8 июня

6/08/2010, No Comment

Вспоминаем блаженных Диану д'Андало и Цецилию Цезарини, дев и монахинь

Диана – знатная девица из Болоньи

"Бедность ради Христа – добровольная. Это убожество духа, благодаря которому, если только его обретешь, Царствие Небесное не только будет принадлежать, а скорее уже тебе принадлежит, поскольку твой Жених сказал: Блаженны убогие духом, ибо их есть Царство Небесное". Из письма к сестре Диане блаженного Иордана Саксонского.

Простыми, наполненными христианской любви письмами проповедник наставлял на истинный путь молодую монахиню. Непросто было ей, девушке, воспитанной в очень богатой семье, принять бедность ради Христа. Поэтому бл. Иордан поддерживал ее такими письмами.

О блаженной Диане можно писать множество книг и все они будут чрезвычайно интересные. Её жизнь была очень трудной, наполненной непониманием родных и многочисленными страданиями. Несмотря ни на что, Диана сохранила самообладание и решительность.

Она появилась на свет в 1201 году в Болонье в знатной семье. Росла девочка очень избалованной и с детства проявляла характер, а став девушкой, расцвела необыкновенной красотой, была обаятельной, красноречивой, образованной и энергичной. Родители хотели выдать Диану замуж за богатого и влиятельного человека, но в одночасье все пошло не по плану.

В 1218 году Диана, которая увлекалась красивыми и дорогими вещами, услышала проповедь доминиканского ученого и проповедника Реджинальда Орлеанского, который в ту пору прибыл служить в Болонью. В проповеди он клеймил роскошь и тщеславие, и вдохновленная его словами, Диана разадла все свои украшения, которые прежде так ценила, и даже убедила своего отца пожертвовать монахам часть своих земельных владений. Его проповеди вдохновили и ее саму отказаться от мирской жизни и посвятить себя Богу. Однако она понимала: если уйдет из дома в монастырь, будут большие неприятности с родителями, которые были склонны к деспотизму. Следуя совету Реджинальда, она осталась в доме своей семьи и продолжала носить одежду, соответствующую ее положению, хотя под ней носила железную цепь и грубую рубаху. В 1219 году в Болонью прибыл святой Доминик; он принял от Дианы обет целомудрия, и девушка объявила о своем намерении присоединиться к Доминиканскому Ордену, как только в Болонье будет основан женский монастырь. Однако пока ее мечта оставалась несбыточной. Отец был против ее поступления в монастырь, а епископ отказал в разрешении на строительство монастыря на выбранном месте. В 1222 году Диана сбежала в монастырь августинок в Ронзано. Ее семья насильно забрала ее и привезла домой, при этом, в суматохе ей сломали одно из ребер, что стало почти смертельной травмой, которую в то время не умели лечить. Целый год она пролежала в родительском доме больной, но так до конца и не оправилась. Молодая девушка нигде не находила поддержки, тем более у своих родителей. Единственным другом в то время для нее был св. Доминик, который молился за нее, писал ей полные христианской любви письма (к сожалению, эти письма были утеряны), тем самым поддерживая Диану. Но святой Доминик вскоре умер, и Диана потеряла последнюю поддержку.

После того, как Диана немного оправилась от ран, она снова сбежала в Ронзано в 1223 году, а семья, не добившись от нее покорности, полностью порвала отношения с девушкой. Душа Дианы жаждала поддержки, любви и настоящей дружбы, о которой мечтала годами. Что ей ещё оставалось делать, когда её отвергли даже собственные родители? И Милосердный Господь, зная о душевных страданиях девицы, внял её мольбам. Вскоре после смерти святого Доминика Диана встретила бл. Иордана, который недавно приехал в Болонью. Именно этому человеку несчастная, потерянная девушка открыла тревоги и боль своей измученной души. Казалось бы, Иордан мог равнодушно принять исповедь девицы и забыть о ее проблемах, но блаженный напротив очень близко к сердцу с большим состраданием воспринял переживания Дианы, пожалел, утешил девушку и до конца жизни оставался для нее верным, любящим и понимающим другом, духовным отцом и наставником.

«Дорогая, в сердцах наших пылает Божественная любовь, о которой ты мне, и я тебе говорим постоянно в огне любви, и слова эти не может ни выразить язык, ни вместить в себя письмо» (Письмо 39).

Эти строки очень ярко и красноречиво отражают отношение блаженного к Диане, их великую, чистую христианскую любовь друг ко другу, которая подобно той, как если бы они жили в Раю и общались между собой.

С помощью блаженного Диана примирилась со своей семьей, ее отец согласился позволить ей начать монашескую жизнь, а епископ дал позволение на строительство монастыря, правда, в другом месте. В 1223 году был основан монастырь св. Агнессы в Болонье, и Диана вступила в Доминиканский Орден. Она оставалась в этом монастыре до своей смерти в 1236 году и была похоронена там вместе с останками своих сестер-монахинь Цецилии и Аматы. Их мощи переносили несколько раз, но всегда вместе. Голова Дианы находилась в реликварии возле могилы Святого Доминика. Блаженная Диана известна серией писем, написанных ей и другим сестрам Иорданом Саксонским; 37 из 50 сохранившихся писем были написаны непосредственно ей. Они являются свидетельством глубокой, настоящей христианской дружбы Дианы и бл. Иордана. Джеральд Ванн, автор книги "В рай с Дианой", называет переписку между Дианой и блаженным Иорданом, "чудесным трактатом о христианской дружбе".

Цецилия – свидетельница чудес св. Доминика

В те времена в Риме существовало несколько женских общин, которые пытались вести какое-то подобие монашеской жизни. Селились они, как правило, при какой-либо церкви, или же в собственных особняках, шили облачения по своему вкусу, при этом жизнь их не регулировал какой-либо монашеский устав, а главное – в таких псевдо-монастырях совершенно отсутствовала клаузура. Сестры могли выходить в город, когда им заблагоразсудится, принимать у себя в кельях своих родственников, и не только родственников, и даже оставаться с кем-либо на едине. О какой-либо строгости монашеских правил не было и речи. Навести порядок с таким «монахинями» собирался еще папа Иннокентий III. Около 1207 года он начал восстанавливать полуразрушенную базилику Сан-Систо, и строить рядом с нею т.н. cenobium universale «универсальный монастырь», в котором планировал собрать всех подобного рода монахинь и создать образцовый монастырь, который мог бы служить примером для богобоязненных женщин во всем христианском мире. После смерти Иннокентия, его замысел продолжал воплощать Гонорий III. В 1219 году он поручил эту задачу св. Доминику. Первое время в Сан-Систо жили братья проповедники, но, когда они переехали в дарованный им монастырь при базилике Санта-Сабина, монастырь Сан-Систо был готов принять сестер.

В помощь св. Доминику папа назначил трех достойных сотрудников: «Уголино, епископа Остии, будущего папу, Стефана из Фоссанова, титулярного кардинала Святых Апостолов, а также кардинала Николая, епископа Тускулум, чтоб помогали ему во всем, в чем он нуждался». Они посещали обители сестер и уговаривали их принять более строгие монашеские правила и переселиться в монастырь Сан-Систо. Но большинсвто монахинь не выразили такого желания. Только небольшая группа сестер (за исключением одной) из близлежащей обители Санта-Мария-ин-Темпуло, вместе со своей настоятельницей – Евгенией (это имя сохранилось в дошедшем до нас документе, датированном 26 ноября 1219 года), согласились на переезд, при условии, что смогут взять с собою драгоценную икону Пресвятой Девы (Мадонну с золотыми руками), на что Доминик дал согласие и собственноручно, в торжественной процессии перенес эту икону. Произошло это 28 февраля 1220 года. В числе этих первых пяти монахинь была тогда еще совсем молоденькая, семнадцитилетняя (согласно другим источникам – дявятнадцатилетняя) Цецилия, которая первая получила из рук св. Доминика монашеское облачение. После принесения обетов согласно уставу св. Августина, Доминик заявил, что не желает, чтобы сестры, как ранее выходили из монастыря проведывать своих близких. Когда же об этом узнали родные монахинь, они явились к монатырю и «яростно обвиняли настоятельницу и монахинь, как они могли добровольно предать себя в руки какого-то незнакомого бродяги, до той степени, что даже хотели уничтожить этот благочестивый монастырь». Тогда некоторые из сестер пожелел о сдаланном выборе и поколебались в своей решимости. Узнав об этом, св. Доминик, снова предоставил им свободу выбора: «Дочери мои, - сказал он - я вижу, что вы уже сожалеете и хотели бы сойти с пути Господнего. Поэтому я желаю, чтобы все, кто по собственному желанию хотят вступить, повторно принесли обеты на мои руки». Тогда сестры, вместе со своей настоятельницей, снова принесли монашеские обеты. И вскоре новый монастырь стал настоящей обителью глубокой духовной жизни и примером для подражания. Позднее к ним присоединились еще три сестры из обители Санта-Бибиана, а потом и другие благочестивые женщины-мирянки, так что всех стало сорок четыре.

Сестра Цецилия, которой традиция приписывает происхождение из знатной римской семьи Цезарини (что, по мнению историков, маловероятно), трижды приносила обеты на руки св. Доминика. В конце 1223 или начале 1224, уже после смерти святого Патриарха, папа Гонорий III, отправил ее с тремя другими сестрами в Болонью, чтобы воспитывать в доминикаском духе монахинь из монастыря св. Агнессы, который недавно основали Диана д'Андало и блаженный Иордан Саксонский. Там ее выбрали настоятельницей, и там она провела долгие годы своей обзцовой благочестивой жизни. Почила в 1290 году. Уже на закате своих дней, будучи уже почти восьмидесятилетней старицей, укрепляя в призвании молодых монахинь, она делилась с ними своими воспоминаниями о чудесах, совершенных в Риме св. Домиником, а также об основании монастыря Сан-Систо. Эти рассказы были собраны сестрой Анжеликой в книгу Miracula beati Dominici, ставшую настоящим шедевром агиографической литературы.

У современных историков вызывает сомнение существование третьей блаженной – Аматы, поэтому ее имени нет в современном доминиканском календаре. Во время перенесения реликвий, совешенном в 1510 году в болонском монастыре Св. Агнессы, были обнаружены останки трех монахинь, два из них приписали соответственно Диане и Цецилии. Во время следующего перенесения, в 1584 году, третье тело, на основе неподтвержденных данных из летописи Гальвано Фьяммы, идентифицировали как сестру Амату, которая вместе с Цецилией перешла в болонский монастырь в 1224 году. В книге блаженной Цецилии есть история о том, как св. Доминик освободил Амату от семи злых духов.

Культ Дианы, Цецилии и Аматы был утвержден 24 декабря 1891 года Львом XIII. Реликвии блаженных до сих пор покоятся в монастыре Св. Агнессы в Болонье.

Молитва

Просим Тебя, Господи, наполни нас радостью в день празднования памяти блаженных дев Дианы и Цецилии и их предстательством дай нам любить истину и являть братскую любовь и сердцем и делами. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

Читай также:

О сестре Диане: Из летописи основания монастыря св. Агнессы в Болонье

Творение сестры Цецилии: Miracula beati Dominici.

No Comment

Отправить комментарий