Земная жизнь блаженной Луции в своих основных чертах похожа на жизнь других доминиканских женщин-мистиков, живших в Италии в конце XV - середине XVI века. С детства одаренная мистическими благодатями, стремящаяся подражать жизни святой Екатерины Сиенской, часто резко противостоящая семейному окружению, считающаяся в народе «живой святой». Могущественные властители того времени обращались к ней за советом и поддержкой. Что особенно поражает в Луции, так это четкое различие между первым периодом ее жизни, периодом ее молодости, во время которого она вынуждена страдать от излишеств нежелательной дурной славы, и вторым периодом, который продолжался вдвое дольше, в котором она живет, презираемая и забытая всем, до самой своей смерти.
Блаженная Луция появилась на свет 13 декабря 1476 года в день памяти святой Луции Сиракузской, в честь которой при крещении и получила свое имя. Луция была старшей из одиннадцати детей Бартоломео Брокаделли, который занимал должность городского казначея, и его молодой супруги Джентилины Кассио, благородной и ревностной христианки. Жили они в городе Нарни (Нарния) в провинции Умбрия. Будучи ребенком глубоко верующим и благочестивым, она, как повествуют легенды, с раннего возраста имела мистические видения, о которых с детской простотой рассказывала своим родителям. Святая Екатерина Сиенская, Иоанн Креститель, святой Петр Веронский часто посещали ее и наставляли в истинах христианской веры. Богородица с деревянного образа, который почитали в церкви св. Августина, куда мать часто ходила со своей маленькой дочерью, соглашается на невинную просьбу пятилетней девочки и дает ей подержать младенца Иисуса. В возрасте семи лет, во время видения, сам Иисус попросил ее стать Его супругой. Побуждение к ее согласию сопровождалось совершенным знанием смысла этого посвящения. Луция сразу же рассказала своему духовнику, отцу Мартино да Тиволи, настоятелю доминиканского монастыря Санта-Мария-Маджоре, о своем желании дать обет целомудрия, но он рассудительно попросил ее подождать до двенадцати лет. И вот, когда ей исполнилось двенадцать, дала обет девственности и решила стать доминиканской монахиней.
«По преданию, однажды Луция погрузилась в молитву в церкви Санта-Мария-Маджоре перед изображением Распятия, которое до сих пор можно увидеть на фресках на второй колонне справа от входа. Внезапно присутствовавшие верующие увидели луч света, исходящий из священного ребра и уст божественного Искупителя и озаряющий лицо Луции, которая в экстазе была поднята, чтобы поцеловать стопы священного образа", Монсеньор Бруньола, «Блаженная Луция Нарнийская» (1935 г.)
Но, обстоятельства изменились, когда в следующей году умер ее отец, оставив ее на попечение дяди. Дядя же, следуя желанию отца, которые еще пока был жив, хотел выдать дочь замуж, решил сделать это как можно быстрее. Он предпринял для этого несколько попыток. Одной из них был большой семейный банкет, на который он пригласил молодого человека, которого наметил в качестве ее будущего супруга, и намеревался на этом банкете обручить пару. Самой же Луции он не сообщил о своих намерениях. Когда жених попытался надеть кольцо на палец Луции, она несколько раз дала ему пощечину.
Позднее руки и сердца Луции попросил граф Пьетро ди Алессио из Милана, который жил в Нарнии и был другом семьи. Луции нравился этот молодой человек, но чувствовала, что данный ею обет вечного целомудрия делает этот брак невозможным. Напряжение, которое испытывала Луция из-за столь противоречивых чувств, привело к серьезному заболеванию. В этот момент ей явилась Пресвятая Дева в сопровождении святого Доминика и святой Екатерины Сиенской. Как гласит легенда, они посоветовали Луции заключить законный брак с Пьетро, но потребовать от него, чтобы он уважал и не нарушал данный ею обет девственности. Пьетро согласился на эти условия, надеясь, что со временем своей любовью и доброжелательностью ему удастся сломить ее волю, и брак был заключен.
Город Нарни
В 1491 году Луция становится законной женой Пьетро и госпожой в его доме. Несмотря на свой плотный светский график, Луция прилагает большие усилия, чтобы наставлять слуг в католической вере, и вскоре стала хорошо известна в округе своей благотворительностью. Каждый день вместе со слугами она молится Святой Розарий. Она не терпит сплетен, злословия и вульгарных слов, а когда кто-либо из слуг заболевал, она превращается в заботливую сиделку.
Пьетро снисходительно наблюдал за поведением Луции и ее причудами. Он никогда не возражал, когда она раздавала бедным одежду и еду. И когда она совершала суровые аскезы, которые включали регулярное ношение власяницы под одеждой и проведение большей части ночи на молитве. По-видимому, он спокойно отнесся к истории, рассказанной ему слугами, о том, что Луцию по вечерам навещают св. Екатерина, св. Агнесса Римская и св. Агнесса из Монтепульчано, которые помогали ей печь хлеб для бедных.
Однако, когда однажды, один из слуг сказал Пьетро, что Луция тайно развлекает какого-то красивого молодого человека, с которым она, похоже, хорошо знакома, он не выдержал и вскипел гневом. Он выхватил свой меч и отправился посмотреть, кто же это был. Придя на место, он увидел, как Луция стоя н коленях, созерцает большое распятие. Тогда слуга признался, что человек, с которым он видел Луцию, похож на фигуру на распятии.
Церковь Сан-Доменико (Санта-Мария-Маджоре) в Нарни
Со временем, однако, терпению Пьетро пришел конец, и на время Великого Поста он запер ее в ее покоях. Навещали ее только слуги, которые приносил ей еду. На Пасху, ее супруг все-таки освободил ее из этого узилища. Луция не упустила такую возможность, и после участия в пасхальной литургии, не вернулась домой. По совету своего духовника – отца Мартино, она нашла убежище у своей матери, до того, как ее примут в Третий Доминиканский Орден.
Ее заветное желание сбылось в день Вознесения Господнего (8 мая 1494 г.), в присутствии матери и тети, когда отец Мартино вручил ей облачение Сестер Покаяния в церкви Сан-Доменико. Придя в ярость, Пьетро, возлагая всю ответственность на отца Мартино, намеревается убить его и поджигает монастырь. Спасая Луцию от преследований супруга, в 1495 году, ее отправляют в Рим, в общину сестер, живших в доме, где последние годы своей жизни провела св. Екатерина Сиенская, недалеко от базилики Санта-Мария-Сопра-Минерва.
В следующем году ее направили в Витербо, чтобы основать там новый монастырь. Здесь начинается период, когда слава о святости молодой терциарки распространяется не только в народе, но и среди влиятельных фигур, вплоть до самого папа Александра VI Борджиа (1492-1503). Ее добродетельная и покаянная жизнь привлекает внимание. Ее продолжительные экстазы, небесные видения, суровые бичевания в сочетании с длительными постами, наполняют восхищением.
Кроме того, ее Небесный Жених приготовил для нее совершенно особый дар. С ранних лет сестра Луция просила благодати участвовать в Страстях Господних, чтобы как можно больше уподобиться Распятому. И вот, в ночь на 25 февраля 1496 года, участвуя пении Утренней во вторую пятницу Великого Поста, она впала в экстаз и мгновение за мгновением переживала сцены Страстей. Придя на Голгофу, она умоляла Господа разделить Его страдания: «Я хочу быть с Тобой, дай мне знамение Твоих Страстей, пока я жива, пусть они будут постоянными». Распятый Иисус удовлетворяет ее желание и у Луции появляются стигмы. Сестры убеждены в ее святости и уверенно следуют ее духовным наставлениям.
Но феномен стигм, согласно благоразумной практике Церкви, должен быть исследован и изучен. Не будем забывать, что это была эпоха, когда суды инквизиции очень бдительно следили за всякими мистическими явлениями, которые часто трактовались как произведения колдовства или рассматривались как результат истерии. Подследственный подвергался всевозможным расспросам, иногда унизительным расследованиям, в контексте реального судебного процесса, с судьями и присяжными, которыми являлись епископы, теологи, врачи, местные власти и представители знати. В течение шести последующих лет, сестра Луция прошла пять таких разбирательств. Одно из обследований провел личный врач папы, поскольку сам Александр VI хотел быть уверен в сверхъестественном происхождении этого явления. Результатом этих «проверок» является полное подтверждение сверхъестественного происхождения ран. Никакое человеческое искусство не способно создать что-либо подобное. Каждую пятницу из ее ран текла живая благоухающая кровь, от прикосновения к которой больные обретали здоровье.
Папа лично поговорил с нею, и с помощью Колумбы Риетской, еще одной блаженной доминиканской терциарки, вынес решение в ее пользу, сказав ей идти домой и молиться за него.
Даже граф Пьетро, оставив всякие мысли о мести, появляется в Витербо, желая узреть свою юную супругу, ставшую объектом всеобщего интереса. Луция пользуется возможностью, чтобы поговорить с ним о красоте религиозной жизни и об опасностях, с которыми сталкивается душа, погрязшая в мирской суете. Вернувшись в Нарни, через некоторое время Пьетро стал монахом-францисканцем и известным проповедником.
Эрколе д'Эсте
Узнав о святости Луции, герцог Феррары, Эрколе I д'Эсте, решил построить монастырь в Ферраре, посвященный св. Екатерине Сиенской, и предложил ей стать его настоятельницей. Летом 1497 года он пригласил ее стать основательницей этой новой общины. Луция, Доминиканский Орден и даже папа римский согласились с этим приглашением. Против был городской магистрат Витербо, который не хотел терять своего знаменитого мистика. Однако она уже некоторое время молилась о том, чтобы создать новую общину с более строгим соблюдением монашеских правил, и согласилась уйти в новый монастырь.
Решение Луции спровоцировало конфликт между Феррарой и Витербо, который продолжался два года. Наконец, после обширной переписки между сторонами, 15 апреля 1499 года Луция тайно бежала из Витербо (в повозке среди корзин для белья), и была принята в Ферраре 7 мая того же года. В тот момент, когда ее приветствовали с княжескими почестями, в видении, она узрела перед собой кровавый крест, предвещавший тяжкие испытания.
Тринадцать молодых девиц сразу же подали заявление о вступлении в ее новую общину. Мать Луции – Джентилина, также вступила в Третий Доминиканский Орден, переехав в Феррару из Нарни. Строительство монастыря началось в июне и было завершено через два года, в августе 1501 года. В нем было 140 келий для сестер и послушниц, но заполнить их всех насельницами оказалось не так легко.
Кастелло Эстенсе, основная резиденция правителей дома Эсте в Ферраре
Луция выразила желание, чтобы к ней прибыли ее старые подруги из Витербо и Нарни. Герцог Эрколе в сентябре 1501 года отправил своего гонца в Рим с просьбой о помощи дочери папы, Лукреции Борджиа, которая готовилась выйти замуж за его сына – Альфонсо (это был ее третий брак). Она собрала всех кандидаток, о которых просила Луция, и отправила их в качестве подарка за несколько дней до свадьбы. Сама же она торжественно вступила в Феррару 2 февраля 1592 года.
Герцог также обратился к местному епископу с просьбой помочь Луции в управлении новым монастырем. Епископ послал десятерых сестер из местного монастыря, чтобы они присоединились к общине Луции. Это были монахини Второго Доминиканского Ордена, привыкшие к совершенно другому, более созерцательному образу жизни. Очевидно, что совершенно другой подход к монашеским правилам между сестрами Второго и Третьего Орденов должны были вызвать трения в монастыре. В то же время в монастырь постоянно поступали новые, совсем юные послушницы, которые часто приходили туда только по воле своих родителей и поэтому с неохотой следовали строгому уставу, который хотела установить молодая настоятельница. В монастыре усиливались разногласия. Многие снова начали сомневаться в реальности стигматов Луции и в правильности принимаемых ею решений. О ней снова распространяется тяжелая клевета и инквизиция возбуждает уже пятое по счету расследование, касательное ее стигм. Суд снова выносит свой вердикт в ее пользу.
