Мадонна Сан Систо

3/02/2015, No Comment

Среди множества образов Пресвятой Девы Марии, почитаемых в Ордене Проповедников, одним из наиболее чтимых является икона Богоматери Заступницы, известная также под именем Мадонна Сан Систо (San Sisto).

Окружённая золотым фоном Мария взирает на нас очами, полными одновременно печали и милосердия. Руки Богоматери и крест на её плече покрыты сусальным золотом, поэтому икона известна также как Мадонна с Золотыми Руками. При этом изначально позолоченной была лишь правая – благословляющая – рука, левая же была покрыта золотом спустя лишь несколько столетий. Иконописный образ, изображающий Марию в полуобороте с воздетыми в молитвенном жесте руками, традиционно именуется на востоке Агиосоритисса, а в западной традиции – Avvocata, то есть Заступница. Интересно, что эта икона, находящаяся в Риме, считается самой древней из известных икон такого типа.

По преданию, это изображение Богоматери является одним из тех, что создал Евангелист Лука после Воскресения, по просьбе Апостолов. По иной легенде оно нерукотворно – Святой Лука лишь набросал контуры этого лика, который затем появился чудесным образом, без вмешательства человека.

Таковы легенды. Искусствоведы же утверждают, что икона была написала в технике энкаустики на доске из липы. Эта древняя и весьма сложная техника, в которой цветные пигменты смешиваются с горячим воском и мастикой, происходит из Египта, откуда распространилась в Древнюю Грецию, где применялась до VI века, будучи затем вытесненной другими, более простыми технологиями живописи. Применение техники энкаустики позволяет предположить, что икона написана, вероятно, в V или в начале VI века, что делает её одной из немногих икон, переживших эпоху иконоборчества. Однако даже это предположение довольно приблизительное, так как древесина настолько повреждена временем, что точно определить её возраст, как и место написания иконы, невозможно. Известно лишь, что икона является весьма древней и имеет сиро-палестинское происхождение, что говорит о том, что предание о написании этой иконы Святым Евангелистом Лукой не является лишь красивой легендой, а вполне может иметь историческое основание.

"Золотые руки"

Икона была привезена в Рим из Иерусалима или Константинополя. По одной из легенд, она находилась в Риме ещё при Папе Святом Григории Великом, который пронёс её в торжественной процессии по городу и этим остановил свирепствовавшую тогда чуму. Другое предание говорит, что икона была приобретена Темпуло (Tempulo), одним из трёх братьев, бежавших из Константинополя, спасаясь от иконоборцев, и помещена в часовне Святой Агаты на Аппиевой дороге. Эта часовня построена греческой общиной в VI веке. Позже здесь был основан монастырь, который был разрушен в 806 году сарацинами. Восстановление храма и монастыря проходило при Папе Сергии III (904-911); тогда же храм получил название Santa Maria in Tempulo.

икона до реставрации

С именем Папы Сергия III связана прекрасная легенда, согласно которой в 905 году Папа пожелал перенести икону в папскую капеллу Sancta Sanctorum на Латеране, однако икона чудесным образом вернулась на своё прежнее место.

С 10-го века, древняя икона Богоматери Заступницы играет ведущую роль в августовских процессиях в ночь перед Успением. Во время таких процессий икона Богоматери встречалась с иконой Христа, при этом иконы преклоняли одну перед другой.

Ярким свидетельством почитания этой иконы служат многочисленные списки XI—XIII вв., включая прославленную Мадонну из церкви Santa Maria in Aracoeli на Капитолийском холме.

С XIII века чудотворная икона Богоматери Заступницы связана с Орденом Святого Доминика и даже побывала в руках его святого основателя. Этому предшествовали следующие события.

