Из книги брата Жерара де Фрашет «ЖИТИЯ БРАТЬЕВ», Часть IV. Развитие Ордена, Глава II.
Так ревностны они были в исправлении своих греховных склонностей, особенно касавшихся обладания какой-либо собственностью, пусть даже сущей мелочью, что подвергали строжайшему наказанию малейший грех владения чем-либо или принятия вещи в дар. Когда случилось, что некий брат без позволения взял от дарителя одежду из бедной ткани, брат Реджинальд блаженной памяти преподал ему жестокое бичевание на капитуле, а одеяние приказал сжечь в клуатре у всех на глазах. Но провинившийся брат, вместо того чтобы смириться и признать свою вину, продолжал открыто роптать. Тогда человек Божий приказал братьям силой приготовить его к дальнейшему наказанию. Когда это было сделано, магистр Реджинальд, возведя горé полные слез глаза, воскликнул: «Господи Иисусе Христе, даровавший Своему слуге Бенедикту* власть изгнать дьявольские помыслы из сердца его монаха посредством розги, молю Тебя, через это бичевание изгони из сердца нашего брата искушение сатаны!» После чего наказал виновного так сильно, что все очевидцы плакали от сострадания. Но сам наказанный брат, поднимаясь, воскликнул: «Отче, воистину, как я благодарен тебе – ведь ты в самом деле изгнал из меня беса: я почувствовал, будто бы змея ощутимо выходит из меня». После того случая он всегда оставался ревностным и смиренным монашествующим.
Другой брат, поддавшийся искушению покинуть монастырь, был пойман в попытке побега и приведен на капитул в Болонье перед магистром Реджинальдом. После того как он смиренно исповедал свой грех, магистр велел ему приготовиться к наказанию и сурово бичевал его, приказывая дьяволу выйти и прося прочих братьев молиться о провинившемся в надежде, что молитвой и покаянием сатана будет изгнан из его сердца. Через некоторое время тот и впрямь вскричал: «Довольно, отец, послушай меня!» - «Что ты хочешь сказать, сын?» - «Я уверен, что теперь дьявол оставил меня, и обещаю впредь пребыть верным!» После чего все братья радостно воздали хвалу Богу, а покаявшийся сдержал свое обещание.
Один брат, будучи в пути во исполнение некоего послушания, встретил по дороге святого Доминика, который как раз возвращался домой из очередного апостольского странствия. Едва они успели обменяться несколькими словами, святой, духом познав, что с братом не все ладно, спросил, нет ли у того при себе денег. Увидев, что прегрешение его раскрыто, брат признался, что и впрямь несет с собой деньги; после чего блаженный отец приказал ему выбросить их прочь и дал ему приличествующее наказание.
* Подобная история известна из жития св. Бенедикта Нурсийского, отца западного монашества, на которое в изложении Папы св. Григория VII ссылается и о. Конвей; св. Бенедикт ударом розги изгнал дьявола из одного из своих монахов, к которому после этого вернулась утраченная по вине лукавого способность молиться. Ср. с «Диалогом» св. Григория, гл. IV.
Перевод: Антон А. Дубинин ОPs.
О, конечно: у избитых монахов так психика пострадала, что неудивительно - они ощутимо видели изгнание:) Более христианских методов борьбы со грехом не нашлось?
Мы здесь публикуем средневековые тексты, такие тогда были нравы, а спорить об этом - предоставим историкам...