеко от Алеса, в епархии Ним, в Лангедоке. Католикам на этих землях, зараженных альбигойской ересью, в ту пору приходилось не просто. Особенно туго приходилось монахам цистерцианского ордена, который являлся главной опорой католичества, а значит – главной мишенью катаров, покровителем которых был сам граф Раймунд VI Тулузский. Как повествуют летописи, в 1200 году граф прошел через Лангедок, подвергая насилию и грабежам католические монастыри (один из них был спасен благодаря находчивости брата, который разводил пчел на монастырских угодьях. При виде приближавшихся солдат графа, он открыл ульи). Озабоченный распространением ереси, папа Иннокентий III организовал проповедническую миссию против альбигойцев, состоящую из монахов-цистерцианцев. Бертран, хотя и не был цистерцианцем, но в те годы был уже священником, присоединился к этой миссии. С июня 1206 года, после синода в Монпелье, к этой миссии присоединился также епископ Диего вместе со св. Домиником.

Но положение дел изменилось, когда в 1208 году был убит папский легат – Петр да Кастельно, и Иннокентий III принял нелегкое решение о начале крестового похода против альбигойцев, предводителем которого стал Симон де Монфор.

Вероятно, через некоторое время после этого события, Бертран впервые встретился со св. Домиником, который во время военных действий продолжал проповедовать слово Божье среди еретиков, подвергаясь постоянной опасности. Бертран узнал в Доминике родственную душу и стал одним из первых братьев, которые присоединились к нему в этой нелегкой миссии. К 1215 году к ним присоединилось еще пять проповедников, а в следующем году их число возросло до шестнадцати. Сперва проповедники, под руководством Доминика, обосновались в Пруйле, где уже был основан женский монастырь, а потом община переселилась в Тулузу, где и был основан новый Орден.

В 1216 году Доминик принимает историческое решение рассеять братьев, рассылая их в разные города Европы. Брат Бертран был одним из тех, кто по велению Доминика с шестью другими братьями был отправлен в Париж, чтобы основать там монастырь св. Иакова.

Иордан Саксонский описывает это следующими словами:

В Париж послали также брата Матфея, избранного аббатом, вместе с братом Бертраном, будущим провинциалом Прованса, мужем большой святости и много требующим от самого себя, ибо чрезвычайно сурово умерщвлял свою плоть. Взял он себе в пример и как образец поведения во многих делах мастера Доминика, которому некогда сопутствовал в его путешествиях. Они и были посланы в Париж вместе с посланием папы, чтобы расширяли Орден.

В Париже Бертран пробыл недолго, Доминик вызвал его сначала в Рим, а потом направил в Болонью вместе с братом Иоанном Наваррским, чтобы и там основать монастырь.

Ранние доминиканские источники представляют Бертрана как верного и надежного спутника св. Доминика, с которым он разделял не только тяготы странствий, но, что более важно, мысли и идеалы.

В 1219 году они вдвоем отправляются из Тулузы в Париж, по пути посетив санктуарий в Рокамадуре. Жерар де Фрашет в Житиях братьев описывают эту историю следующим образом:

Рокамадур

По пути из Тулузы в Париж в компании брата Бертрана Гарригского, первого провинциала Прованса, наш святой отец провел ночь в молитвенном бдении в храме Царицы Небесной в Рокамадуре.

На следующий день они встретили там компанию немецких паломников, которые, услышав, как двое братьев читают псалмы и литании, присоединились к ним в дороге, в следующем же по пути городе щедро делили с ними трапезу и всячески их привечали в течение трех дней. И вот на четвертое утро святой Доминик так обратился к Бертрану: "Добрый брат мой, я весьма опечален, что мы пользуемся материальными благами этих паломников и не можем взамен поделиться с ними благами духовными! Поэтому, прошу тебя, преклоним колени и попросим Бога даровать нам способность понимать их речь, чтобы мы могли проповедовать им Христа". Так они и поступили, после чего, к изумлению паломников, начали свободно говорить по-немецки и в течение следующих четырех дней пути, до самого Орлеана, беседовали с ними о Господе Иисусе. На повороте в сторону Парижа они распрощались с немцами, державшими путь в Шартр, и те перед расставанием смиренно препоручили себя молитвам братьев. Тогда наш преблаженный отец сказал своему спутнику: "Брат, вскоре мы будем в Париже; если наши тамошние братья узнают, какое чудо совершил в нас Господь, они могут счесть нас святыми, притом, что мы - бедные грешники; если же о чуде будут говорить, мы можем искуситься суетной славой. Поэтому во имя святого послушания я запрещаю тебе рассказывать о произошедшем кому бы то ни было вплоть до моей смерти". И поэтому никто из братьев не узнал о чуде до самой смерти святого отца.

