Помните Люси Певенси, девочку с искренним и нежным сердцем, которая через волшебный шкаф проникла в страну говорящих животных в «Хрониках Нарнии» К. С. Льюиса? Когда она находит проход в Нарнию и рассказывает о своем открытии остальным детям, они смотрят на нее с недоверием, а Эдмунд даже начинает смеяться над младшей сестрой. Со временем оказывается, что Люси права, Нарния существует на самом деле, а добрый Лев Аслан является тем, у кого искреннее сердце.
Был ли образ Люси выдуман Льюисом полностью? Не обязательно. Так, как название волшебной страны было взято от небольшого итальянского городка в Умбрии – Нарни (лат. Narnia), так и прототипом образа Люси Певенси является, правдоподобно, некая дева-мистик с искренним сердцем, которая происходила из этого городка.
История малоизвестной блаженной начинается 13 декабря 1476 года. Именно в этот день появилась на свет Луция Брокаделли. Она была старшей из одиннадцати детей Бартоломея и Джентилины.
Она росла в атмосфере открытости на веру и религию, а в возрасте 12 лет решила полностью отдать себя Богу и принесла – с согласия родителей – обет целомудрия. Однако, после смерти отца, дядя и ближайшие родственники постановили выдать ее замуж за графа Пьетро ди Алессио.
Девушка оказалась в очень трудной ситуации. В конце концов – по совету исповедника – она согласилась на брак, однако на протяжении трех лет союз Луции с Пьетро не был довершен. После этого она получила от Пьетро согласие уйти, вернулась в материнский дом, а в торжество Вознесения Господнего, 8 мая 1494 года, приняла облачение доминиканского ордена.
Двумя годами позже, Луция получила стигмы. Немногим позднее и Пьетро, несостоявшийся муж Луции, вступил к францисканцам. Сама же Луция стала приорессой монастыря в Ферраре.
Люси Певенси – героиня «Хроник Нарнии» К. С. Льюиса, кадр из фильма.
Стигмы Луции стали известны по всей Италии. Их действительность была подтверждена несколькими тогдашними теологами, знал о них также папа. Не смотря на это, в результате интриг, которые плели некоторые завистливые сестры, она была смещена с поста приорессы, а настоятель доминиканцев наложил на нее суровое покаяние.
Остаток жизни она провела в полном одиночестве, в очень трудных условиях, однако никогда не жаловалась. За несколько месяцев до смерти, по совету исповедника, она записала историю получения стигм и свою духовную автобиографию.
Культ святой начал развиваться практически в день похорон. Спустя четыре года, когда открыли гроб, оказалось, что ее тело не подверглось разложению. С этого времени она почивает в стеклянном саркофаге в кафедральном соборе в Нарни.
Луция была причислена к лику блаженных папой Климентом XI в 1819 г. (ее память отмечается 14 ноября).
Является ли блаженная Луция из Нарни (или Нарнии, если принять латинскую орфографию) прототипом Люси Певенси? Нет абсолютной уверенности. Однако между этими особами можно заметить много подобий. Обе девушки в молодом возрасте отличаются детской искренностью в принятии Бога. Обе испытывают определенный опыт видений (историческая Луция испытывает мистические видения, а Люси из книги – видение волшебной страны, которая может быть литературной метафорой мистического опыта). Обе платят за это высокую цену: одна была отвергнута своей конгрегацией и приговорена к покаянию, а второй не верят ее братья и сестра и она становится предметом насмешек. В конце концов, однако, обе остаются верными полученному посланию и побеждают: первая становится блаженной Католической Церкви, а вторая попадает с Асланом в настоящую Нарнию – место, которое в книге К. С. Льюиса является аллегорией Небес.
То, что прототип Люси Певенси следует искать в сердце Умбрии, подтверждает факт, что сам Льюис говорил, что название придуманной им страны взято от латинского названия городка, из которого происходила блаженная.
Войцех Тейстер
Отправить комментарий