Absalon fili mi, fili mi Absalon, quis mihi det, ut ego moriar pro te?

3/23/2017, No Comment

Из книги Писем блаженного Генриха Сузо, Письмо 13.

Авессалом сын мой! сын мой Авессалом! о, кто дал бы мне умереть вместо тебя? (2 Сам 19,1)

Ах, дитя мое, мое любимейшее дитя, кто же позволит мне умереть вместо тебя? Кто позволит верному отцу умереть вместо дорогого дитя, столь близкого его сердцу? Если не умру телесно, умираю духовно, вместе с возлюбленным дитем моего сердца. Ах, мое дитя, телом я далеко от тебя, но мое сердце рядом с твоим ложем, на котором ты лежишь, сраженная тяжким недугом, мои очи полны горьких слез, а душа скорбит над тобой, ибо твои страдания сотрясли мои недра и наполнили их горестью.

Дитя мое, дорогое дитя, дай мне руку и – если этого Бог уже сейчас от тебя требует, не страшись смерти, а после нее будь стойкой, ибо воистину, знаешь прекрасно, что только тогда я доведу тебе истинную верность. Дети мира сего сохраняют любовь только до этого момента, потом перестают любить. Мы иначе: ныне я принимаю тебя как свое дитя. Поднесу тебя моему возлюбленному Господу и так скажу:

Ах, Господи, смилуйся над моим дитем, яви ему свою благость. Господи, воистину, не может быть иначе: или меня отвергни вместе с моим дитем, или прими его вместе со мной и стань для неё Отцом в этот час, поскольку всю её я погружаю в глубокие раны Твоего непостижимого милосердия, в котором она полностью очистится от всего, что её от Тебя отделяет.

О, мое дражайшее дитя, пусть бы уже настал тот час, когда бы я мог вместе с тобой оставить этот мир! Увы, постоянно это ожидание – как же оно печально! О, ты скорбная долина слез, как долго я еще здесь останусь? Ах, небесная страна, когда же ты, наконец, окажешь мне милость? Блаженны, которые уже достигли её, или в эту минуту вступают в бой, близкие к достижению. Пусть их никто не оплакивает, пусть никто над ними не скорбит – разве что плачет от жажды быстрого перехода в эту страну.

Смотри, сколько в этом мире печалей, сколько боли и тревоги! Ведь один только постоянный страх, в котором человек должен тут жить, одна только жалкая изменчивость, должны порождать в нас жажду ухода. Мир полон ловушек, и это прекрасно должен понимать тот, кто может их избежать.

Пусть никто не говорит о награде*, ибо пока человек тут заслужит какую-либо, десть раз согрешит. Преогромную награду ведь имеет тот, кто во веки будет созерцать сладостное, милейшее Обличье красоты Господа и пребывать в милом обществе. Хотя смертный час наполняет болью и горестью, но ведь он должен когда-нибудь настать. Разве жил когда-нибудь некто столь благой и благородный, чтобы ему не пришлось испытать этот час? А кто не готов сегодня, тот завтра может быть еще менее готов, ибо, чем человек старше, тем менее восприимчив к изменениям. Чаще мы встречаем таких, кто со временем становится все более худшим, чем таких, кто все более лучшим. Минута смерти воистину горестна, но она также приносит конец всяческим горестям.

Поэтому, мое дражайшее дитя, вознеси свое сердце, руки и очи к этой милой отчизне и приветствуй ее сердцем полным жажды, и если такова Божья воля, пусть она станет также и твоей. Взгляни, Он столь благой Господь: наименьшая рана, которую Он претерпел, могла бы вобрать в свою глубину и удалить как один, тысячу смертных грехов, если бы кто-либо исполненный раскаяния и сокрушения попросил бы Его об этом. Не страшись, непоколебимо стой в своей вере, и никто не причинит тебе вреда. Бог хочет и должен воспринять тебя, Он также принимает все твои раны.

Дитя мое, как только ты предстанешь пред возлюбленным Богом, помолись о своем верном духовном отце и о своих духовных братьях и сестрах. А я прошу весь небесный двор и дорогих ангелов, чтобы были твоими проводниками и чтобы – если я когда-либо чем-либо отличился перед возлюбленным Господом – это было записано на твой счет. Аминь.**

* Пусть никто не аргументирует, что чем дольше жизнь, тем большая за нее будет награда в небе.

** Соответствующее этому письму, Письмо 6 в Малой книге писем, заканчивается так: «Когда это полное утешений письмо дошло до возлюбленной дочери, принесло ей огромную радость. Она просила, чтобы ей прочитали его дважды, и когда она слушала эти целительные слова, ее сердце наполнилось несказанной силой; исчез страх смерти, который она испытывала перед этим, она всем сердцем предалась Божьей воле и свято окончила свою жизнь».

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий