18 августа

8/18/2010, No Comment

Вспоминаем блаженного Манеса, пресвитера, брата св. Доминика

В своем агиографическом труде «Жития братьев», Жерар де Фрашет, повествуя о семье святого Отца Доминика, пишет: «Второй брат, по имени Манес, святой человек созерцательного склада, много лет служил Богу в Ордене Проповедников, пока счастливо не опочил во Господе. Он умер в Испании, где просиял многими добродетелями и чудесами, и там, в цистерцианском аббатстве в Калеруэге, покоятся его благословенные останки. Его почитаемую гробницу можно увидеть возле главного алтаря».

Кем на самом деле был старший брат св. Доминика?

Второй сын блаженной Хуаны д’Азы появился на свет приблизительно в 1166 году в семейном поместье в Калеруэге. Начальное религиозное образование он получил дома, а также, как и его великий брат, у своего дяди – священника Гонсало д’Аза в селении Гумьель-де-Исан, недалеко от Калеруэги. Недалеко от этого места находился цистерцианский монастырь Святого Петра, и Манес, стремившийся к созерцательной жизни, хотел поступить в него, но его юношеские мечты не сбылись. Господь приготовил для него другое служение.

Когда его младший брат, Доминик, вместе со своим епископом Диего, начал свою миссию в Лангедоке, Манес присоединился к нему, став его верным соратником. В личности Манеса можно выделить общие с Домиником черты: строгость, трезвость и суровость кастильского мужчины. Быть может в отличие от брата, Манес отличался «замкнутым и скромным» характером, однако его тяга к созерцательной жизни не помешала ему отправиться на помощь брату в его миссии обращения альбигойцев. Не обладая, как Доминик, харизмой основателя, Манес обладал харизмой верного помощника, которому Доминик полностью доверял и мог на него положиться. Не известно когда именно он присоединился к Доминику: в путешествии в Данию он, как кажется, не принимал участия, но присутствовал среди первых братьев при их рассеянии в 1217 году. Быть может, он присоединился к брату после смерти епископа Диего?

Из Тулузы Доминик направил его в Париж. Первый биограф Доминика, Иордан Саксонский пишет: «В Париж послали также брата Матфея, избранного аббатом, вместе с братом Бертрандом, будущим провинциалом Прованса (…) Независимо от них был послан также брат Манес, родной брат мастера Доминика и брат Михаил испанец вместе с братом-конверсом, норманном по имени Одерик. Все они были посланы в Париж, но трое последних быстрее преодолели путь и прибыли в Париж (…) По прошествии трех недель присоединились к оставшимся. Они наняли для себя дом недалеко от госпиталя Блаженной Девы Марии, напротив дворца епископа».

Из Парижа, в сопровождении брата Мигеля де Фабра, Манес, по поручению брата, отправляется в Кастилию, чтобы укреплять и консолидировать недавно основанные там монастыри. А в 1219 году, Доминик вверяет ему заботу о женском монастыре в Мадриде. Сохранилось сопроводительное письмо к этим монахиням, написанное св. Домиником, в котором он, кроме прочего, пишет: «Также мы поручаем нашему дражайшему брату, то есть брату Манесу, который приложил столько усилий, чтобы связать вас вместе в столь святом образе жизни, чтобы он приказывал и распоряжался всем так, как сочтет нужным, чтобы вы могли жить как можно более свято и по-монашески…». Из слов «который приложил столько усилий, чтобы связать вас вместе» мы можем узнать, что Манес не только стал первым капелланом этого монастыря, но и принимал активное участие в его создании. В этом служении, как кажется, Манес проведет дальнейшие годы своей жизни.

После канонизации св. Доминика (3 июля 1234 года), Манес возвращается в родную Калеруэгу, с предложением построить церковь в месте рождения нового святого. Позднее (в 1268 году), по распоряжению короля Альфонсо X Мудрого, семейное поместье Гусманов будет передано доминиканским созерцательным монахиням, монастырь которых (Королевский монастырь Санто-Доминго-де-Гусман) существует до сих пор.

О блаженном Манесе сохранились воспоминания, что был он «мужем святым и погруженным в молитву, кротким и смиренным, веселым и милосердным» и в тоже время «пламенным проповедником».

Гумьель-де-Исан, Церковь Санта-Мария-де-ла-Асунсьон

Манес почил в Калеруэге и был похоронен в семейном склепе цистерцианского аббатства Сан-Педро-де-Гумьель-де-Исан, в который он хотел поступить в молодости. Родственная связь с основателем Ордена и его участие в его создании, послужили развитию его культа. Его заступничеству приписывались чудеса. Его тело было перенесено в главный алтарь церкви, а надпись на реликварии гласила: «Sancti Mamerti Ordinis Praedicatorum, Fratris Sancti Dominici de Caleruega in Hispania». Однако в результате конфискации монастыря в 1835 году, реликвии были утеряны, кроме части черепа, сохраненной доминиканцами из Калеруэги. Эта часть была перевезена в Барселону, но и там была утеряна в результате пожара в монастыре.

Почитание Манеса имело локальный характер: Калеруэга и Гумьель. Когда Лев XII причислил к лику блаженных Хуану д’Азу, король Испании Фердинанд VII попросил папу подтвердить культ и ее сына Манеса. Его просьбу исполнил Григорий XVI, преемник Льва XII, причислив его к лику блаженных в 1834 году.

Молитва

Боже, Ты соединил блаженного Манеса со святым Домиником, его братом, в деле проповеди; дай нам следовать их путем и усердно проповедовать Евангелие спасения. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

No Comment

Отправить комментарий