Вспоминаем бл. Иордана Пизанского, пресвитера
Блаженный Иордан Пизанский родился примерно в середине XIII века, но где и каком точно году, неизвестно. Мы также не знаем никаких подробностей о его юности. Но из следующего отрывка из одной из его проповедей, можем предположить, что в 1276 году он учился в Парижском университете. В проповеди, посвященной святым на небесах, он сказал:
«Представьте себе человека, который завоевал дружбу короля Франции, какой же чести он не удостоится? Я видел такого человека собственными глазами. Человек посредственный и низкого происхождения научился дружить с королем. Весь двор, все бароны, кланялись ему, оказывали ему невероятное уважение и почет только потому, что он был другом короля. Но, - добавил святой проповедник, - короли мира сего – лишь черви в очах Божиих. Посему, если те, кто приобретает их дружбу, получает такие почести, то кто может сказать, какую честь и славу дарует Бог Своим друзьям?» Эти слова, очевидно, относятся к Пьеру де ла Броссу (†1278), который из цирюльника короля Людовика (IX) стал близким другом короля Филиппа (III) Смелого.
Блаженный Иордан вступил в Доминиканский Орден в Пизе в 1280 году. Проявив большие способности, он был направлен завершать обучение в Парижский университет, где слушал лекции самых известных магистров.
По возвращении в Италию он преподавал философию и теологию в нескольких доминиканских монастырях и в конце концов вернулся в Пизу, которая в то время была главным учебным заведением Провинции. Здесь, как и везде, он проявил себя как глубокий теолог, а также образцовый монах. Затем мы видим, как он проповедует во Флоренции. В 1305 году на Доминиканском Провинциальном капитуле в Риети он был назначен первым лектором или профессором. Он занимал этот пост три года и поднял уровень обучения до такой высокой степени совершенства, что монастырь Санта-Мария Новелла прославился на всю Италию.
В то же время, когда он преподавал в доминиканских теологических школах, с большой энергией отдавался также проповеди. Сердцем и душой он был истинным доминиканцем, сеявшим вокруг себя семена истины. «Без проповеди, - сказал он однажды в одной из своих проповедей, - кто знает, в какую тьму ереси мы бы впали! Мы стали бы подобны грекам, охваченным множеством заблуждений, потому что у них нет проповедников. Мы бы уподобились туркам, татарам и язычникам». В панегирике святому Доминику, восхваляя его героические добродетели, он воздавал ему величайшую похвалу за то, что он учредил Доминиканский Орден и тем самым дал народу преимущество Ордена Проповедников. Он часто говорил, что святой Доминик заслуживает того, чтобы быть поставленным рядом с апостолами и святым Августином. В другой своей проповеди он сказал: «Невозможно выразить, насколько полезен был для Церкви этот слуга Божий, Доминик. Перед ним почти не было проповедников, сегодня мир наполнен ими. До него едва ли существовали какие-либо богословские школы, в настоящее же время они заполоняют весь христианский мир. В каждом монастыре есть своя школа, а это весть полезно. Прежде него только епископы возвещали слово Божие, это была их исключительная обязанность. Священники, монахи и отшельники проповедовали только своим примером. Вот почему папа был изумлен, когда святой Доминик явился к нему, чтобы рассказать о своих планах учредить Орден Проповедников. «Он что, - подумал наместник Христа, - хочет создать орден, в котором каждый член был бы епископом!» - и не решался дать на то свое одобрение. Но на следующую ночь он увидел во сне церковь Святого Иоанна на Латеране, которой грозила опасность превратиться в руины, но которую поддерживал святой Доминик. Поняв из этого, какую пользу слуга Божий принесет всей Церкви своей проповедью и проповедью своих сыновей, он дал одобрение, которое просили у Апостольского Престола».
Пантеология (сумма всей теологии) бл. Иордана (рукопись 1470 г.)
Природа и благодать сформировали Иордана как великого проповедника. Исполненный здравого католического вероучения, прекрасно начитанный в классической литературе, сведущий в древних и современных языках, знаток Святого Писания, знакомый с величайшими хитросплетениями богословия, энергичный и ревностный, было бы странно, если бы он не достиг успеха. Подобно всем святым и ученым мужам Доминиканского Ордена, он постоянно и с любовью изучал Святое Писание, особенно послания святого апостола Павла. «Чем больше я их читаю, - говорил он, - тем больше восторга и радости я нахожу в них для своей души. Святой Фома Аквинский выказывал им такое уважение, что, увидев в ризнице Книгу Евангелия, преклонял колени и целовал ее, и всегда относился к ней с величайшим уважением. Послания так полны восторга, так сладостны и в то же время так глубоки, что они поистине чудесны. В них нет ни одного слова, которое не было бы подобно горящему углю, способному вдохнуть в нас святой пыл. Этот апостол любил вспоминать Иисуса Христа, и я нашел, что он упоминал о Нем не менее пятисот тридцати двух раз». Но довольствуясь усердным чтением Святого Писания, блаженный Иордан пользовался своей необычайной памятью, заучивая их наизусть. «Он знал наизусть, - пишет отец Доминик де Печчоли в своей хронике доминиканского монастыря в Пизе, - Бревеарий, Миссал, большую часть Библии с комментариями на полях, вторую часть «Суммы» святого Фомы Аквинского и многое другое».
Блаженный Иордан Пизанский по тем временам был очень образован. Но ученость сама по себе никогда не создаст проповедника – святость должна сопутствовать и выправлять человеческое знание в том, кто желает достойно проповедовать слово Божие. Он был столь же свят, сколь и образован. Его уверенность в благости Бога и силе молитвы была безграничной. Его вера была такой, что сдвигает горы. В одной из своих проповедей он говорит: «Когда вы молитесь так, я гарантирую вам, обетованием Христа, Святым Писанием, всеми святыми и свой душой, что вы получите все, о чем просите. Скорее небо и земля погибнут, чем не будут услышаны ваши молитвы». Благость Божья была одной из его любимых тем. «Можно было бы произнести тридцать проповедей, - говорил он, - о благословениях, которые Бог изливает на нас даже в естественном порядке».
К святому Доминику, славному основателю монашеского Ордена, в который он вступил, он питал чрезвычайно сильную и искреннюю преданность. Имя святого Доминика всегда было у него на устах, и он никогда не упускал случая похвалить его и предложить его добродетели в качестве примера для подражания. Но что можно сказать, чтобы описать его преданность Пресвятой Богородице! Летопись обители, столь скудная на подробности его жизни, полна упоминаний о его преданности непорочной Царице Небесной. Этот источник сообщает нам, что именно блаженный Иордан неизменно первым начинал оффиций Пресвятой Богородице, когда он читался в дормитории, и что он произносил его голосом таким пылким, громким, внятным и таким благочестивым, что каждый наполнялся тем же пылом, который ощущал он сам. Пресвятая Дева вознаградила его сыновью преданность, даровав ему множество милостей. Однажды, сидя в трапезной, он увидел Царицу Небесную в сопровождении ангелов, несущих пищу своим преданным чадам, сыновьям святого Доминика. В избытке доброты она прислуживала у стола. Руки, которые так много служили ее божественному Сыну, когда Он был на земле, теперь раздавали пищу ее духовным сыновьям, братьям. Легко представить, как воспламенилось сердце блаженного Иордана от благодарности при виде столь великой милости Матери Божией.
Неустанно учась и проповедуя, он не ослаблял рвения и регулярности орденской дисциплины и соблюдения монашеских правил. Однажды, проповедуя о Страшном Суде, он заговорил о строгости соблюдения обсерванций в своем любимом монастыре. «Вы, миряне, плохо знаете, что такое суд. Мы, монашествующие, знаем это прекрасно. Если вы совершаете грех, каким бы тяжким он ни был, вас никто не справляет и не обличает, никто не станет вас упрекать. Мы же получаем наказание за малейший проступок и предстаем перед судом. Таким образом, тот, кто сознает себя виновным в каком-нибудь упущении, испытывает большой страх, когда слышит звон колокола, созывающего на капитул, ибо знает, что идет туда, чтобы быть обвиненным. Один отец, сорок лет проживший в Ордене, как-то сказал мне: «Я не чувствую себя виноватым, но меня охватывает сильный страх, когда я слышу звон колокола, созывающий капитул»».
Красноречивый от природы, твердый в вероучении, богатый добродетелью, любимый Пресвятой Девой, как мог блаженный Иордан не стать поистине великим проповедником? Его голос был слышен во многих итальянских провинциях, и поскольку он бывал также в Германии в 1301 году, считается, что он проповедовал и там (в этом году он присутствовал на Генеральном Капитуле Ордена, который состоялся в Кёльне). Но наибольшую известность как проповедник он получил главным образом во Флоренции. Там он проповедовал до пяти раз на день, в церквях и на площадях. Он часто начинал трактовать какой-нибудь предмет утром в одной церкви, продолжал в другой в середине дня и заканчивал в третьей вечером. Флорентийцы следовали за ним из церкви в церковь, некоторые из них записывали его проповеди, которые сохранились. Они свидетельствуют, что проповеди его были простыми, но сильными и поучительными. Он проповедовал Христа распятого, основывал свои проповеди на доктрине и иллюстрировал свой предмет избранными примерами из Святого Писания и историями из жизни святых. Он принял недавно введенный обычай проповедовать не на латыни, а не своем родном тосканском языке. Он был современником Данте и внес огромный вклад в совершенствование тосканского языка. Его проповеди считаются драгоценным сокровищем языка того времени.