Вместе они прибыли в Париж. Это был единственный раз, когда Доминик побывал в этом городе, и он был приятно и смиренно удивлен, обнаружив, что тридцать молодых людей решило присоединиться к Ордену и принести ему обет послушания, даже не зная его.

Также, во время одного из совместных путешествий, Бертран стал свидетелем одного из чудес, совершенных Домиником. Иордан описывает эту историю так:

Рассказывал мне также брат Бертранд, о прибытии в Париж которого я упоминал ранее, что некогда вместе с ним был в пути и разыгралась неистовая буря. Огромные потоки дождя уже заливали землю, но когда мастер Доминик сотворил крестное знамение, полностью прогнал ливень пред собою на такое расстояние, что идя, они видели капли дождя плотно падающие на землю в удаленности трех локтей от них, но ни одна капля не задела даже края их одеяний.

Позднее, как повествуют Жития, сам Бертран, совершит подобное чудо:

Как-то двое братьев радостно направлялись в далекий монастырь во исполнение послушания и в пути увидели, что приближается буря. В смятении они сказали друг другу: «Возможно, Богу не угодно это наше назначение». И так как нигде не было видно укрытия, один из братьев, вспомнив, как святой Доминик некогда чудесным образом оградил от подобной бури себя и своего спутника, осенил крестным знамением сгущавшиеся тучи и начал молиться. Воды небесные немедля разделились, и ливень хлынул по правую и по левую руку братьев, на них же не упало ни капли, и они сухими прошли более лиги, хотя по обе стороны их пути лились потоки воды.

На втором Генеральном Капитуле Ордена, который состоялся в 1221 году, в год смерти Доминика, Бертран был назначен провинциалом Прованса. В течение оставшихся девяти лет своей жизни он активно служил проповедником на юге Франции, где основал также монастырь в Марселе и, в целом, расширил деятельность Ордена.

В Житии братьев есть еще одна поучительная история о нем:

Брат Бертран, первый провинциал Прованса, муж святой жизни, неоднократно сопровождавший в странствиях самого отца Доминика, имел обыкновение едва ли не ежедневно служить мессу за обращение грешников. Его товарищ из Монпельерского монастыря, благоразумный и праведный брат Бенедикт, однажды спросил его, почему он так часто молится за грешников и так редко – за усопших. «Потому что, - отвечал брат Бертран, - усопшие, за которых непрестанно молится Церковь, уже уверены в своем спасении, а бедные грешники не имеют такой надежды и живут в окружении постоянных опасностей». «Дорогой отец приор, - продолжал брат Бенедикт, - ответьте мне: если бы вы встретили двух одинаково нуждающихся нищих, и один был бы здоров, а другой – калека, которому из них вы бы скорее помогли?» - «Несомненно, увечному, который не может сам себе помочь». - «Но ведь то же и с усопшими: их состояние не позволяет им помочь себе самим. У них нет ни уст, чтобы исповедать грехи, ни ушей, чтобы выслушать разрешительную молитву, ни глаз, чтобы проливать спасительные слезы, ни ног, чтобы ходить. Все, что они могут – взывать к нам о помощи; это единственное, чего они от нас ждут. Грешники же всегда могут помочь себе сами, покаявшись в грехах изложенным мною образом». Однако и это не убедило брата Бертрана окончательно; так что ночью ему явился некий усопший, несущий огромную вязанку дров, которая ужасно пригнетала его к земле. Шесть раз подряд он являлся приору, будя его и пугая. Поутру тот послал за братом Бенедиктом и рассказал ему о своем видении, после чего поспешил к алтарю и со всем пылом душевным отслужил мессу за усопших. Тот, кто записал эту историю, слышал ее от самого брата Бертрана.

аббатство Буше

Один из монахов свидетельствовал о нем, что «ему удалось стать настолько похожим на своего любимого отца, что, проходя мимо него, можно было сказать: «Воистину, ученик подобен учителю; вот – истинный образ блаженного Доминика».

Незадолго до смерти брат Бертран прибыл в аббатство сестер-цистерцианок Буше, чтобы проповедовать. Там он и умер, 6 или 18 апреля 1230 года. Монахини похоронили его на своем монастырском кладбище, и его могила вскоре стала местом паломничества. Доминиканцы почитали его как святого с момента его смерти. Бернард Ги сообщает, что через 23 года после его смерти, его останки были эксгумированы и обнаружены нетленными. Во времена Западного раскола, когда, после великой чумы аббатство Буше пришло в упадок и было упразднено, братья перенесли реликвии Бертрана в доминиканский монастырь в Оранж, и получили разрешение от папы Мартина V почитать его как святого. Но в 1561 году, во время религиозных войн во Франции, когда монастырь в Оранж подвергся нападению, реликвии Бертрана были сожжены протестантами.

Официально к лику блаженных причислил его папа Лев XIII 14 июля 1881 года.

No Comment

Отправить комментарий