Страдания и радость

5/22/2024, No Comment

Пролог к сборнику писем св. Екатерины Сиенской, авторства Людмилы Грыгель, II. Мысль, 4.

Страдания и смерть Христа на кресте явила человеку безграничную любовь Бога и победоносную силу страдания. Екатерина говорит, что Христос вступил на крест, как на кафедру, чтобы учить нас истине Искупления и перенесения страданий. Он не освободил ни себя, ни других от страданий, но их как бы облагородил, показал их плодотворность. Христос не уничтожил человеческие страдания которое постоянно присутствует во времени, но уничтожил смерть, которая продолжается вечно. Страсти Христа – как все события Его жизни – это учение и пример для каждого христианина. Поэтому и примером для христианина не может быть только Христос обучающий, Христос, исцеляющий и воскрешающий мертвых, но также Христос бичуемый, несущий крест среди оскорблений толпы и Христос, умирающий на кресте. Христианин должен подражать Христу, чтобы прийти к единению с Вековечным Отцом, посему не может отвергнуть страдания, унижения и гонения, но должен их принять и вытерпеть по примеру Распятого Спасителя. Страдания, неотделимый элемент человеческой жизни, благодаря Христу может стать соучастием, дополнением Его спасительных страданий, может привести к очищению и освящению. Можно сказать попросту, что согласно святой Екатерине, страдание необходимо для спасения; конечно при условии, что пережито оно в соединении с страждущим Христом. Это не означает, что она велит искать страдания или по-мазохистски их увеличивать, но советует, чтобы присутствующие в жизни каждого человека страдания воспринимать как дар, как возможность подражать Христу и соединится с Ним наиболее тесно, как только можно в жизни.

Сестра Фаустина скажет, что ангелы, если бы могли, завидовали бы нам Евхаристии и страдания, лаконически выражая то самое христианское виденье страдания, которое святая Екатерина Сиенская описала со своеобразной пассией и радикализмом. Ее убеждение в необходимости переносить страдания чтобы достичь спасения не следует из ее личной суровости, но из радикализма Евангелия, в которой читаем слова Христа: «Кто хочет идти за мной, пусть возьмет крест свой» (Мк 8,34). Человек, идущий за Христом всегда воспринимает страдания как дополнение страданий самого Христа, как верное следование Его стопами, в чем заключается сущность святости. Так понимаемое страдание не сводится к физической боли или несчастному случаю; страдание становится школой подражания Христу, возможностью уничтожить эгоистические ограничения, которые держат человека у земли. В страдании, пережитом в единении с Христом, человек определяется как существо, преодолевающее свою материальную форму и ограниченное время своего пребывания на земле. Эту истину, столь близкую святой Екатерине, и столь существенную для христианской концепции человека, напомнил Иоанн Павел II в Апостольском Послании Salvifici doloris. Процитируем только одно предложение, которое наилучшим образом синтезирует взгляды Екатерины: «Страдание, как кажется принадлежит к трансцендентности человека: является одним из тех точек, в которой человек становится как бы «приговоренным» к тому, чтобы преодолевать самого себя – и становится к этому таинственным образом призванным».

В своих письмах Екатерина Сиенская выражает сочувствие своим страждущим друзьям и членам семьи, утешает вдов и жертв жестоких войн, но также призывает их переживать страдания по-христиански, то есть к тесному единству с невинно страждущим Сыном Божьим. Соединение с Христом в боли укрепляет христианина, для которого крест является ложем, на котором он может отдохнуть и столом, за которым он может подкрепиться. Для сиенской терциарки эти слова являются описанием ее собственного опыта, ее мистических переживаний, так как – как сама сказала – страдания были для нее пищей, слезы – питьем, а пот – бальзамом. Человек, страждущий в единении с Христом имеет потом удел в Его славе, наслаждается Его вечным присутствием. Поэтому Екатерина не колеблется называть солдат, гибнущих за Церковь «новыми мучениками», принятыми Богом. Поэтому и приговоренного Никколо ди Тольдо, она ведет на казнь, как на свадьбу с Непорочным Агнцем. Читая ее тексты на эту тему, следует всегда помнить, что она не формулирует дискуссионную гипотезу, а произносит с абсолютной уверенностью, которой вдохновил ее сам Христос в мистическом единении. Святая Екатерина не занимается выяснениями смысла и причин зла или страдания в мире, не предлагает искусственных решений, какие часто предлагали средневековые теологи, и даже мистики. Примером этих последних является Мастер Экхарт, который предложил отделить страдание от праведного человека, так как не мог примирить эти две реальности. В то время как Екатерина говорит попросту, что Бог посылает страдания, оскорбления или унижения для того, чтобы облегчить для человека совершенствование в смирении, терпении и любви, чтобы помочь ему уподобится Христу. Поэтому страдание для каждого праведного человека, не является наказанием, но знамением избранности, инструментом освящения.

Человеческое страдание приобретает свою победоносную силу, очищает и освящает благодаря «силе огня пламенной и безграничной любви Божьей» (ср. письмо CCCLXXI). Божья любовь не только помогает выстоять в страдании, но также – победить смерть, то есть наполняет радостью будущего воскресения. В страдании, пережитом с верой, всегда присутствует радость. «Если вы выстоите в святой вере, никогда в ваше сердце не заглянет печаль» - говорит Екатерина Сиенская. Так как вера рассеивает мрак любой печали, смягчает горечь любого поражения. Святая Екатерина пережила множество унижений, услышала много острой критики, перенесла множество страданий и физических и «мучительной жажды». Однако всегда сохраняла сияющий, по-человечески необъяснимый, оптимизм, который возникает из единения с Христом Распятым. Она была светлой и радостной, воспринимая свои страдания и неудачи как шипы, покрывающие едва заметный бутон, который некогда распустится благоухающей розой.

Страдание может преобразить не только человека, которого коснулось, но также других людей, так как – как и молитва – может быть принесено Богу в жертве за ближних или за всю Церковь. Это весьма существенная черта Христового страдания, о которой Екатерина постоянно напоминает и которая не может быть никем забыта. Страдание, пожертвованное за Церковь – это плодотворная служба Церкви. Святая Екатерина называет трудом на благо Церкви свою последнюю болезнь и печаль, причиной которой стала схизма. Это утверждение следует очень твердо подчеркнуть и глубоко осмыслить, чтобы правильно понять деятельность этого великого мистика. Часто, у биографов, и даже в учебниках истории Церкви, повторяется мнение, что публичная деятельность святой Екатерины была наиважнейшей в ее жизни. В то время как эта энергичная, активная терциарка, которая в служении Церкви и людям преодолела много миль, участвовала во многих переговорах, призывала и принимала участие во многих конкретных предприятиях, в конце жизни только молитву и страдания называла трудом во благо Церкви. Для Екатерины Сиенской наиболее важным всегда было внутреннее совершенствование, а не внешняя деятельность. Активное служение ближнему и Церкви было натуральным следствием созерцания и молитвы. Поэтому наиважнейшее для нее – быть (essere), а уже после него приходит деяние (fare). А это «быть» формируется в созерцании, молитве и страдании, а его наиважнейшая цель, к которой она постоянно стремится – это Бог.

окончание

No Comment

Отправить комментарий