Девять способов молитвы св. Доминика

11/28/2016, One Comment

Из творения «Девять способов молитвы Святого Доминика», вступление.

Святые учителя Августин, Лев, Амвросий, Григорий, Иларий, Исидор, Иоанн Златоуст и Иоанн Дамаскин, а также Бернар* и прочие праведные наставники, как греческие, так и латинские, много говорили о молитве, предписывая ее ученикам и повествуя о ней, сообщая, насколько молитва необходима и полезна, как ее должно творить и как к ней готовиться, а также что за трудности могут ей препятствовать. В добавление к ним этот предмет достойно и последовательно, благочестиво и занимательно изложили в своих книгах знаменитый и прославленный учитель, брат Фома Аквинат**, и брат Альберт***, оба из Ордена Проповедников, а также брат Вильгельм**** того же Ордена в своем трактате о добродетелях.

Однако здесь мы собираемся сказать о таких способах молитвы, когда душа использует члены тела, дабы с еще большей любовью и преданностью вознестись к Богу; ибо душа, заставляя двигаться члены, и сама делается движима телом, покуда не возносится до экстаза, как было с Павлом, либо до страдания, как у Спасителя нашего, либо же до восхищения, как пророк Давид. Блаженный Доминик часто прибегал к подобной молитве.

По правде говоря, нам известно, что святые мужи Ветхого и Нового Заветов порой молились сходным образом. Такой образ молитвы будит благочестие, ибо тело движимо душой, а душа – телом. Молясь так, святой Доминик обретал дар обильных слез, и столь разгорался пыл его доброй воли, что разум не мог помешать членам тела выказывать несомненные признаки его пламенной любви. И так, невероятной силой своего духа, он порой приподнимался в воздух в молении и благодарении.

Кроме обычных способов молитвы, заключенных в служении Мессы и в псалмодии в канонические часы, которым он предавался с великой набожностью, как на хорах, так и во время странствий, и во время коих видевшим его нередко казалось, что он внезапно восхищен горе и беседует с Богом и ангелами Его, святой Доминик молился следующими способами:

продолжение

Перевод: Антон А. Дубинин ОПс. Переводчик выражает благодарность за помощь в переводе и за предоставление латинского оригинала о. Саймону Тагвеллу ОП.

Примечание: все комментарии, не помеченные особо «прим. перев.», принадлежат о. Саймону Тагвеллу ОП.

* Маловероятно, что автор имел в виду конкретные работы этих учителей; скорее всего, он руководствуется какой-либо антологией текстов. Все перечисленные им отцы, кроме Льва и Илария, цитируются в антологии тринадцатого века, именуемой Pharetra, ошибочно приписываемой Бонавентуре и входящей во все первые издания его трудов. Большинство этих имен фигурирует также в несколько более позднем труде, Manipulus Florum, авторства Фомы Ирландского.

** Ср. Комментарий на Сентенции IV 15-4; Summa Theologiae IIa-IIae 83.

*** Я не знаю, какие именно труды Альберта имел в виду автор, но тема молитвы несколько раз поднимается в его комментариях к работам Псевдо-Дионисия. См., например, том XXXVII Кельнского издания, по указателю на oratio. Трактат De Forma Orandi, приписываемый Альберту его редактором А. Виммером (Regensburg, 1992), по другой традиции приписывается Винсенту из Бовэ (Quétif-Échard I стр. 238), однако автором его, скорее всего, является Перальдус, ввиду большой степени близости этого трактата некоторым другим его трудам.

**** Вильгельм Перальдус пишет о молитве в своем трактате Summa de Virtutibus. Вильгельм Перальдус (прим. 1200 – 1271) – французский доминиканец (GuillaumePeyraut), очень влиятельная фигура среди ранних доминиканцев, энергичный странствующий проповедник, автор «Суммы добродетелей и грехов», ставшей стандартным пособием по моральному богословию. Также было опубликовано много его проповедей. (Прим. перев.)

One Comment

Unknown @ 28 ноября 2016 г. в 13:02

Слава Иисусу Христу!
Ну, что вы как на ТВ: повествование оборвали на самом интересном...

Отправить комментарий