Был у святого отца Доминика еще один прекрасный способ молитвы, исполненный пыла и благодати. После канонических Часов и благодарения, которое обычно произносится после еды, отец мог быстро удалиться один в келью или еще куда-нибудь, преисполненный готовности и помазанный духом благочестия, происходящим из божественных слов, которые только что пелись на хорах или за трапезой; в уединении он садился читать или молиться, размышляя в сердце своем и сосредоточившись на присутствии Божием. Сидя в молчании, он мог раскрыть какую-либо книгу, прежде осенив себя крестным знамением, после чего начинал читать. И чтение так трогало его душу, будто он слышал, как сам Господь разговаривает с ним. Как говорит псалом, «Послушаю, что скажет Господь Бог» (Пс 84,9). Будто бы разговаривая со своим другом, он то становился нетерпеливым, энергично кивая головой в подтверждение, то казался внимательно слушающим, потом вдруг вы видели его спорящим, пребывающим в борении, или смеющимся и одновременно плачущим, то сосредоточенным, то покоряющимся, и снова – тихо говорящим и биющим себя в грудь. Если бы нашелся кто-либо настолько любопытный, чтобы тайно подсматривать за ним, он бы нашел, что отец Доминик подобен Моисею, ушедшему в глубочайшую пустыню и узревшего горящий куст, откуда Господь говорил с ним, призывая смирить себя (Исх 3,1 и далее). Доминик, человек Божий, пророческим образом мог быстро переходить от чтения к молитве и от размышления к созерцанию*.
Когда он в одиночестве читал подобным образом, он обычно оказывал книге знаки почитания, кланялся ей и порой целовал ее, в особенности если это была книга Евангелий, или если он читал слова, которые исходили из уст самого Христа. Иногда он скрывал свое лицо и отворачивался, или прятал лицо в ладонях, прикрывая его скапулярием**. В такие минуты он также становился беспокойным и исполненным томления, и мог приподняться и почтительно поклониться, как если бы благодарил кого-то весьма почитаемого за полученные милости. После чего, подкрепленный и вновь обретший мир, он продолжал чтение.
* Классическая последовательность стадий молитвы такова: чтение-размышление(медитация)-молитва-созерцание. Ср. Гуго Сен-Викторский, De Meditatione, 1; св. Фома, Sent., IV 15:4, 1; Гиго II, Лествица монашеская, 2 и далее. Обратите внимание, что в данном тексте св. Доминик опускает промежуточное звено, напрямую переходя от 1 к 3 и от 2 к 4 стадии.
** Скапулярий здесь – Caputium; хотя словари обычно не дают такого варианта употребления, caputium часто обозначает «скапулярий» наряду с «капюшоном» (в ранней форме доминиканского хабита скапулярий и капюшон не были двумя отдельными частями облачения, как это есть в наши дни). Гумберт по крайней мере в версии Бертье (II, стр. 6) пользуется словами scapulare и caputium, как взаимозаменяемыми терминами; новициям предписывается, садясь, подворачивать свой caputium на колени (II стр. 220) На принесении обетов именно caputium благословляется (II стр. 215); однако в первой версии устава (Primitive Constitution), I 16, стоит слово scapulare. Сказано, что хабит состоит из туники, caputium и плаща (называемого «каппа») (Гумберт, I, стр. 237; Directorium 11:10). Постановление капитула о scapularia в Acta Capitulorum Generalium OP 1260 г. повторяется в АCG 1261 г. с употреблением слова caputia. Бл. Цецилия в Чудесах, 1, сообщает, что caputium Доминика был так короток, что едва доходил до колен.
Перевод: Антон А. Дубинин ОПс.
Отправить комментарий