"Скажите праведнику, что благо ему" - вот весть, которую Бог возвестил всем праведникам через пророка Исаию, выразив в кратких словах обетование великого вознаграждения. Ибо люди привыкли быть щедры на обещания, но скупы на деле, Бог же столь щедр и прекрасен, что Его дела всегда больше обещаний.
Что ж более короткое можно было сказать, чем сие: "скажите праведнику, что благо ему"? Но сколь же многое сокрыто в этом "благо"! Я думаю, что это было сказано без дополнительных объяснений или уточнений, для того, чтобы люди знали, что этих благ нельзя как следует ни объяснить, ни различить между собою, поскольку всё, что заключает в себе это "хорошо" бесконечно и огромно.
Когда Моисей спросил Бога об имени, Тот сказал: "Я есмь Сущий", ничего больше не добавив, и этим показав, что Его существование не ограничено, но универсально, ибо объемлет всякую форму существования, и все те качества, кои, без ущерба для божественного совершенства можно приписать этому существованию. Также и здесь краткое слово "благо" появляется без каких-либо объяснений для того, чтобы подчеркнуть, что во благе этом заключена вся полнота благ, о коих может мечтать человеческое сердце. Это благо Бог обещает праведнику в качестве награды за добродетель.
Две вещи нужны для того, чтобы человек стяжал добродетель: во-первых, он действительно должен ее искать, во-вторых, он должен знать, как этого достичь. Я стал писать об этих вещах, потому что знаю, что многие люди хоть и хвалят добродетель, всё же выбирают грех. Среди многих причин, по которым люди не понимают сути и природы добродетели, важна, я думаю, та, что добродетель считается трудной, бесплодной и унылой. А ведь все служит во благо тому, кто трудится в честь этой дамы и возводит на королевский трон ту, кто является королевой и хозяйкой всех вещей.
Перевод: о. Юрий Дорогин ОР
Отправить комментарий