Пролог к сборнику писем св. Екатерины Сиенской, авторства Людмилы Грыгель, II. Мысль, эпилог.
Учение и мистические переживания святой Екатерины Сиенской – благодать для нее и для всей Церкви. В своих письмах она пытается передать нам неописуемый опыт мистического единения натурального со Сверхъестественным, интимного контакта с Всевышней Истиной, Благом и Красотою. Писания мистиков всегда выражают их пламенную любовь к Богу, но также являются свидетельством их любви к ближнему, для которого они пытаются описать свой опыт, с которым хотят поделиться радостью пребывания с Богом. Этот опыт и пребывание порождает знание и силу присущую только мистикам. Поэтому нельзя эти знания анализировать, а силу – оценивать при помощи «научных» методов. Писания мистиков следует прежде всего созерцать и переживать. Когда мы читаем творения мистиков, следует пользоваться теми же, что и они «инструментами» познания, то есть – любовью и верой. Следует читать мистиков так, как слушаем самую прекрасную музыку, которая перед слушателем, свободным от музыковедческих схем, раскрывает действительность, превосходящую время и звук, ведет его от восхищения натуральной красотой к ощущению счастья и непосредственному контакту с Красой Сверхъестественной.
Последней ссылкой и исчерпывающим объяснением взглядов святой Екатерины Сиенской является ее контакт с Богом. Она отважилась обращаться к папам, королям и теологам только потому, что так велел ей Бог. Определенно, восхитительно io voglio (я желаю!) необразованной дочери красильщика не является доказательством ее гордыни, или необъяснимым капризом, а эхом воли Божьей, познанной в мистическом общении с Ним. Сиенская доминиканка говорила прекрасно и просто о сложных проблемах только потому, что точно видела их в ясном свете, который излучал огонь Божьей Любви. А огонь этот охватывал всю ее и сжигал. Мистический опыт Екатерины Сиенской поэтически описал Данте; посему процитируем его, так как поэты подобны мистикам: «О щедрая Милость, через которую я дерзко / к бессмертной приближаюсь силе / И весь я в ней освобождаюсь и сгораю!» (Рай, 23, 82-83). Этот опыт сжигающего огня любви и благодати, Екатерина Сиенская передает с присущей ей простотой и уверенностью (не следует ее путать с фанатизмом и эгоцентризмом), женской интуицией и итальянской экспансивностью. Ее образные, превосходные литературные описания ее разговоров со Христом, отличаются оригинальностью способов представления, меткостью и богатством аргументации. Письма святой Екатерины выражают ее личное, уникальное переживание евангельских истин, но мы находим в них также близкую каждому христианину жажду познания Вековечной Истины, виденья Наибольшей Красоты и потери себя в Безграничной Любви. Екатерина пережила и описала это вечное стремление каждого христианина, призванного к вечному пребыванию с Богом. Наиболее меткое описание этого мы находим наверно в Диалоге, где она говорит, что Бог в Троице Единый подобен морю, которое человеческий взгляд не может охватить; и тем не менее, чем дольше и ревностней Его ищем, тем больше находим и тем горячее жаждем искать дальше. Екатерина Сиенская, как и каждый мистик, пережила очень глубоко и поняла очень ясно этот фундаментальный опыт духовной жизни, коим является тоска по единению с Богом. Она старалась передать нам как можно больше, хотя – как писал Ориген – чем больше мистик углубляется в Божьи тайны, тем больше видит вещей невозможных для понимания. Эти вещи, выходящие за рамки рациональных анализов, мистики познают в непосредственном общении с Богом, но никогда не могут описать их словами. Следует помнить об этом, читая тексты святой Екатерины Сиенской. Следует быть ей благодарным за все то, что нам передала.
Несмотря на несовершенство нынешнего перевода, не смотря на нашу немного иную чувствительность, истекающую из различия эпох и стран, слова святой Екатерины также для нашего читателя должны стать свидетельством вековечной любви Бога, который уделяет Себя каждому человеку, который ищет Его. Поэтому не будем воспринимать письма святой Екатерины Сиенской как памятник средневековой религиозной литературы, но как важное свидетельство постоянно присутствующей в Церкви святости, которая возносит нас к Богу. Жизнь и учение каждого святого является для нас вызовом, на который мы должны дать ответ.
Святая Екатерина Сиенская призывает нас к жертвенной службе ближнему и Церкви, к отважному свидетельству веры, надежды и любви. Напоминает нам евангельское учение о призвании к единению с Богом. Уверяет нас, что, если мы утонем в море безбрежной любви Божьей «превосходящей разумение», утолим все наши желания и «исполнимся всею Полнотою Божиею» (Эф 3,19).
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий