Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Учение о мосте, XLIХ.
Сейчас скажу тебе, что Я посылаю мирские страдания, чтобы научить душу, что ее целью является не эта жизнь, что земные вещи несовершенны и преходящи, что Я сам являюсь ее целью, которую она должна жаждать и к которой стремиться. Принуждаемые стимулом этого страдания, некоторые начинают освобождаться из темноты благодаря мучениям, которые переносят и благодаря мысли о тех (мучениях), которые должны последовать в качестве наказания за их прегрешения.
Благодаря этому рабскому страху они пробуют выйти из реки и извергнуть из себя яд, который дал им скорпион под видом золота. Поскольку они любили его не умеренным образом, а без меры, отравились ним. Поняв это, они начинают цепляться и обращаться к берегу, чтобы добраться до моста.
Но рабского страха недостаточно, чтобы их к нему привести. Не достаточно для обретения вечной жизни вымести из дома смертный грех, не украсив его добродетелью, основанной не только на рабском страхе, а на любви. Нужно поставить на первой ступени обе ноги, то есть предпочтение и жажду; ибо эти ноги несут душу к любви моей Истины, из которой Я создал для вас мост.
Мы находимся тут на первой ступени; Я рассказал тебе как нужно на нее войти, когда объяснил тебе, что Сын мой соделал лестницу из тела своего. Правда то, что, как правило, и в целом слуги мира начинают обращаться благодаря страху перед наказанием. Мучения этого мира часто делают так, что они становятся тяжестью для самих себя и мир начинает быть для них отвратительным. Если они возбуждают этот страх светом веры, придут к любви добродетелей.
Но некоторые идут с таким равнодушием, что часто едва выходят на берег, сразу же снова бросаются в реку. Тогда налетают противные ветры и ударяют в них бурные волны этой мрачной жизни.
Если повеет ветер благополучия, перед тем как они вошли, по небрежности, на первую ступень, то есть предпочтения и любви добродетели, они оглядываются назад с неупорядоченным предпочтением удовольствий.
А когда повеет ветер неудач, они с нетерпением отворачиваются от берега. Они не ненавидят своих прегрешений как оскорбления, нанесенного Мне, а только боятся наказания, которое следует за грехом, и благодаря страху, стараются выкарабкаться из мерзости. Каждый добродетельный поступок требует упорства; без упорства никто не достигнет цели своей жажды, не достигнет конца, ради которого начал трудиться. Без упорства никогда не дойти до того, что ищем, без упорства никогда не утолить свою жажду.
Ты видела, как они разворачиваются по ветру согласно различным побуждениям, которые ощущают, будь то в себе самих, когда собственная чувственность восстает в них против духа; будь то со стороны творений, когда относятся к ним с неупорядоченной любовью вне Меня, или с нетерпением по причине полученного от них вреда, или дьявол расставляет на них многие и различные искушения, когда иногда говорит с пренебрежением, желая ввести их в замешательство: «То добро, которое ты собираешься сделать – ничто, по сравнению с твоими грехами и ошибками». Он делает это для того, чтобы они свернули с пути и отказались от того немногого добра, которое начали делать. Иногда используя предпочтение, то есть упование на мое милосердие, которое имеет душа, он говорит ей: «Зачем столько усилий? Наслаждайся своей жизнью; а в момент смерти будет время познать себя и получить прощение». И таким способом дьявол уводит их от страха, с которого они начали.
По этим и другим причинам они отворачивают голову, не постоянны и не тверды. А все это берется от того, что корень себялюбия не был в них полностью вырван. Поэтому они не стойки. Дерзко, с чрезмерным упованием они рассчитывают на мое милосердие. Хватаются за него, не так, как следует, а безрассудно. Дерзают уповать на мое милосердие, благодаря чему его неустанно оскорбляют.
Я не оказал и не оказываю милосердие, чтобы его использовали для греха, а чтобы с его помощью защищались от злости дьявола и от неупорядоченности ошибающегося разума. Но они все делают как раз напротив, ибо оскорбляют Меня рукою моего милосердия. А это берется от того, что они не сделали следующего шага, выбираясь из нищеты смертного греха, благодаря страху перед наказанием и под стимулом многих страданий. Остановившись на месте, они не дошли до любви к добродетели, не выстояли.
Душа не может останавливаться; если она не идет вперед – отступает. Не развиваясь в добродетели, чтобы возвыситься над несовершенством страха и достичь любви, они должны были отступить.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий