19 августа

8/19/2010, No Comment

Вспоминаем блаженного Иордана Пизанского, пресвитера

Иордан Пизанский, известный также как Иордан да Ривалто, появился на свет приблизительно в 1255 или 1260 году. Возможно, он родился в Ривалто, деревеньке в нескольких милях от Пизы и происходил из семьи Орландини, но по другой версии он родился в самой Пизе и происходил из семьи Ривалто. Он учился в Пизе, а затем в Париже в конце 1270-х годов, где получил степень бакалавра теологии. В Доминиканский Орден он вступил в 1280 году, когда вернулся в Пизу, в монастыре, посвященном св. Екатерине Александрийской. Этот монастырь был основан 1220 году и первоначально служил в качестве госпиталя. Начиная с 1251 года начались строительные работы, которые привели к полной реконструкции всего комплекса, была построена более крупная церковь и монастырь.

Иордан продолжил учебу в Болонском Университете, затем с 1285 по 1288 год находился в Париже, после чего снова вернулся в Пизу. Он служил, проповедовал и преподавал в Сиене, Витербо и Перудже, прежде чем в конце концов переехать во Флоренцию, где прославился, как выдающийся проповедник.

В 1301 году он присутствовал на Генеральном Капитуле Ордена, который состоялся в Кёльне.

Провинциальный капитул в Риети в 1305 году назначил его лектором в конвенте Санта-Мария Новелла, который являлся в то время самым важным научным центром Римской Провинции Ордена. Этот пост он занимал в течение следующих трех лет. О нем говорили, что он знал больше, чем все монахи провинции вместе взятые. Он читал античных авторов, изучал греческий и древнееврейский. Но прежде всего, в совершенстве знал священные книги. Обладая феноменальной памятью, он знал наизусть Бревиарий, Миссал, большую часть Святого Писания (прежде всего Послания св. Павла), а также вторую часть Суммы Теологии св. Фомы Аквинского.

Он проповедовал до пяти раз на день, то в одной церкви, то в другой, в помещении или на площадях. Он начинал проповедь утром в церкви и на ту же тему продолжил ее в середине дня на одной из площадей, а заканчивал ее вечером в другой церкви. Флорентийский народ, жаждущий слушать его, верно следовал за ним повсюду, не обращая внимание на трудности, с которыми ему приходилось сталкиваться. Верные слушатели часто садились у подножья кафедры и записывали все, что исходило из его уст, и эти записи сохранились. Его проповедь была безошибочной проповедью истинно апостольского мужа: никаких утонченностей, никаких украшений, только слово Евангелия, произнесенное доступной речью, где истина и глубина учения соединялись с яркой и энергичной простотой формы. Свои проповеди и даже лекции он читал на тосканском наречии, и это помогло сделать этот язык ведущим среди народных языков Италии. А сам Иордан, стал одним из признанных творцов итальянского литературного языка. На латыни его проповеди звучали бы сухо и формально, но латинские тексты его проповедей не сохранились.

Пантеология (сумма всей теологии) бл. Иордана (рукопись 1470 г.)

Бывало так, что во время его продолжительных проповедей, а согласно обычаям того времени, проповеди длились около двух часов, его ученик и друг Сильвестр Вальдисевский, иногда сидел рядом с амвоном, с кубком вина, чтобы время от времени освежать гортань проповедника. Иордан принял почетный титул генерального проповедника, но его не интересовали ни почет, ни слава, а исключительно – спасение душ. Поэтому и Всевышний поддерживал его проповедь чудесными вмешательствами. Однажды, когда он проповедовал перед большей, чем обычно, аудиторией, на его челе появился красный крест, который мог увидеть каждый из присутствующих (эта деталь стала иконографическим атрибутом блаженного).

Его проповеди оказали положительное влияние на флорентийскую общественную жизнь и мораль. Ведь свое нравственное учение он основывал на здравой томистической доктрине христианской жизни. Многие флорентийцы отказались от порочной жизни и предались добродетелям. Женщины, поведение которых с точки зрения скромности, оставляло желать лучшего, покаялись и стали образцом христианской порядочности; исчезла вражда, и даже между враждующими партиями гвельфов и гибеллинов установился мир.

Церковь Санта-Катарина в Пизе

Подобных успехов он добился также в Пизе, когда позже был выбран приором пизанского монастыря. В родном городе он основал Братство Святого Искупителя, которое существует до сих пор, сохраняя свой первичный устав, полный мудрости.

В 1311 году Генеральный Магистр Ордена Америго Джильяни назначил его профессором богословия в конвенте св. Иакова в Париже, с тем чтобы он получил степень магистра в Парижском Университете и мог преподавать там Сентенции Петра Ломбарда, но провидение распорядилось иначе. Во время путешествия Иордан тяжело заболел и умер в Пьяченце 19 августа 1311 года.

Известие о его смерти всколыхнуло всю Пизу, так что городские старейшины отправились в Пьяченцу, чтобы забрать его тело, которое сразу же стало объектом народного поклонения, а его могила стала местом паломничества.

В 1580 году состоялось первое перенесение реликвий, в 1686 году — второе, а в 1785 году — третье. Папа Григорий XVI утвердил культ в 1833 году и разрешил его праздновать в Ордене и в епархии Пизы в день 6 марта. Иордан был беатифицирован в 1838 году. Его реликвии покоятся в церкви Санта-Катарина в Пизе.

No Comment

Отправить комментарий