Соединение души с Богом

3/20/2017, No Comment

Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Учение о слезах, LХХXIX (7-16).

Пройдя путем Слова, путем учения моего Единородного Сына и устремив око разума ко Мне, первой Истине, она созерцает эту Истину; видя её, познает её и, познавая её, любит её. Её любовь следует за разумом и вкушает мое вечное божество, соединенное с вашей человеческой природой. Тогда отдыхает во Мне, океане покоя, её сердце соединено со Мной чувством любви, как Я тебе сказал, говоря о четвертом состоянии соединения. Ощущение присутствия моего Божества выжимает из очей слезы сладости; эти слезы – настоящее молоко, которым душа питается в истинном терпении. Они – ароматный елей, который разливает благоухание огромного блаженства.

О, милейшая моя дочерь, сколь полна славы та душа, которая действительно сумела преодолеть бурное море и достичь Меня, океана спокойствия, чтобы там наполнить чару своего сердца, в волнах моего наивысшего, вечного Божества! Очи, под влиянием сердца, стараются воздать ему и проливают слезы.

Это – последнее состояние, в котором душа одновременно счастлива и печальна: счастлива благодаря соединению, которое она совершила со Мной в ощущении моего присутствия, вкушая мою божественную любовь; и печальна по причине оскорбления, которое, как видит, нанося моей благости и величию. Это величие она видела и вкушала в познании себя и Меня в себе, благодаря которому достигла этого последнего состояния. Печаль эта не мешает ни состоянию соединения, ни слезам огромной сладости, которые выжимает познание себя. Любовь к ближнему наказывает душе плакать из любви ради моего Божественного милосердия и от скорби по причине грехов братьев. Плачет она с теми, кто плачет и радуется с теми, кто радуется. Радуются те, кто живет в любви и с ними радуется душа, видя, что мои слуги воздают честь и славу моему имени.

Таким образом, второй плач жизни, то есть третий*, не мешает последнему, то есть четвертому, который отвечает второму состоянию соединения. Один ведет к другому. Если бы последняя степень плача, в котором душа испытывает такое соединение, не происходил бы от второго, и таким образом от третьего этапа любви к ближнему, то плач не был бы совершенным. Необходима эта совместная зависимость плача и любви. Иначе бы плач происходил от высокомерия. Малейшее веяние тщеславия снесло бы этот плач с этой высоты в низину первичной мерзости.

Следует, таким образом, беспрерывно пребывать в любви к ближнему с истинным познанием себя. Таким образом питать в себе огонь моей любви. Любовь к ближненму проистекает из любви ко Мне, то есть из познания, благодаря которому душа познает себя и мою благость в себе. Тогда она видит, что Я её люблю невыразимо и той любовью, которой она любима, любит каждое разумное творение. Вот та причина, почему душа, как только Меня познает, распространяет свою любовь, чтобы охватить нею ближнего. Видя его, она любит его уже невыразимо, чтобы любить то, что как видит, Я люблю более всего.

Потом она познает, что не может ни принести Мне никакой пользы, ни воздать Мне той чистой любовью, которую, как чувствует, она любима Мною. Тогда она начинает выражать свою любовь через посредника, которого Я ей дал, то есть, через ближнего, которому вы должны служить. Каждую добродетель, как Я тебе сказал, практикуют при посредничестве ближнего, вообще и в частности, согласно с дарами, которые вы получили от Меня и раздавать которые Я вам доверил. Поэтому вы должны любить чистой любовью, которой Я вас люблю, но вы не можете делать этого по отношению ко Мне. Ибо Я полюбил вас не будучи вами любим, полюбил вас без какого бы то ни было личного интереса, прежде чем вы начали существовать. Любовь склонила Меня, чтобы Я сотворил вас по моему образу и подобию. Этого вы не можете Мне воздать, но вы должны воздать это твореньям наделенным разумом и любить их, не будучи ними любимы и не рассчитывая на какую-либо личную пользу, будь-то духовную, будь-то временную. Вы должны их любить единственно ради хвалы и славы моего имени, ибо Я их люблю. Так вы исполните заповедь закона, чтобы любить Меня превыше всего, а ближнего, как самого себя.

Истина, таким образом, в том, что душа может достигнуть этой высоты только через вторую ступень соединения, которая находится в третьем состоянии. Но также, достигнув её, не может на ней удержаться, если отдалится от чувства, которое порождает вторые слезы**, слезы скорби. Нельзя исполнить наказ, касающийся Меня, вечного Бога, не исполняя наказ по отношению к ближнему, ибо это две ступни стремления, ступая которыми, соблюдаются и заповеди, и советы, данные вам моею Истиной, распятым Христом.

Так эти два состояния, соединенные воедино, питают душу добродетелями, совершенствуют её и делают более тесным её соединение со Мной. Достигнув этой точки, душа не изменяет состояние, но в этом самом состоянии видит, что возрастает её сокровище благодати новыми и разнообразными дарами, чудесным вознесением духа, которое, как Я тебе сказал, одаривает её познанием Истины достойным скорее бессмертных, чем смертных, ибо ощущение собственной чувственности было умерщвлено и воля мертва благодаря совершенному со Мной соединению.

О как же сладостно это соединение для души, которая его вкушает! Ибо вкушая его, видит все мои тайны! Часто получает пророческий дух, который приоткрывает пред ней будущее. Это довод моей благости, но смиренная душа должна всегда презирать его, пренебрегая не результатом моей любви, которую Я ей оказываю, а жаждой духовных утешений. Она должна считать себя недостойной мира и отдохновения духа, чтобы возрастать во внутренней добродетели. Душа не остается на этом втором этапе***, но возвращается в долину познания себя.

Я даю этот свет благодаря благодати, чтобы душа постоянно росла. Ибо в этой жизни никогда не становится столь совершенной, чтобы не могла вознестись к совершенной любви. Только милейший Сын мой, ваша глава, не мог возрастать в большее совершенство, поскольку был одно со Мной, а Я с Ним. Его душа была счастлива в соединении с моей божественной природой. Но вы, Его члены, вы – странники, вы всегда способны к большему совершенству. Вы не возноситесь благодаря этому к другому состоянию, как было сказано, ибо это последнее, которое можно достичь, но можете согласно своему благоволению, при помощи моей благодати, неустанно развивать совершенство этого последнего состояния.

* Первый плач – плач смерти.

** Эти вторые слезы не означают второй плач, причиненный рабским страхом, то есть страхом наказания. Они относятся к четвертому и пятому плачу, то есть это слезы совершенные. Делятся они на два вида: слезы, пролитые от радости соединения и слезы скорби, вызванные чужими грехами. Именно об этих вторых слезах говорит в этом месте Святая.

*** Речь идет не о втором этапе в общем порядке состояний души, который отвечает второй ступени моста, а о втором этапе совершенного состояния, отвечающего тем, кто вошел на третью ступень моста. В общем порядке это четвертый и последний этап.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий