Проповедь Иоганна Таулера.
Тогда сказал им Иисус, вы пойдите на праздник сей, а Я еще не пойду на сей праздник, потому что Мое время еще не исполнилось, а для вас всегда время (ср. Ин. 7, 6. 8).
О каком празднике говорит Иисус, на который приглашены ученики Его во всякое время? О высочайшем и истиннейшем Празднике Вечной Жизни, празднике вхождения в Царствие Божие, в котором всегда присутствует Бог.
Все праздники, которые мы празднуем на земле, только предвкушение этого вечного торжества, только предчувствие присутствия Божьего в нашем духе и внутреннее наслаждение этим блаженным осознанием.
Это время — повсюду и всегда наше: дабы искали мы Бога и всегда бы он был в наших мыслях, во всех делах наших и жизни, в желании и любви. Так и мы во всякое время «пойдем на праздник», т. е. переступим через себя, свое Я и все, что — не Бог, Его одного любя и помня.
Это наше время — во все времена.
Пожалуй, все люди по природе своей обуреваемы жаждой этого праздника Вечной Жизни, ибо все хотят быть счастливы. Но одной жажды недостаточно. Нужно искать и сохранять Бога в себе, в своих мыслях и чувствах.
Многие были бы рады хотя бы предвкушению вечного торжества и сожалеют, что не дано оно им. Если, молясь или созерцая, они не чувствуют ни праздника и торжественности в душе, ни ощущения присутствия Божьего, то досадуют на это, и молитвы становятся им нелюбы, они де не чувствуют Бога, для чего же тогда молитвы и созерцание...
...Но ни одно дело не следует из-за этого делать менее усердно, ибо если даже мы не ощущаем Его в себе, Бог все же присутствует в нас, и в нас — Его Воля, и Жизнь, и Царствие.
А где Бог, там истинное торжество. Он о будет там, где он один в мыслях и где одного Его взыскуют. Он может быть там тайно и сокровенно, но он всегда там!
О том, чтобы во все времена был он во всех помыслах и делах наших и чтобы мы почаще обращались вовнутрь и «восходили» над собой и входили в Царствие Его, — об этом слово Христово: «Для вас всегда время».
Но Его время — время явиться и открыться — еще не настало. Предоставим Ему это время. Он , без сомнения, сокрыт там, где мы ищем Его и сохраняем в душе. Поэтому ни одно упражнение не твори без желания, ибо когда мы наконец найдем Его, то узнаем, что он всегда был там, но до поры сокровенно.
На это нацелены и этому откровению служат все молитвы и всякое созерцание, все духовные упражнения и благие дела, — чтобы в душе нашей был лишь один Бог и чтобы начинался в нас праздник Вечной Жизни, и чтобы была у нас с Богом одна глубина, в которой нет ничего, кроме Бога. Если наши методы спасения и труды служат этому, то они хороши и полезны, а если нет — все внешние упражнения ничего не стоят и бесплодны, ибо не ведут к празднику Вечной Жизни.
Что же является признаком праведной жизни, которая позволяет человеку во всякое время причащаться праздника Вечной Жизни, Царствия Божьего?
Это — истинная божественная любовь и совершенная преданность Богу, «нищета духом и благом» (Ср. Мф. 5, 3), т. е. свобода от собственничества и желания обладать. Мы живем праведно и во всякое время готовы пойти на Праздник, если в наших мыслях и чувствах только одно: любить Бога превыше всего и служить Ему всем своим бытием и сутью и любить друг друга, как самих себя.
Нужно быть «нищими» и собой и всем, что — не Бог, всякой собственностью и своеволием, и свободными от всего тварного, от всех уз и всего, что вытягивает нас из глубины души, владеть которой, наполняя ее, должен один лишь Бог. Тогда во всякое время мы будем достойны участия в празднике Вечной Жизни.
Тому служат многие религиозные обряды и духовные упражнения, и все способы обращенной к Богу жизни, и покуда они служат этому, они хороши, и полезны, и помогают нам, подобно чадам Божьим, причаститься Царствия Его.
Поэтому всегда будем делать это с радостью и праздником в душе и будем следить за тем, чтобы душа наша представала перед Богом чистой и свободной от всего земного: вот тогда мы убедимся в Его живом присутствии в нас.
Только это есть истинная молитвенность и погружение — ни к чему не стремиться, кроме как удерживать в мыслях Бога и быть во всякое время уверенным в Его постоянном присутствии.
Это и означают слова, что для нас — всегда время. И будем за то всякий час благодарить Бога, что позвал он нас, как детей Своих, призвав во всякое время причащаться праздника Вечной Жизни и пригласив вечно оставаться в Его Вечном Царствии.
Поэтому обратим все усердие на то, чтобы подготовиться и всегда оставаться готовыми к тому, что Бог откроется в нас и всем существом своим мы причастимся праздника Вечной Жизни — как в молитвах, так и в делах своих, какие бы ни свершали на земле.
Тогда воистину ощутим мы и испытаем, что вечное торжество Божие во всякое время здесь и с нами, почувствуем, что принадлежим Богу, и никому кроме, и осознаем себя детьми Божьими в Царстве Вечной Жизни.
Тогда — Бог всегда с нами и в нас: мы — в Нем, а он — в нас, и здесь — во времени, и там — в вечности и бесконечном блаженстве!
Сподоби нас всех, Боже, причаститься этого!
Перевод: И. Прохоровой
Отправить комментарий