Бог – не корова

6/27/2019, No Comment

Из книги о. Томаша Галушки, «Инквизитор тоже человек». Часть I. Интервью. 6.а.

(Интервью берет Мачей Мюллер)

Мастер Экхарт. Уже само его имя звучит так, как будто мы имеем дело с какой-то таинственной особой, родом из средневековых легенд.

Что-то в этом есть: даже неизвестно, где он похоронен… Нет такого места на свете, в которое мы могли бы придти, чтобы зажечь лампаду в память об этом великом мистике. Одна из известнейших личностей Европы XIV века вдруг исчезает, развеивается в воздухе… Но, не будем торопить события.

Откуда он происходил?

О молодости Экхарта ничего неизвестно, не знаем даже точной даты его рождения. Во мраке сокрыто начало этого человека и его конец. Это согласуется с тем, что он утверждал всю свою жизнь, а что можно заключить в одном слове: «оторванность». Оторванность от всего того, что материальное и нематериальное.

Как будто бы мы говорим о Гомере, который неизвестно, существовали ли на самом деле, а знаем только приписываемое ему наследие…

Вовсе нет. Не смотря на то, что я только что сказал, Экхарт не был духом, который пронесся сквозь историю в развивающимся, сотканном из тумана облачении. Нет! Это был монах из плоти и крови, который исполнял наиважнейшие функции в ордене. Каждый, кто исполнял административные функции, хорошо знает, в чем заключается труд воплощения. А Экхарт руководил провинцией, которая в одно время насчитывала сорок семь монастырей (после чего прибавили ему еще несколько десятков). Он был настоятелем нескольких сотен братьев, с их ожиданиями и проблемами – от психических и духовных начиная, финансовыми заканчивая. Функция настоятеля должна была сделать из него человека, который твердо стоял на земле. Более того, если кто-либо занимает руководящий пост, то рано или поздно наступит кому-то на мозоль, заведет себе врагов… Это будет иметь значение в дальнейшей судьбе Мастера.

Впервые Экхарт появляется в источниках только в 1293 году. Ему тогда было, правдоподобно, более тридцати лет, и он был лектором – бакалавром сентенций в Парижском Университете. Чтобы появиться в этом месте, он должен был пройти долгий путь научной карьеры. В 1294 году его выбирают приором в Эрфурте, а в 1303 он становится провинциалом новообразованной провинции Саксонии. Разделы всегда болезненны, поэтому можем себе представить, с какими проявлениями враждебности встретился Экхарт. Однако, он должен был успешно с ними справиться, поскольку в 1307 году его попросили принять викариат в чешской провинции.

Разве умелый администратор это хороший кандидат на мистика?

Экхарт не отвечал никаким требованиям, чтобы стать мистиком. Функции руководителя довольно действенно возвращают человека на землю…

Но мы должны вспомнить о кое-чем существенном: прежде чем занять пост провинциала, Экхарт (в 1302-1303 годах) вернулся в Париж и получил степень магистра. Провинциалом он был до 1311 года. Братья выбрали его тогда провинциалом Тевтонской провинции, но власти ордена на это не согласились, вместо этого снова послали его в Париж, чтобы следующую каденцию возглавлял кафедру теологии. Это историческая сенсация: только несколько доминиканцев имело такую привилегию, среди них св. Фома Аквинский. Это доказывает, что Экхарт был весьма уважаем в ордене.

Во время пребывания в Париже Экхарт занялся одним из самых существенных тем тогдашних теологических споров – душой. Как и Фома Аквинский он принимал, что душа – форма тела; то, что тело организует, то, что делает меня тем, кем я являюсь. Согласно Экхарту, силами души являются разум, воля и память. Проблема души – это центр всей его мистики и ключ к пониманию нашего доминиканца.

Это не размышления типа «три метра над землей», оторванные от действительности?

Абсолютно, о проблеме души спорили в XIV веке не только в университетах. Душой занимались и простые люди. Во время, когда Экхарт жил в Париже, действовала там мистик Маргарита Порете, автор труда Зерцало простых душ – инструктирующего, каким образом, благодаря отречению от мира, душа может достичь соединения с Богом. Эта книга вызывала огромный резонанс, кроме прочего потому, что согласно Маргарите, для соединения с Богом не было обязательным посредничество ни Церкви, ни таинств, ни – что было особенно возмутительным – священников… Человек брал дело спасения в свои руки. В 1310 году Маргарита была приговорена к смерти за ересь и сожжена. Эта драма показывает, что тема не имела строго научного характера – люди на самом деле этим жили.

Экхарт участвовал в этих спорах?

Думаю, что именно по причине большого числа разделяющих общество теологических споров Экхарт и был в 1310 году снова отправлен в Париж. Тогда же продолжались споры о понимание бедности Христа, споры между епархиальным и орденским клиром, споры между францисканцами и доминиканцами… Экхарт несомненно прекрасно познакомился с творением Маргариты. Многие исследователи видят её инспирации в его работах.

В течение этих двух лет в Париже Экхарт увидел гигантское перепроизводство слова, за которым следовала интеллектуальная гордыня. Так как философские споры имели характер во многом спекулятивный, по принципу «что бы было, если бы». Что бы было, если бы Бог не создал мир; что бы было, если бы Адам не был человеком; что бы было, если бы первые люди не согрешили (воплотился бы тогда Христос?). Такая «еслибылогия» в долгосрочной перспективе ни к чему не приводит.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий