12 февраля

2/18/2010, No Comment

Вспоминаем бл. Реджинальда Орлеанского, пресвитера.

Монах-профессор или исцеление жизни

Наверное самым страшным событием в жизни каждого человека является появление неизлечимой болезни, смертельного диагноза. Многие люди, узнав о своём недуге, впадают в отчаяние и полностью теряют интерес к своему существованию. Но есть и те, кто возлагают свою печаль на Бога, искренне молятся Господу о выздоровлении и до последнего момента не теряют надежды на чудо.

Случилось как-то давно в Риме заболеть одному профессору права страшным, неизлечимым недугом. Сам профессор был французом из Орлеана, он очень любил свою родину и хотел умереть на родной земле. Однако болезнь развивалась стремительно, и даже самые лучшие врачи Рима не могли помочь. Профессор готовился к смерти, хотя был ещё совсем не старым человеком. Связанный недугом, беспомощно лежал он в постели, мучаясь от боли и частых лихорадок, от которых он сгорал практически на глазах. Но в моменты между этими невыносимыми приступами профессор, будучи очень религиозным человеком не только внешне, но и в душе, взывал ко Господу и Матери Божьей о помощи в исцелении болезни.

Когда он горел в очередной раз от лихорадки, Сама Царица Небесная и Мать Милосердия явилась к нему в видении. Она утешила больного и помазала его очи, нос, уши, уста, пупок, руки и стопы необыкновенной мазью, которую принесла с собой. Сделав это, Владычица произнесла следующие слова: «Помазую святым елеем твои стопы, чтобы ты был готов к провозглашению Евангелия мира». А потом Богородица показала болящему облачение доминиканского Ордена, тем самым предсказывая дальнейшую судьбу профессора. После этого видение кончилось.

На утро профессор проснулся совершенно здоровым. От мучительной болезни не осталось и следа. Он вспомнил о видении, которое было ему во время болезни, и понял, что должен принять монашеский постриг в доминиканском ордене, отказаться от всего земного в благодарность Богу и Деве Марии за исцеление.

Профессор не стал откладывать своего решения. Он оставил кафедру в университете, раздал имущество бедным и пришел к св. Доминику, смиренно прося его принять в Орден. Звали этого професора Реджинальд из Орлеана. О нем мы поговорим в этой статье.

Начало жизненного пути

Реджинальд родился недалеко от города Орлеана (точное место рождения неизвестно) в 1183 году.

Орлеан - прекрасный, древний город во Франции. Его история восходит ещё ко временам Римской Империи, ведь город был основан римским императором Аврелианом, в честь которого и стали называть населенный пункт, немного изменив произношение. В 12 веке Орлеан был вторым по значимости городом королевских земель Франции после Парижа. В то же время он стал важной крепостью. Орлеан прославлен и своим знаменитым университетом, который образовался ещё в Средневековье. Недалеко от этого значимого города проходили детство и юность Реджинальда.

О семье блаженного практически ничего не известно. Однако некоторые историки утверждают, что его родители были состоятельными людьми, потому что они смогли обеспечить сыну получение блестящего образования, которое в то время стоило достаточно дорого. Реджинальд обучался в Парижском университете (в Сорбонне) - одном из старейших учебных заведений Европы - на факультете канонического права, где позже ему было присвоено звание профессора.

Достижения в науке

Реджинальд был очень любознательным человеком, обладал замечательной памятью, интересом к науке и красноречием. Проходя обучение в университете, он проявлял большие способности, что, конечно, замечали многие преподаватели. Поэтому после нескольких лет обучения в 1206 году Реджинальду было присвоено звание профессора канонического права, которое он старательно изучал все годы своего обучения в университете. В то время Реджинальду было только примерно 23 года, однако даже в таком молодом возрасте юноша достойно преуспел в построении научной карьеры.

Каноническое право - это область науки, которая исследует перечень декретов и правил, составляющих основу церковного законодательства. Следовательно, специальность Реджинальда была непосредственно связана с Церковью, однако тогда, когда Реджинальд был профессором в университете, он не являлся священнослужителем.

Профессор Реджинальд читал замечательные лекции, которые приходили послушать многие студенты и просто заинтересованные жители Парижа. В то время исследование канонического права волновало многих образованных людей, поэтому лекции ученого Реджинальда были весьма актуальны.

Декан коллегиальной церкви Сен-Эньан

На должности профессора карьерный рост Реджинальда не остановился. Примерно в 1216 году он был назначен деканом коллегиальной церкви Сен-Эньан в Орлеане.

Коллегиальная церковь представляет собой церковную общину, которая управляется секулярными (светскими) канониками. Каноники - это люди, которые отвечали за состояние врученной им общины христиан. Такую общину не следует путать с монашеским орденом, ведь между подобной общиной и монашеским орденом есть много отличий.

Участники такой общины служат Богу (в том числе, поют) всегда совместно. В отличие от монахов они владеют частной собственностью (в том числе недвижимостью), получают ренту от доходов своей церкви (управляют церковной собственностью сообща), не дают торжественных обетов, как монахи, и вольны в любой момент покинуть общину.

Поскольку секулярные каноники (управляющие общиной) не принадлежат никакому официальному ордену, они не носят специфических орденских облачений.

Деканом одной из коллегиальных церквей и был назначен профессор Реджинальд. На декана возлагалась очень большая ответственность. Однако Реджинальд справлялся со своими обязанностями очень хорошо.

Путешествие в Вечный Город

Жизнь профессора канонического права в Орлеане протекала тихо и без особых ярких событий. Однако Реджинальд, который привык постоянно познавать что-то новое, хотелось ярких перемен.

В Орлеане Реджинальд познакомился с епископом города Манассе де Сеньеле и построил с ним хорошие отношения. Последний в одной из бесед сообщил профессору, что собирается ехать в Рим для встречи с папой Гонорием III, который организует поломничество в Иерусалим. Епископ собрался принять участие в этом путешествии.

Конечно идея побывать в Святой Земле очень заинтересовала Реджинальда, он загорелся желанием посетить Иерусалим и поэтому попросил епископа взять его с собой, на что Манассе согласился.

В 1218 году Реджинальд и епископ Орлеана прибыли в Рим. А в Риме профессора ждала череда удивительных событий, которые полностью изменили его жизнь.

Профессор Реджинальд и св. Доминик

Вечный Город, безусловно, очаровал французского профессора, ведь до 1218 года Реджинальд не был в Италии, в том числе и в Риме. Общительный, коммуникабельный учёный, в ожидании и предвкушении путешествия в далёкий Иерусалим, стал заводить новые знакомства в Риме.

Здесь он встретил кардинала Уголино ди Ананьи, который позже стал папой Григорием IX. Реджинальд и кардинал стали хорошими знакомыми. Однажды Уголино привел профессора на проповедь св. Доминика, который в эти годы проповедовал в Риме. Реджинальд был очень впечатлён яркой, искренней проповедью святого. Особенно профессора поразил идеал бедности монахов молодого Ордена Проповедников. Они одевались в облачение из грубых, недорогих тканей, часто ходили босыми, просили милостыню и только ей питались. Сердце профессора дрогнуло, и он решил узнать св. Доминика поближе. Кардинал Уголино познакомил Реджинальдо с проповедником. Святой много рассказывал профессору про Орден, деятельность проповедников. Реджинальд слушал... Он думал, что после путешествия в Иерусалим вернётся в родную Францию и будет продолжать преподавать на кафедре, заниматься изучением права. Но он даже не представлял, что вскоре и сам сменит свой богатый наряд на бедное монашеское облачение, будет жить милостыней, проповедовать и навсегда откажется от всех земных благ.

На пороге смерти

К большой неожиданности Реджинальда в Риме, как гром среди ясного неба, к нему пришла беда: профессор сильно заболел. Естественно знакомые Реджинальда позвали лучших врачей столицы, чтобы поставить диагноз и излечить эту болезнь. Но врачи были бессильны. В средневековье в Европе вообще медицина развивалась очень медленно, и часто врачи лечили пациентов примитивными и неэффективными методами.

Лекари пытались помочь Реджинальду: приносили различные целебные настойки, выполняли определенные процедуры, но все было бесполезно. Профессор мучился от жуткой боли, его тело изматывали частые лихорадки (высокая температура), Реджинальд умирал на глазах своих знакомых. Во время страшной болезни профессора посещал св. Доминик, проявляя милосердие к новому знакомому. Он поддерживал больного и утешал его, призывая молиться Богу об исцелении.

Однажды во время того, как Реджинальд лежал в постели, сгорая от лихорадки, ему в видении явилась Дева Мария, которая помазала его тело чудным елеем. Потом она показала больному облачение доминиканского ордена. И видение исчезло. Реджинальд открыл глаза... Боли исчезли, он больше не чувствовал слабости, лихорадка прошла. Тогда Реджинальд осознал: с ним случилось настоящее чудо!

Монашеское служение

После необыкновенного исцеления Реджинальд пришел к св. Доминику и стал просить его о монашеском постриге и принятии в Орден. Это решение профессор принял в знак великой благодарности Богу и Матери Божьей за свое чудесное выздоровление. Реджинальд был пострижен в монахи св. Домиником, отрекся от всех благ мира и стал членом Ордена.

Жизнь Реджинальда в корне изменилась с момента принятия монашества: спокойная работа учёного сменилась многочисленными путешествиями с целью проповеди, богатое убранство дворянских домов - бедными кельями монастырей. Но профессор не жалел о своем решении, о чём часто говорил своим братьям.

Новопостриженный монах и великий проповедник св. Доминик быстро сдружились.

Доменико и Реджинальдо понимали друг друга: их апостольские души, пламенно желавшие служить Христу, были очень близки. Основатель Ордена предвидел, какое благотворное влияние этот известный профессор права может иметь в университетской среде, где он работал долгое время, и был уверен, что может полностью доверять Реджинальду.

Проповедь в Болонье

Уже в декабре 1218 года св. Доминик отправил брата Реджинальда в Болонью. Этот город в те далёкие времена был не только центром культуры и искусства, но и сердцем образования на итальянских землях. Часто Болонью называли студенческим городом, так как в университете этого населенного пункта учились множество студентов со всей Европы.

Фра Реджинальдо в Болонье попал в знакомую ему среду: он прекрасно понимал, как нужно общаться со студентами и преподавателями. Реджинальд, совершенно непринужденно живя в этом студенческом городе, привлек в Орден много студентов и университетских преподавателей непреодолимым очарованием своего красноречия. Его проповеди были яркие и запоминающиеся. И как когда-то в Парижском университете приходило много людей послушать лекции профессора Реджинальда, так и теперь в церкви Болоньи собиралось не меньше народа, чтоб послушать проповеди монаха молодого ордена.

Своими наполненными великой христианской любовью словами Реджинальд привел в Орден не только мужчин, но и женщин - первых доминиканских монахинь, которые позже в Болонье с помощью епископа и монахов Ордена основали первый женский доминиканский монастырь. Одной из таких женщин была прекрасная дворянка Диана д'Андало.

О проповеди фра Реджинальдо блаженный Иордан Саксонский писал: «Его речь была неистовою как огонь, а слова его как пылающий факел разжигали сердца всех, кто слушал его. Только кто-нибудь каменный мог бы противиться такому жару. Зашумело тогда во всей Болонье, ибо казалось, что восстал новый Илия».

Красноречие и престиж известного французского профессора поразили умы людей, но убедила их сила его свидетельства: священник, учитель права, профессор Парижского университета - он принадлежал к социальной среде своих слушателей, которые хорошо его понимали. Реджинальд отказался от блестящей карьеры, богатства, чтобы разделить покаянную жизнь небольшой группы новых апостолов (членов Ордена), но радость, пылкая любовь к Богу, которые были внутри него, стали заразительными для других. Поэтому множество людей последовали его примеру, оставляя все мирское ради Христа.

Молодая община монахов

Однако на брата Реджинальда в Болонье было возложено не только послушание проповеди, но и окормление молодой общины доминиканских монахов в этом городе. Но с общиной не все было так хорошо, как представлял себе сначала фра Реджинальдо. По прибытии в Болонью проповедник столкнулся с трудностями связанными с монашеской общиной в этом городе: доминиканские монахи пробыли в Болонье всего год, который оказался для них нелёгким. Монахов нового Ордена в городе тогда многие не воспринимали всерьёз, у них не было хорошего руководителя, жили они в крайней бедности, проводя богослужения в церкви Санта-Мария-делла-Маскарелла на северной окраине города, часто и долго голодали.

В Vitae Fratrum, книге о жизни доминиканских монахов, говорится следующее об общине доминиканцев в Болонье: «Когда Орден Проповедников был лишь малым стадом или же молодой порослью, на братьев порой находил такой дух уныния, что многие советовались друг с другом, в какой Орден им вступить после гибели их собственного – ведь им казалось, что этот слабый и нежный росток долго не проживет.

Причиной волнений послужила весть о том, что двое весьма влиятельных братьев просили разрешение перейти в некий цистерцианский монастырь. Когда они представили брату Реджинальду свои письма с диспенсациями, тот созвал капитул и с великой скорбью изложил братьям суть дела; они тоже начали рыдать, и сердца их отягощала печаль, не выразимая словами. Брат Реджинальд, возведя очи к небесам, стал в молчании молиться Богу, на которого возложил все свое упование. Тогда вошел магистр Роланд Кремонский; это был профессор, сведущий в естественных науках, знаменитый в Болонье доктор философии – и первый из наших братьев, кому позже выпало преподавать богословие в Париже. Он явился один, опьяненный Духом Святым, и, не тратя времени впустую, тут же попросил принять его в Орден. Все были весьма поражены, что человек, еще недавно не взиравший на уговоры братьев и не помышлявший о вступлении, теперь желает быть принятым по собственному желанию и по вдохновению Божиему. Не дожидаясь даже, пока принесут новое облачение, брат Реджинальд снял собственный скапулярий и тут же облачил новиция. Брат ризничий стал звонить в колокол, прочие запели Veni Creator Spiritus. Их пение, прерываемое радостными рыданиями, привлекло в храм толпы народу – мужчин, женщин и детей. Весь город собрался к ним, прослышав о новостях, и почтение к братьям снова возросло. А те двое, что собирались уходить из Ордена, при всем собрании бросились на колени и со слезами признали свою ошибку, отказавшись от папского разрешения и обещая оставаться верными до самой смерти».

Из этого рассказа мы видим, как усердно заботился о маленькой общине монахов фра Реджинальдо, и вскоре община разрослась и стала достигать больших размеров.

Дисциплина монашеской жизни

Фра Реджинальдо понимал, что без дисциплины монахи никогда не достигнут духовного совершенства, а ведь в монастырь идут именно ради этого. В маленьком монастыре Болоньи практически не было сначала никакой дисциплины, но фра Реджинальдо исправил этот недостаток.

Переезд монастыря

Что же было дальше с братом Реджинальдом? Его пламенные проповеди приводили в доминиканский орден все больше людей. И скоро маленький монастырь, образовавшийся вокруг церкви Санта-Мария-делла-Маскарелла на севере Болоньи, не стал вмещать всех желающий присоединиться к Ордену. Тогда фра Реджинальдо решил перенести монастырь в другое место, основав его вокруг церкви Сан-Николо-делле-Винье.

Маленькая церковь св. Николая, находившаяся в юго-восточной части города, была окружена четырьмя гектарами земли. Это земля, по мнению фра Реджинальдо, хорошо бы подошла для строительства монастырских зданий. Она принадлежала Пьетро Ловелло, который был дедом той самой Дианы д'Андало, очарованной проповедями бл. Реджинальда. Настоятель монастыря пришел в дом синьора Пьетро, чтоб попросить его пожертвовать землю для строительства монастыря. Поначалу Пьетро не согласился. Но после посещения нескольких проповедей фра Реджинальдо и долгих уговоров Дианы, Пьетро принял решение отдать часть земли вокруг церкви св. Николая для основания монастыря. Вскоре на этом месте было построено несколько зданий, и монастырь постепенно начал разрастаться.

Синьор Монете и его студенты

В Болонье во время служения там брата Реджинальда произошел ещё один необычный случай. В Болоньском университете работал один преподаватель - синьор Монете. Он был известен на всю Ломбардию своими познаниями и талантливым преподаванием на факультете искусств в Болоньском университете. Преподаватель видел, как множество его коллег из университета и студентов уходят в новообразовавшийся доминиканский монастырь, и сам начал бояться стать жертвой проповедей брата Реджинальда. Преподаватель считал, что должен заниматься прежде всего изучением произведений искусства, посвятить этому свою жизнь, а не идти в монастырь. Изо всех сил преподаватель стал избегать посещение проповедей фра Реджинальдо. Но студенты из групп синьора Монете были очень увлечены проповедями монаха. Однажды студенты пригласили на проповедь фра Реджинальдо своего преподавателя Монете. Преподаватель долго отказывался, но студенты были настойчивы и буквально потащили его в церковь. В этот день брат Реджинальд произносил проповедь в память о мученике Стефане. Церковь была так забита людьми, что в нее нельзя было войти. Поэтому Монете пришлось держаться около дверей, но слова проповеди все равно были слышны: «Здесь, - говорил брат Реджинальд, - я вижу открытое небо. Да, сегодня небеса действительно открыты для входа. В них может войти любой желающий, ведь двери распахнуты настежь. Пусть думают и трясутся несчастные нерадивые люди, закрывающие свои сердца, уста и руки перед Богом; бойтесь, что Бог закроет для них Царство Небесное и исключит их из числа избранных. Почему же, дорогие, вы откладываете? Вот: небеса открыты!»

Учёный-искусствовед понял, что эти слова были обращены к нему, хотя фра Реджинальдо лично не знал синьора Монете. Преподавателя очень тронула проповедь фра Реджинальдо.

После окончания проповеди он дождался, пока монах выйдет из церкви, и побежал вслед за ним. Глаза синьора были орошены слезами. Он упал на колени, прося проповедника принять его в Орден. Просьба преподавателя была вскоре выполнена. Теперь Монете стал наоборот проповедями привлекать людей к монашеской жизни, компенсируя свою критику Ордена до своего выступления в монастырь. Так студенты привели к монашеству своего преподавателя, косвенно позаботившись о спасении его души.

Переезд в Париж

Прошло время с тех пор, как брат Реджинальд впервые оказался в Болонье. Монастырь проповедников стал достаточно большим. Когда св. Доминик пришел в Болонью, чтоб посмотреть, как развивается община, он нашел монастырь цветущим, полным насельников, в обители царила строгая дисциплина. Святому такое состояние монастыря очень понравилось. Однако он принял решение отправить фра Реджинальдо в Париж для проведения проповедей. Братья монастыря в Болонье с большой скорбью проводили своего настоятеля в далёкий путь. Многие из них плакали. Нелегко им было расстаться с любящим духовным отцом, который столько сделал для утверждения монашеской общины в Болонье.

Подчиняясь приказу св. Доминика, следуя монашескому послушанию, брат Реджинальд отправился в далёкий Париж.

В Париже фра Реджинальдо стал с большим рвением проповедовать, призывая людей к молитве и покаянию. Многие парижане тогда присоединились к молодому ордену. Здесь, в Париже, фра Реджинальдо познакомился с некоторыми проповедниками своего времени. Однако этот город стал последним пристанищем блаженного монаха.

Приближение кончины

Долгое путешествие из Болоньи в Париж забрало очень много сил у проповедника, и его без того слабое здоровье начало ослабевать. Он часто стал чувствовать себя плохо и понимал, что приближается к смерти.

В столице Франции проповедник повстречал фра Маттео - доминиканского монаха, которого фра Реджинальдо знал ещё до своего выступления в монастырь. Однажды, когда брат Реджинальд почувствовал обострение болезни, он собрал все силы и пришел к фра Маттео, прося совершить таинство Помазания.

«Я не боюсь смерти, - говорил блаженный, - но с радостью жду, потому что Мать Милосердия помазала меня в Риме чудным елеем: поэтому я доверяю ей и иду к ней с большим желанием. Однако я прошу также совершить Помазание Церкви».

Переход в Вечность

Блаженный Реджинальд скончался 1 февраля 1220 года. В то время ему было 36 лет. Вокруг его смертного одра собрались монахи, чтоб проводить своего брата в последний путь. Но на лице фра Реджинальдо не было скорби, которая часто застывает на лицах умерших, выражая их предсмертное состояние. Напротив, на лице блаженного сияла радостная улыбка, и у монахов было такое впечатление, что фра Реджинальдо спит, а снится ему Рай.

Блаженный Иордан Саксонский в своем произведении, где он рассказывает о жизни фра Реджинальдо, которого он хорошо знал, пишет следующие строки:

«В ту же ночь, когда дух этого святого отошел к Господу, у меня было видение: мне показалось, что я видел братьев, перевозимых по воде на корабле. Он затонул, но братья вышли из воды невредимыми.

Я думаю, что этот корабль олицетворял фра Реджинальдо, которого тогда монахи считали своей опорой».

Это сравнение очень правдивое: брат Реджинальд много потрудился для укрепления существовавших общин доминиканских монахов и послужил стимулом к образованию новых монастырей. Фра Реджинальдо умер, перейдя к Вечной Жизни, а доминиканский орден продолжал и продолжает существовать.

Место захоронения и беатификация

Блаженный был похоронен в Париже около церкви Нотр-Дам-де-Шам, которая принадлежала бенедиктинцам и где до сих пор покоятся его останки. В то время у доминиканских монахов не было собственного места для захоронения своих братьев в Париже, поэтому монахов-проповедников хоронили на кладбищах разных монастырей и около церквей.

Фра Реджинальдо был беатификацирован Папой Пием IX 8 июля 1875 года.

Плач святого Доминика

Через некоторое время весть о смерти блаженного дошла до св. Доминика. В эти дни святой собирался рассылать приглашения монахам молодого ордена для участия в первом генеральном капитуле. В том числе св. Доминик собирался пригласить и фра Реджинальдо. По свидетельству очевидцев, когда проповеднику рассказали печальную новость о смерти брата Реджинальда, св. Доминик долго плакал, не мог сдержать слёз. Его боль, безусловно, была велика, как и велика была надежда, возложенная на этого человека, которого святой любил и ценил. Св. Доминик говорил своим братьям, что желает себе такой же мирной кончины, какой удостоился фра Реджинальдо. Но, прежде всего, св. Доминик был уверен, что теперь у него появился заступник на Небесах!

Два года жизни

Вернёмся в 1218 год. Когда 34-летний профессор канонического права умирал в Риме от страшной и неизвестной болезни, в моменты между обострениями недуга он вспоминал прошедшие годы своей жизни: детство, юность, учёба в Сорбонне, звание профессора, многочисленные учёные труды, лекции и научные собрания... Профессору казалось, что он многого в жизни достиг: у него был достаток, блестящее образование, много состоятельных друзей и знакомых. Но чего-то всё равно не хватало его душе... Чего же? Но профессор выздоровел, смерть миновала его в этот раз.

Прошло время... Всего-то 2 года. 36-летний монах-проповедник умирал в одном из монастырей Парижа. Он был нищим, у него не было никаких земных богатств, друзьями его были такие же бедные монахи. Однако проповедник понимал: за два года многое изменилось. Что же может серьезно измениться за два года? Хоть и потерял проповедник все земные блага за это время, но обрёл самое большое богатство: надежду Вечной Жизни. Вот так даже немного времени может полностью изменить жизнь человека. Но жалел ли брат Реджинальд о том, что отрекся от всего мирского ради Христа?

Фра Маттео, который давно знал Реджинальда ещё до вступления профессора в Орден, спросил его, встретив проповедника в Париже уже не в наряде профессора, а в бедном монашеском одеянии: «Вы случайно не испытываете никаких сожалений, что приняли монашеский постриг и вступили в Орден?» И фра Реджинальдо, опустив смиренно голову, ответил: «Я считаю, что не заработал никаких заслуг, живя в этом Ордене, потому что всегда находил в нем слишком много радости».

Эта необыкновенная радость постоянно жила в сердце блаженного. И с радостной, полной любви душой он вошёл в Небесное Царство. Самое главное событие в жизни фра Реджинальдо было осознание того, что Рай всегда открыт для людей, нужно просто иметь желание оказаться там.

«Чего же вы медлите, - говорил в проповедях блаженный, - вот Небеса открыты перед вами». Они открыты, только видят это немногие.

Молитва

Боже, Ты при помощи Матери Милосердия даровал блаженному Реджинальду, священнику, ступить на стезю евангельской бедности и привлечь на нее других. Ради его молитв руководи нами по слову Твоему, дабы мы охотно шли путем повелений Твоих. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

No Comment

Отправить комментарий