Вспоминаем бл. Екатерину Маттеи из Раккониджи, деву
Славная последовательница святой Екатерины Сиенской, Екатерина Маттеи родилась в городке Раккониджи, недалеко от Кунео в Пьемонте, в июне 1484 года в семье кузнеца Джорджо Маттеи и ткачихи Биллии Феррари. У супружеской пары уже было пятеро сыновей и дочь, которая умерла в младенчестве. Несколько вооруженных конфликтов в этом регионе многих привели к нищете. Отец потерял работу, став грубым и жестоким по отношению к близким, мать стала единственной кормилицей семьи. С детства Екатерина обучилась ремеслу ткачества из шелка, которым занималась ее мать. В сельской местности этого региона выращивали тутовых шелкопрядов, коконы которых перерабатывали в прядильных мануфактурах города. Вскоре Екатерина становится искусной ткачихой.
Святостью жизни и мистическими переживаниями Екатерина славилась с раннего детства. В возрасте примерно 10 лет ей явился Иисус, также в обличии ребенка того же возраста. Позже она имела видения других святых, ей являлись Екатерина Сиенская и Петр Веронский. Дева утверждала, что была мистическим образом обручена с Иисусом, который подарил ей обручальное кольцо, которое она хранила всю жизнь, хотя никто другой не мог его видеть. Она испытала множество экстазов и видений Христа, который всегда являлся ей в том же возрасте, в котором находилась в это время она сама. Однажды, разбитая тарелка в ее руках снова стала целой и невредимой, а семья Екатерины, в период крайней нищеты чудесным образом была обеспечена средствами к существованию. Во время скорбей она всегда получала утешение благодаря девизу: «Иисус – моя единственная надежда!»
Еще в раннем детстве, ей тогда было около шести лет, ей явилась Дева Мария, облаченная в белые одеяния и в черном плаще и предрекла ей, что она вступит в Доминиканский Орден. Поступить в закрытый монастырь сестер-доминиканок она не имела ни возможности, ни согласия родных. Единственный выход – пойти по стопам своей великой предшественницы – св. Екатерины Сиенской и вступить в Орден Покаяния, а это стало бы возможным, если бы рядом был монастырь братьев-доминиканцев. Но в Раккониджи не было монастыря доминиканцев, более того, многие городские старейшины утверждали, что доминиканцы им не нужны, поскольку в городе уже достаточно монастырей других орденов. Но вот, в 1506 году граф Раккониджи Клаудио Савойский пригласил в город доминиканцев и построил для них монастырь, строительство которого было окончено к 1509 году. Мечта Екатерины начинает сбываться. Настоятель монастыря – брат Доменико Онесто да Бра, уже известный в то время проповедник, отличавшийся особым религиозным рвением, становится духовным отцом Екатерины, мистический опыт которой вскоре становится известным всему городу.
Соперничество между доминиканцами и ранее существовавшими в городе монашескими общинами, в дополнении к славе Екатерины как мистика, стало причиной того, что в 1512 году, ее обвинили в ереси и колдовстве и вызвали в Турин, чтобы предстать перед судом инквизиции. Ее выслушали и оправдали по всем обвинениям. Судебный процесс не только не повредил ее репутации, но наоборот, только укрепил ее. Она была принята при савойском дворе и подружилась с маркизой Монферратской Анной д’Алансон.
церковь блаженной Екатерины в Раккониджи
Наконец, 22 декабря 1513 года она принимает облачение III Доминиканского Ордена. Вместе с нею в Орден вступили две ее подруги: сестра Осанна и сестра Коломба, вместе они образуют маленькую Вифанию простоты и молитвы. На торжественной церемонии облачения присутствовал граф Клаудио Савойский, который стал ее другом и покровителем, а также члены городского магистрата Раккониджи. Ее видения становятся более интенсивными, и она получает также дар стигматов, которые не были видны другим. Соседей часто пугает яркий свет и звуки, исходящие из ее дома.
Екатерина знакомится и все глубже проникается доминиканской духовностью того времени, а именно – стремлениями к реформе Церкви, вдохновителем которой был Джироламо Савонарола (он был казнен во Флоренции, когда Екатерине было 12 лет). Последователи великого доминиканского реформатора не находили поддержки ни среди светских, ни среди духовных властей, и чаще подвергались опале. Город также продолжают волновать частые конфликты между орденами, которые разделяют верных и беспокоят правителей. Напряженность вокруг особы Екатерины возрастает, и в результате, около 1523 года, преемник Клаудио – Бернардино I Савойский, решается изгнать ее из своих владений. Екатерина продала свой дом и на вырученные деньги построила алтарь святого Розария в местной церкви Сан-Доменико. В этом ей помогает ее новый духовник – брат Габриэле Дольче да Савильяно, сменивший покойного отца Онесто да Бра, и его собрат Агостино да Реджо. Екатерина переезжает в соседнюю деревеньку Караманью, где поселяется вместе со своими духовными сестрами. Однако, даже ее переезд не решает всех проблем. Согласно источникам, ее посетил провинциал доминиканцев Ломбардии, который строго запретил братьям из соседних монастырей принимать над ней духовное руководство. Только после смерти провинциала в 1526 году, Агостино да Реджо становится ее исповедником, ему будет суждено оставаться рядом с Екатериной в течение следующих двадцати лет.
часовня в Караманье
Вероятно, благодаря проповедям Джироламо да Пьетрасанта, которые он читал в Мирандоле в 1519 году, о мистических переживаниях Екатерины узнает граф Джованни Франческо Пико (племянник и биограф знаменитого Джованни Пико делла Мирандолы), который всячески поддерживал идею реформы Церкви. На Пятом Латеранском соборе (1512-17) Пико представил папе Льву X проект реформы морали в Церкви. В 1527 году Пико встречается с Екатериной и принимает ее под свое покровительство. В том же или в следующем году Екатерина отправляется в Родди, чтобы встретится с Пико, а в 1529 году навещает его в Мирандоле. Еще одна встреча между ними произошла в 1532 году. Из этих встреч рождается биография Екатерины, написанная Пико. В этой книге он собрал все важнейшие мистические переживания и духовные утешения блаженной Екатерины, также эта книга может служить трактатом о распознавании духов. Пико умирает в 1533 году, а в следующем Екатерина знакомится с доминиканцем Пьетро Мратире Морелли ди Гарессио, который становится ее доверенным лицом и продолжает начатый Пико труд, собирая ее духовные переживания. В 1535 году она ненадолго возвращается в Раккониджи, чтобы составить завещание, согласно которому она должна быть похоронена в часовне Святого Розария в церкви Сан-Доменико.
церковь Сан-Винченцо в Гарессио
В 1546 году умирает Агостино да Реджо, и Морелли, помимо роли ее биографа, становится ее духовником, он часто посещает Караманью, чтобы встретится с нею. В том же году она посетила городок Гарессио, на родину Морелли – своего последнего духовника, и составила там новое завещание, в котором устанавливала местных доминиканцев своими душеприказчиками, и завещала похоронить себя в доминиканской церкви Сан-Винченцо.
Блаженная почила в Господе 4 сентября 1547 года. Временно она была похоронена в фамильном склепе Каппелли, принадлежащем родственникам одной из ее первых спутниц – сестры Осанны. В феврале 1548 года, ее нетленные останки были перенесены в Гарессио и через два месяца похоронены в церкви Сан-Винченцо.
Через три года после ее смерти, под покровительством графов Савойских начались старания о ее беатификацию, доминиканцы из Гарессио тщательно собирали факты о ее святости, выслушивая показания тех, кто был ей близок. Но официальный процесс начался только в 1807 году и привел к ее беатификации, торжественно провозглашенной 9 апреля 1808 года папой Пием VII.
Особенное отношения Блаженная имела с душами в Чистилище. Однажды вечером, лежа в постели, страдая от сильной лихорадки, она размышляла о душах в Чистилище, как вдруг впала в экстаз и была унесена в Чистилище. Она узрела пламя и души, страдающие от ужаснейших мучений. Тогда она услышала голос, который сказал ей: «Екатерина, чтобы ты отныне могла более близко к сердцу принять эти бедные души, Я заставлю тебя сейчас на мгновение почувствовать всю боль их наказания». Тотчас она увидела огненную искру, прилетевшую к ней и ударившую ее по левой щеке.
Некоторые из присутствовавших сестер увидели эту искру, также увидели, что лицо Екатерины распухло и оставалось таким даже после того, как она пришла в себя. Блаженная призналась, что все перенесенные ею прежде боли, коих она испытала немало, были ничто, по сравнению с полью, причиненной этой искрой.
С этого дня она неустанно пребывала в молитве и покаянных практиках, жертвуя их за души в Чистилище.
В другой раз Екатерине явился картезианский монах, который во время Пизанского собора (в 1409 году) противостоял папе Григорию XII, но перед смертью примирился с папой и Церковью и совершил покаяние. Он рассказал Блаженной, что был осужден на очень суровые муки, но был избавлен от них благодаря молитвам и жертвам Екатерины.
Однажды Блаженной явился Иисус, из пробитого бока которого изливался поток крови, одна половина которого истекала на грешников, живущих на земле, а вторая – на души, страдающие в Чистилище. Екатерина поняла, что ее молитвы и покаяния, должны быть посвящены равно за обращение грешников, как и за души в Чистилище.
Отправить комментарий