23 августа

8/23/2010, No Comment

Вспоминаем святую Розу Лимскую, деву

Изабелла Флорес де Олива родилась 20 апреля 1586 года в городе Лиме, столице тогдашнего вице-королевства Перу. Она была четвертой дочерью (из двенадцати детей) Гаспара Флореса, аркебузира из Баньос-де-Монтемайор, провинция Касерес, Испания, и Марии де Олива-и-Эррера, прядильщици и швеи, родом из Уануко.

Она была крещена, согласно ее регистрационному документу, 25 мая 1586 года в приходе Сан-Себастьян, в ее родном городе священником Антонио Поланко. Когда малютке было три месяца, согласно легенде, горничная увидела, что личико младенца превратилось в розу, с тех пор также и мать начала называть ее Розой. Это имя закрепил за ней св. Торибио де Могровехо, архиепископ Лимы, когда уделил ей таинство конфирмации. Несколько лет спустя, однако, девушка, молясь перед образом Богородицы Розария, выразила протест против этого имени: «Почему я не ношу имя, данное мне в Крещении? Разве то, имя которым меня называют, не было дано мне порывом тщеславия?», Богородица явилась ей, и успокаивая ее, сказала: «Мой Божественный Сын одобряет имя Розы, но хочет, чтобы я добавила к нему Свое. Поэтому отныне ты будешь именоваться Розой Святой Марии».

Скит св. Розы в Куивес

В возрасте двенадцати лет, вместе с семьей она переехала в Куивес (ныне Санта-Роса-де-Куивес), город в шестидесяти километрах от Лимы, расположенный в долине реки Чильон. Здесь она приняла таинство конфирмации. Суровый климат этой области подорвал ее здоровье.

С раннего возраста, восхитившись житием св. Екатерины Сиенской, Роза стремилась во всем подражать этой доминиканской терциарке. Она умерщвляла плоть суровыми аскетическими практиками: постами, веригами и бичеваниями. Как и св. Екатерина Сиенская, Роза принесла еще в детстве обет целомудрия (в 5 лет), также остригла волосы и отвергала все предложения о замужестве. Но не только радости духовного утешения и общения со Христом стали ее уделом. Она также испытала страдания «темной ночи», которая длилась целых 15 лет. Ее биограф пишет: «Дева взошла аж до ступени постоянного единения с Богом и тут же стала ежедневно претерпевать промежутки жесточайшего внутреннего потемнения, которые не мимоходом, а сплошь и по многу часов повергали её в несчастье, так что часто она не знала, в геенне ли находится, либо в жутком заточении чистилища, то ли кто-то бросил её в сумрачную темницу. Во мгновение ока она оказывалась там, где не было никакого нежного памятования Божества, никакого вкуса божественного присутствия, никакого следа, тени, намёка хоть на малейшее утешение. То была пустыня мрака, изнеможения, отупения, царство смерти, ночь богооставленности, пещера запредельного несчастья, где и Бог был в отдалении от девы, и она отчуждена от самой себя.»

Вернувшись в Лиму со своей семьей, переживавшей финансовые проблемы, она охотно занялась физическим трудом: работой в саду и рукодельем. Помогая семье свести концы с концами, она также не забывала о благотворительности, помогая людям еще более бедным, чем они. Она открыла для себя другую, еще более унизительную нищету – бедность индейцев. Ее служанка Мариана, которая была индианкой, помогла ей осознать положение этих людей. Роза говорила: «Если христиане обязаны проповедовать любовь повсюду, почему они пришли в Америку с войнами, разрушениями и ненавистью?» Эта мысль мучила ее, и она с болью спросила себя: «Почему так много индейцев должны страдать?» Он не находил ответа, пока не обнаружил искупительную ценность страдания. Она заботилась также об обращении коренных жителей, поддерживая молитвой труды миссионеров, убеждала братьев из Ордена посвятить себя делу обращения язычников.

Ее мечты о монашеской жизни постоянно встречали всевозможные препятствия. Из-за тяжелого положения семьи, которую она поддерживала своим трудом, у нее не получилось вступить в новый монастырь св. Клары в Лиме, настоятельницей которого была племянница св. Торибия де Монгровехо, которая сама приглашала Розу принять постриг в этой обители. Потом Розу пригласили в свой монастырь сестры Святейшего Воплощения. Но в этот монастырь ей помешало вступить воистину мистическое происшествие. Когда ее брат провожал ее в эту обитель, по пути она пожелала посетить церковь доминиканцев, чтобы помолиться у образа Пресвятой Богородицы Розария. Когда она преклонила колени для молитвы, почувствовала, что словно приклеилась к полу и никак не могла сдвинуться с места. Роза поняла, что ее небесный Жених не желает, чтобы она спряталась от мира в монастыре, а уготовил для нее иной род монашества – следовать по стопам той, кого она выбрала себе в наставницы – св. Екатерины Сиенской. Позднее она также отвергла приглашение вступить в обитель Босых Кармелиток. Она выполнила Божью волю 10 августа 1606 года, когда в той же часовне Богородицы Розария, в возрасте 20 лет приняла облачение Доминиканского Третьего Ордена.