Ещё Папа Иннокентий III в начале XIII века задумал провести в Риме реформу женских монастырей. Следует отметить, что в то время ситуация в женских монастырях Рима была весьма плачевной. Имелось всего семь обителей, в большинстве из которых жило от четырех до семи монахинь. При этом мораль и дисциплина в монастырях находились на крайне низком уровне. Жившие вне затвора монахини часто бродили по городу, посещали родственников и вели скорее светский, чем монашеский образ жизни. Чтобы изменить это печальное положение, Папа пожелал собрать всех римских монахинь в одном монастыре под единым уставом. Для этого он решил в 1207 году при старинном храме, посвящённом Папе Святому Сиксту II (San Sisto) построить большой монастырь, предназначенный для 60 монахинь. Уже были возведены монашеские кельи, однако со смертью Папы Иннокентия III строительство остановилось. Папа Гонорий III передал недостроенное здание монастыря Святому Доминику и его братьям.

монастырь San Sisto
Позже Гонорий III решил вернуться к идее своего предшественника собрать римских монахинь в монастыре Святого Сикста и поручил это дело Святому Доминику. Таким образом, у Доминика появилась возможность основать в нём общину монахинь-доминиканок по образу монастыря Богоматери Пруйльской. Братьям же был передан монастырь Святой Сабины на Авентинском холме. Но, как пишет Анри Доминик Лакордер в книге «Жизнь святого Доминика», «как ни сиял святостью Доминик, святость эта не могла устранить все затруднения, препятствовавшие соединению всех монахинь города Рима в монастырь Св. Сикста. Большая часть из них не хотела пожертвовать той свободой, которой пользовалась до тех пор и которая давала им возможность выходить из монастыря и посещать своих родных».

Одним из монастырей, сёстры которого должны были, подчинившись реформе Папы, покинуть его стены и переселиться в монастырь Святого Сикста, был монастырь Santa Maria in Tempulo, где до сих пор хранился образ Богоматери Заступницы. Как пишет далее Лакордер, «настоятельница этого монастыря и все монахини, кроме одной, добровольно подчинились руководству Доминика и произнесли обет послушания с тем только условием, что возьмут с собой и образ Пресвятой Девы, и если образ этот сам собою покинет монастырь Св. Сикста и вернется в свою первоначальную обитель, то их обет послушания будет считаться уничтоженным. Доминик принял это условие и, в силу полученной таким образом власти, запретил им с этого момента выходить из своего монастыря». Под влиянием родственников некоторые из монахинь пожалели о принесённом обете, однако после проникновенной проповеди Доминика снова возобновили обет во главе с настоятельницей.

Сёстры из монастыря Santa Maria in Tempulo, других римских обителей, а также несколько женщин, живших прежде в миру, вступили в монастырь Святого Сикста в первое воскресенье Великого Поста. Одной из монахинь была семнадцатилетняя сестра Блаженная Цецилия, которая оставила после себя записки, имеющие ценные повествования о жизни Святого Доминика. Так она описывает перенесение Святым Домиником иконы в монастырь Святого Сикста:

«Образ Блаженной Девы перенесли в церковь святого Сикста следующей ночью, опасаясь препятствий со стороны части римлян, которые хотели помешать его перенесению, так как в старом месте он был для них более доступным. Блаженный Доминик нес его в руках в обществе двух кардиналов: Николая и Стефана (племянника которого он воскресил), а также большой толпы набожных людей. Все шли босиком с горящими факелами к монастырю сестёр, которые ожидали его с огромным почитанием собранные на молитве, также с босыми стопами» (*).

монастырь Santa Maria del Rosario Monte Mario

Икона Богоматери Заступницы оставалась в монастыре Святого Сикста до 1575 года, когда по настоянию Папы Святого Пия V, монахини были переселены в монастырь Святых Доминика и Сикста на Piazza Magnanapoli, где сейчас находится Ангеликум. Икона была размещена в перегородке между внешней, публично доступной, частью храма и помещением хора сестёр. Изображение Богоматери вращалось и могло быть видно также в общественной части храма, будучи защищённым решёткой.

В 1931 году сёстры вместе с иконой переехали в монастырь Святой Марии Розария (Santa Maria del Rosario) на холме Монте-Марио, где образ, оберегаемый монахинями-затворницами, находится и поныне, привлекая к себе немалое число паломников – как одухотворённой красотой древнего изображения, так и удивительными чудесами с ним связанными.

Юлия Карлова OPs

No Comment

Отправить комментарий