5 ноября

11/05/2010, No Comment

Вспоминаем блаж. Симона Балакки, монаха

Есть в провинции Эмилия-Романья, на адриатическом побережье Италии, древний (основанный римлянами еще в 268 г. до н.э.) город Римини. С 1248 городом правил знатный и могущественный род Малатеста. С историей этого города связан также другой знатный дворянский род – Балакки. В XIV веке Балакки захватили замок Сантарканджело и стали именоваться графами. Из этой семьи, традиционно связанной с Церковью, происходили также двое епископов Римини: Лоренцо (†1302), который был членом Ордена Проповедников, и Федерико (†1321). Согласно традиции, в этой знатной семье, около 1240 года, появился на свет блаженный Симон. Сперва он собирался начать военную карьеру и должен был унаследовать отцовские поместья, но, против воли последнего, отказался от всего этого и вступил в доминиканский монастырь в своем родном городе Римини в качестве брата-конверса.

Недавно (в 2002 году) эту версию поставил под сомнение дон Эммануэле Джунки. В своем исследовании он пишет: «Многие посмертные биографы, поскольку его отца звали Рудольф и он происходил из Сантарканджело, ошибочно полагали, что он был сыном графа Родольфо Балакки ди Сантарканджело, и это предполагаемое дворянское происхождение приписывалось ему на протяжении многих лет, в том числе, как форма преданности и уважения».

Но на самом деле блаженный Симон родился в бедной семье. Отец Сератино Рацци, его первый биограф, пишет, что его отец – Рудольф был простым человеком, а имени его матери мы не знаем. Рацци заслуживает доверия хотя бы потому, что он черпал информацию о жизни блаженного Симона из воспоминаний братьев из монастыря в Римини. В поддержку тезиса о скромном происхождении блаженного Симона высказывается монсеньор Серджио Маттейни, который служил приходским священником коллегиальной церкви Сантарканджело в течение более тридцати лет.

Замок Сантарканджело

Монастырь доминиканцев в Римини, ныне уже не существующий, был основан в 1254 году. Монастырская церковь была посвящена святому Катальду (ирландцу, другу св. Патрика, который, по пути в Иерусалим потерпел крушение у города Таранто в Апулии, и местные жители выбрали его своим епископом), и самые маленькие из трех городских ворот, которые вели к пристани в Борго, также получили от нее свое название.

Сан-Доменико на карте Римини 1617 года

Это был известный монастырь, в котором оставили свой след святые Петр Веронский и Фома Аквинский.

Здесь доминиканцы основали свою школу, довольно высокого уровня (о чем свидетельствует пребывание здесь св. Фомы Аквинского), которая на протяжении веков по престижу соперничала со школой Ордена Августинцев. Еще в 1720 году авторитет этой школы был таков, что молодого Карло Гольдони послали сюда из Венеции для изучения философии. К сожалению, здесь мальчик, угнетаемый невыразимой скукой, обнаружил свою страсть к театру, о чем он сам повествует в своих мемуарах, в главе «Побег из Римини».

Согласно Вазари, в люнете доминиканского монастыря была фреска, изображающая Фому Аквинского, выполненная Джотто. На протяжении веков здесь накапливались многочисленные шедевры, в том числе алтарный образ Гирландайо, представляющий Пандолфаччо Малатесту и его семью (ныне находится в городском музее Римини).

Доменико Гирландайо: Алтарь святого Викентия Ферреро (1493-96)

На всех старинных картах Римини на переднем плане выделяется выступ «бастиона Сан-Доменико», который был построен не ради стратегических соображений, а для того, чтобы вместить огромный клуатр монастыря, нависший над линией стен.

К сожалению, доминиканцы были вынуждены покинуть свой монастырь в 1796 году, когда только что провозглашенная генералом Бонапартом Циспаданская республика превратила монастырь в казармы. В таком состоянии он просуществовал до конца XIX века, когда был разрушен до основания во время перестройки города.

В 1267 году в этот, известный в ту пору монастырь, и вступил 27-летний Симон Балакки, но не для того, чтобы обучаться философским и теологическим дисциплинам и стать известным проповедником или почтенным профессором. Он поступил в качестве скромного и смиренного брата-конверса.

В монастыре Симон становится садовником, и стразу же полюбил свою работу. Среди братии он был известен простотой жизни и строгому следованию орденскому Уставу. Он практиковал очень суровые аскезы, поддавая себя бичеваниям за обращение грешников, и в течение десятилетий носил на теле железную цепь в качестве покаяния. В течение Великого Поста он употреблял исключительно хлеб и воду. Пост ослабил его до такой степени, что настоятелю пришлось вмешаться, чтобы он не повредил своему здоровью.

Он прославился добросердечием, особенно по отношению к бедным. Не будучи священником в Ордене Проповедников, он все-таки исполнял возложенную на Орден миссию, обучая детей основам христианского вероучения.

Он пережил несколько мистических видений. Согласно преданию, ему являлся коварный искуситель, но также и Дева Мария. Святые Доминик и Петр Веронский являлись ему, чтобы утешить в трудные времена. Некоторые братья свидетельствовали, что видели дивный свет, исходящий из его кельи, и слышали оттуда ангельские голоса. Однажды голос с небес сказал ему: «Не бойся, Симон, ибо ты обрел благоволение перед Богом». Он питал глубокое благочестие к св. Екатерине Александрийской, однажды она явилась ему и исцелила от сильной головной боли. В 1297 году он ослеп и остаток совей жизни посвятил молитве в одиночестве. Почил он 3 или 5 ноября 1319 года. Жители Римини разорвали его одеяние на куски, чтобы сохранить как реликвии.

Римский мартирологий пишет о нем: «Несмотря на тяжесть усталости, он каждый вечер вставал на Утреннюю, проводя в молитве долгие часы. С таким же рвением, как сообщают нам древние летописи, он в течение двадцати лет бичевал себя за обращение еретиков и грешников. К молитве и покаянию он прибавлял очень деятельное апостольство, катехизируя детей, увещевая грешников и трудясь тысячами способов для того, чтобы разрушить царство зла. Постоянные слезы, пролитые за заблудшие души, иссушили его глаза, доведя до слепоты в возрасте пятидесяти лет».

В 1817 году его останки были перенесены в коллегиальную церковь Сантарканджело (позднее к ней была пристроена часовня в честь Блаженного), а 14 марта 1820 года папа Пий VII официально одобрил его почитание.

Молитва

Боже, Ты отвратил блаженного Симона от мирской гордыни, и украсил его любовью к молитве и заботе о бедных. Дай нам, подражая ему искать только Тебя Одного, и на небе удостоиться награды уготованной смиренным. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

Часовня блаженного Симона Балакки

Часовня была воздвигнута по велению графа Антонио Бальдини и освящена 28 мая 1821 года, для почитания Блаженного и для общих молитв братства, которое он основал, посвятив покровительству Симона Балакки.

Интерьер был расписан фресками неизвестного художника в неоклассическом стиле.

На своде часовни мы видим святого Доминика в небесной славе, окруженного ангелами. На карнизах и медальонах изображены аллегорические фигуры.

На правой стене изображено вступление блаженного Симона в монастырь Сан-Катальдо в Римини.

Часовня была спроектирована Бальдини для семейных захоронений, о чем свидетельствуют надгробия, расположенные у входа, и в полу в центре часовни.

Здесь нашел свое упокоение блаженный Симон Балакки.

No Comment

Отправить комментарий