Базилика Санто-Доминго в Лиме

С 1609 года Роза практически закрылась в сооруженной, с помощью брата Эрнандо, в саду хижине, напоминающей скит отшельника, которую покидала только для того, чтобы посетить храм. Там она занималась ручным трудом, выполняя заказы зажиточных горожан, и пребывала в молитве. Большую часть времени проводя на коленях, в тесном единении с Господом, испытывая мистические видения, которые стали происходить с впечатляющей регулярностью: каждую неделю, с четверга по субботу. Роза позволяла себе спать всего два часа в день, чтобы больше времени посвящать молитве.

Однажды, ей пришла в голову идея сшить наряд для Богородицы: «Я сошью ей — сказал она, — платье из шестисот Ave Maria, столько же Salve Regina и пятнадцати дней поста, в память о чистой радости, вызванной Благовещением. Я сошью мантилью из такого же количества Ave Maria и Salve Regina, добавив пятнадцать Розариев и пятнадцать дней поста в память о ее посещении святой Елизаветы...», а с другими молитвами и жертвоприношениями она сделала бахрому и украшения для мантильи, велон и ожерелья. И Богородица вознаграждала ее ревность своими дарами.

Она также ухаживала за многими больными, которые приходили к ней домой в поисках помощи и внимания, создав в своем доме своеобразный лазарет. Некоторые биографы пишут, что она помогала брату Мартину де Порресу, но в тексте «Процесса Мартина де Порреса» (Лима, 1579-1639), об этом не упоминается.

В 1614 году семья настояла, чтобы она пошла в услужение к знатной даме Марие де Усатеги, супруги казначея Гонсало де ла Масса и переселилась в их дом, в котором она и умрёт три года спустя.

Одним из ярчайших эпизодов ее земной жизни является ее участие в обороне Лимы. В 1615 году флот голландских кальвинистов под предводительством адмирала Йориса ван Спилбергена подошел к порту Кальяо поблизости от Лимы, готовясь к высадке. В городе воцарилась паника, многие жители бежали в отдаленные места. В это тревожное время, боясь, что орды вероотступников, ворвавшись в город, первым делом начнут опустошать святые места, Роза собрала женщин Лимы в храме, чтобы защищать святые Дары, и, если понадобиться, претерпеть мученичество. Как гласит Житие Святой, она «вынула из футляра ножницы, проворно подрезала себе одежду, края которой касались земли, закатала по локоть рукава, а остальную часть платья подтянула за пояс до лодыжек». Когда же ее спросили, что она делает, ответила: «Препоясываюсь на подвиг и не хочу, чтобы тряпки мешали мне сражаться и умереть за Св. Тайны; в сей короткой одежде я проворнее взберусь на верхнюю ступень жертвенника, где за Тело Христово тело своё дам подвергнуть ранам и не отступлю, доколе не паду…». Но, потерпев поражение, голландцы отошли от берега. В Житии сказано, что случилось это из-за таинственной болезни адмирала, который вскоре умер и даже был похоронен «на утесе против порта», но известно, что адмирал Спилберген умер в 1620 году, уже после возвращения в Нидерланды, а после Кальяо он совершил набеги также на Акапулько и Навидад. Так или иначе, а жители Лимы приписывали чудесное спасение города заступничеству св. Розы. В честь этого события на некоторых образах она представлена несущей город, поддерживаемый якорем.

Увенчанием ее духовной жизни было мистическое обручение со Христом. Случилось это в Вербное воскресенье 1617 года, в часовне Розария в храме Санто-Доминго-де-Лима. Роза по какой-то оплошности не получила пальмовую ветвь, которую должна была нести в процессии, и решила, что это наказание за какое-то оскорбление, которое она нанесла Богу. В отчаянии она уединилась в часовне Розария и, молясь перед статуей Богородицы, услышала зов Младенца Иисуса, который сказал ей: «Роза сердца Моего! будь нареченной невестою!» на что она смиренно ответила: «Се, раба Господня… я Твоя, Твоей Ты меня назвал, Твоей буду». Небесный Супруг одарил ее различными харизмами, такими как совершение чудес, даром пророчества и билокации.

гробница св. Розы

Чувствуя приближение смерти, она сказала: «Это день моей вечной свадьбы». Роза скончалась 24 августа 1617 года, в праздник святого Варфоломея. Ей был 31 год.

Реликвии ее покоятся в Лиме, в доминиканской базилике в часовне Святого Розария. Она была провозглашена блаженной в 1668 году, а канонизирована 12 апреля 1671 года папой Климентом X. Еще перед канонизацией ее провозгласили покровительницей Америки, Филиппин и Вест-Индии. Также она является покровительницей садоводов и флористов, к ее заступничеству прибегаем в случае травм, извержений вулканов и семейных ссор.

Молитва

Податель всякого блага, Всемогущий Боже, Ты соделал, что святая Роза, орошённая небесной благодатью, воссияла смирением, терпением и ревностью о своем народе. Дай чтобы, подражая ей, мы удостоились стать приятным благоуханием Христовым. Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

Читай также:

«Удивительное житие и драгоценная смерть досточтимой сестры Розы Святой Марии из Лимы»

О св. Розе Лимской

«После страдания приходит благодать»

No Comment

Отправить комментарий