Всем дражайшим в Сыне Божием братьям, брат Гумберт, негодный ваш слуга, передает привет и пожелание, чтобы в этой юдоли слез вы радовались утешением Духа Святого.
Мы любим сей Орден, столь всем полезный, в котором и мы сами обрели надежду на спасение и удостоились благодати. Однако, наша любовь к нему будет совершенно ясно видна тогда, когда для восполнения его потерь мы будем привлекать в него людей талантливых, когда будем заботиться о его благе, когда будем охотно подставлять плечи для ношения его бремён.
Также, пока еще есть время, приложим усилия чтобы стяжать заслуги, что – как мы учим и понимаем – имеет место тогда, когда мы действуем без лености, когда мужественно противостоим всякому злу, когда подражаем примерам достойным всякой похвалы и безусловно избегаем того, что похвалы не достойно; когда стремимся творить всякое благо по силам нашим и когда с радостью принимаем испытания, которые обрушиваются на нас, никогда не уставая творить добро, не вмешиваясь в дела мирские, не предаваясь безделью, но занимаясь делами Божьими, сосредотачиваясь в частых молитвах, предаваясь святому размышлению, усердно совершая Божественное Служение, никогда не пренебрегая святой учебой, добросовестно сохраняя молчание; когда бываем благоразумны в словах, зрелы в поведении, осторожны в опасностях, преисполнены милосердия друг к другу, когда храним мир со всеми, не послабляем строгих правил Ордена, побуждаем друг друга стремиться к лучшему, когда принимаем выговоры и порицания без ропота, укрепляемся в Господе взаимным утешением, забываем о прошлом и похвально стараемся завершить начатое, всегда трудясь и уповая на помощь Божию.
Если все это пребудет в нас, причем в изобилии, то мы обогатимся заслугами и предстанем пред лицом славы Бога Всевышнего не с пустыми руками, но преисполненные плодов праведности.
Сообщая любви вашей, что среди многих желаний, которые пробудились в моем сердце в результате принятых мной на себя обязанностей, не последнее место занимает то, чтобы благодаря служению нашего Ордена христиане-схизматики воссоединились с Церковью, и чтобы имя Господа нашего Иисуса Христа было возвещено также сердцам евреев и сарацин, и язычников и варваров и всех народов, дабы мы были Его свидетелями и спасением для всех даже до краев земли.
Однако осуществлению сего мешают два препятствия. Первое - это незнание языков, об изучении которых мало кто из братьев хочет слышать, ибо многие из них выше ставят удовлетворение любопытства, нежели многообразную пользу. Вторым препятствием является любовь к родному краю. Те, в ком естество еще не преобразилось благодатью, столь прочно запутались в силках этого чувства, что не хотят уходить из своих земель и от семьи, не хотят забыть о своем народе. Они хотят жить и умереть среди своих родных и знакомых, не страшась того, что среди них найти Спасителя не могла даже родная Мать.
Опомнитесь, братья, призванные Богом, и посмотрите: можно ли найти что-либо подобное среди апостольских примеров? Разве не все они были галилеянами? И кто же из них остался в Галилее? Один отправился в Индию, другой в Эфиопию, иной в Азию, еще иной в Ахайю; и так все они, далеко и широко рассеянные среди разных народов, принесли в мире плод, который мы видим теперь.
А если кто-то скажет: «Тяжело сие, слабы мы и не можем подражать им», - горе нам! Горе, если хотим быть проповедниками слова, но столь далеко отходим от следов проповедников!
Более того, разве так говорили наши первые отцы, которых святой Отец наш, блаженный Доминик, всех, как новициев, так и других рассеял по миру?
Да не вселяется, о, избранные Божьи, в сердцах наших столь низменная мысль, но, памятуя о том, к чему призывают нас обеты и о награде за охотное послушание, будем же готовы на все ради спасения душ, и для преумножения славы нашего Спасителя.
Посему, если кто-нибудь, по вдохновению благодати Божией, обнаружит в сердце своем готовность - по согласованию с волей начальствующих - к изучению языка арабского, греческого, еврейского или какого-либо из варварских наречий, то тем самым сможет, в свое время, удостоиться заслуги в деле спасения. Или же, если кто-то чувствует себя готовым «выйти за стан» своего народа и перейти в провинцию Святой Земли, Греции или иную, соседствующую с землями неверных, где, несомненно, есть нужда в братьях, готовых много претерпеть ради Ордена, ради веры, ради спасения душ и ради имени Господа нашего Иисуса Христа – прошу того и призываю, незамедлительно известить меня письмом обо всем, что касается наклонностей его души в этом деле.
Братья, воздавайте достойное благодарение Господу, Богу нашему, Который по великой милости Своей недавно спас Орден от ужасных опасностей и даровал, что дела наши складываются удачно также в папской Курии.
Кроме того, в окрестностях Италии, с момента смерти блаженного Петра, собрата нашего, Орден наш столь сильно посрамил ересь и столь возвысил истинную веру, приводя к ней без всякого насилия неисчислимое количество заблудших, что в изумление приходят видящие собственными глазами то, что казалось невероятным.
Также извещаю вас о том, что на прошедшем недавно Генеральном Капитуле было сообщено о смерти трехсот братьев, которые предварили на пути к Господу, нас, странствующих по земле. Их и ранее почивших, от всего сердца препоручаю вашим молитвам. Молитесь также за тех, кто еще странствует в теле, и за меня, слугу вашего, подверженного серьезным опасностям и немалым трудам ради вас.
А вас всех и каждого особо препоручаю благодати Спасителя и Достославной Его Матери, Заступнице нашей, покровительство Коей, как веруем, в последнее время особо Ордену сопутствовало и сильно помогло.
Дано в Медиолане на Генеральном Капитуле в год 1255.
Перевод: о. Юрий Дорогин ОР
Отправить комментарий