Конечно, он не хотел бы, чтобы его считали одним из основателей современного итальянского языка. Все, чего он желал, это трудиться над обращением грешников. Именно ради этого он учился и проповедовал. И он был обречен на успех. Если одного усердия часто бывает достаточно, то талант вместе с усердием обязательно приведут к успеху. Когда же Бог, пренебрегая обычными законами природы, творит чудеса, чтобы показать, что Он одобряет проповедь Своего слуги, тогда эффект становится огромным. Так часто и случалось. Однажды не его лбу появился сверкающий красный крест. Все увидели это и были исполнены изумления. Эффект от его проповедей во Флоренции поистине восхищал. Полностью изменились нравы общества. Тысячи злодеев отказались от своих греховных привычек. Распутные женщины становились образцом целомудрия, враждующие примирялись и становились крепкими друзьями. Все это продолжалось долго, поскольку он заботился об их стойкости, раскрывая им средства, благодаря которым можно хранить постоянство в добродетели. Например: ежедневная месса, частое принятие таинств, утренняя и вечерняя молитва, благочестивое чтение, практика призывать присутствие Бога в своих мыслях, воспоминание о суетности мира сего, о вечности, которая нас ожидает, о муках ада и радости небес. Немало из тех, кто исповедовался у него и его учеников, следуя его святым советам, прославились святостью. Одним из его учеников был блаженный Сильвестр Вальдисевский, монах камальдульского ордена. Блаженный Иордан часто проповедовал дольше двух часов и приходил в полное изнеможение под конец своих проповедей. Блаженный Сильвестр, которого в миру звали Вентура, полный сострадания, сидел под амвоном, чтобы предложить ему немного вина, чтобы освежить его после напряженного труда. Вскоре они соединились узами святой дружбы, а со временем Вентура поступил в монастырь камальдулов во Флоренции в качестве брата-мирянина.
Блаженный Иордан основал в Пизе несколько братств, одно из которых – братство Святого Спасителя, существует и в наши дни, сохранив свои первоначальные уставы.
Не смотря на успех, которого он добился, он оставался непоколебимым касательно гордыни. Смирение наполняло его сердце и вдохновляло все его поступки, и он никогда не упускал случая показать свое полное презрение к миру. Однажды, когда он и еще несколько доминиканцев шли по большой дороге, они увидели странное и необычное зрелище – совершенное счастье среди тяжких страданий: полуголый бедняк весело пел на ходу. Он пил воду из колодцев, ел сухой хлеб, который ему давали в качестве милостыни, и был совершенно доволен. Блаженный Иордан сказал своим спутникам: «Видите ли вы, что этот человек, вопреки всем, обладает сокровищами столь драгоценными, которые не всякий король может иметь, и за обладание которыми государи охотно отдали бы сто тысяч урон». «Что же это за драгоценные камни?» - спросили собратья. «Первый, - сказал блаженный Иордан, - это безопасность. Этот бедняк ест и пьет, не боясь опасности, он не боится яда в своей пище. Это один из драгоценных камней, за который государь охотно заплатил бы, если бы мог купить его за деньги. Еще один драгоценный камень — это то, что у этого бедняка нет денег, и никто не желает ему зла. Властитель же окружен врагами, которые стремятся его убить. Это уже два драгоценных камня. Я мог бы упомянуть и о многих других… О, как же они драгоценны! Как прекрасны! Этот бедняга владеет ими, а властители могут только тосковать по ним».
Церковь Санта-Каталина в Пизе, место упокоения реликвий Блаженного
В 1311 году Генеральный Магистр Доминиканского Ордена (Америго Джильяни) послал блаженного Иордана в Париж, чтобы он стал преподавателем теологии в знаменитом монастыре Святого Иакова в этом городе. Но, когда он прибыл в Пьяченцу, заболел и умер там 19 августа 1311 года. Он был доминиканцем тридцать один год. Как только весть о его смерти достигла Пизы, многие из знатных граждан отправились в Пьяченцу, чтобы привезти его тело в город, в котором он так долго жил и трудился. Он был похоронен в церкви доминиканского монастыря в Пизе, недалеко от алтаря святого Петра Мученика. Его реликвии оставались там до 1580 года, когда были перенесены в алтарь Пресвятой Девы Марии, а в 1686 году их окончательно перенесли в алтарь Розария. Его культ был официально одобрен папой Григорием XVI.
Из книги Томаса Остина Дайсона, «Звезды в короне Святого Доминика» (1897 г.)
Отправить комментарий