Напряжение усилилось, когда 2 сентября 1503 года, одна из этих монахинь Второго Ордена, сестра Мария да Парма, стала настоятельницей монастыря. Когда же 24 января 1505 года, умер герцог Эрколе, новая настоятельница быстро признала Луцию виновной в каком-то преступлении (скорее всего, в ее открытой поддержке реформы Савонаролы) и наложила на нее строгую епитимью. Сестра Луция добровольно соглашается хранить молчание и анонимность. Она отказывается от всех папских привилегий и смиренно принимает покаяние. Она также просит Господа сделать так, чтобы раны на ее руках и ногах исчезли, но не исчезала боль, ими причиняемая. Осталась только рана в боку, которую она могла скрывать от окружающих. Она понимает, что человеческое презрение и уничижение необходимы для того, чтобы полностью уподобиться Распятому Христу. Завеса молчания, длившаяся тридцать девять лет, полностью изолировала ее от всего внешнего мира, из-за чего исчезла даже память о ее существовании.
Луции не разрешалось ни с кем общаться, кроме своего исповедника, которого выбирала настоятельница. Приор местного доминиканского монастыря также не позволял никому из братьев видеться с нею. Существуют свидетельства, что ее навещала блаженная Екатерина из Раккониджи, но наверняка, пользуясь даром биолокации. Также Луцию, как бывало и раньше – в видениях, посещали другие святые. Исчезновение стигм заставило некоторых сестер усомниться в том, что они вообще были. Это наказание продолжалось до конца ее жизни, или по крайней мере до 1541 года, когда настоятельницей монастыря была избрана племянница Савонаролы. Почила Луция 15 ноября 1544 года. За несколько мгновений до смерти она восторженно воскликнула: «На небеса! К небу!», лучезарно всматриваясь в какую-то точку в ее келье, в то время как лицо ее сияло ярким светом. Присутствовавшие при этом сестры в тот момент поняли величие, сокрытое в столь малом существе. А вскоре после этого обнаружили кровоточащую рану в ее боку, как доказательство ее героической добродетели.
Смерть словно вырвала ее из всеобщего забвения. Когда ее тело было выставлено в монастырской церкви, такое множество людей захотело воздать ей последние почести, что похороны пришлось отложить на три дня. Ее могила в монастырской церкви была вскрыта через год, а прекрасно сохранившееся тело перенесли в стеклянный саркофаг.
Когда в 1797 году монастырь был разрушен французской революционной армией, ее останки были перенесены в кафедральный собор Феррары, а 26 мая 1935 года – в бывший собор Нарни, где они почитаются до сих пор. К лику блаженных причислил ее папа Климент XI 1 марта 1710 года.
В Церкви память Блаженной отмечаем в день ее смерти – 15 ноября, в Ордене – 14 ноября.
Сестра Луция является персонажем книги Сэмюэля Шеллабаргера «Принц лис» Prince of Foxes (1947 г.), который драматически описывает ее побег из Витербо. Этот роман считают лучшим произведением Шеллабаргера.
Биограф Клайва Льюиса, Уолтер Хупер, считает, что возможно блаженная Луция послужила прототипом Люси Певенси из цикла «Хроники Нарнии».
Молитва
Боже, Ты чудесно украсил блаженную Луцию знамениями Страстей Твоего Сына, а также даром целомудрия и долготерпения и дал ей силы устоять перед лицом соблазнов и преследований мира. По ее предстательству и примеру дай нам не поддаться его лести и не отчаяться в скорбях. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.
Отправить комментарий