16 февраля

2/20/2010, No Comment

Вспоминаем бл. Николая Палью, пресвитера

В отличие от детей мира сего, которые оплакивают годовщину смерти своих друзей и родственников, и радуются годовщине их рождения, Католическая Церковь обходит незамеченным дни рождения своих святых, но радостно вспоминает их кончину, потому что для святого смерть – это рождение для новой, более счастливой жизни.

Тот, чье вхождение в небесную славу мы празднуем сегодня, был одним из учеников святого Доминика, который получил монашеское облачение из его святых рук и удостоился чести быть его спутником во многих его миссиях. Он успешно трудился в течение сорока лет, проповедуя, наставляя невежд и творя множество чудес.

Родился он в 1197 году в Джовинаццо, недалеко от Бари, в Неаполитанском королевстве. При крещении он получил имя Николай, в честь святого Николая из Мир Ликийских, весьма почитаемого в Бари. Его отец, Бьяджо, происходил из знатного рода Палья. Мать его звали Каталиной. Родители научили его святому страху Божьему и весьма утешились, узнав, что их уроки не прошли для него даром. Старинная хроника говорит о нем: «Едва достигнув восьмилетнего возраста, он уже отказался от употребления мяса, и его строгое воздержание зашло так далеко, что он не вкушал его даже на Рождество. Капеллан его отца, который также был и его наставником, серьезно упрекнул его за эти странности и сказал, что, если он будет продолжать так жить, это оскорбит Бога и, вероятно, подорвет его здоровье. Юный Николя с почтением выслушал эти упреки, а когда наставник замолчал, опустился на колени, скрестил руки на груди и произнес: «Учитель! Однажды, когда я был совсем один в доме моего отца, ко мне подошел молодой человек редкой красоты. От него исходило небесное благоухание, и Его появление сразу же заставило меня полюбить Его. Он сказал мне: «Сын послушания, я хочу, чтобы ты лишил себя мяса, потому что ты будешь принадлежать к монашескому Ордену, который соблюдает постоянное воздержание». После этого ему позволили продолжать свою покаянную жизнь.

Джовинаццо

Когда же он повзрослел на несколько лет, его отправили учиться в знаменитый Болонский Университет. Как раз в то время там проповедовал святой Доминик. Николай пришел послушать его и был так поражен красноречием и духовной харизмой святого, что тотчас же стал искать встречи с ним и смиренно попросил принять его в число своих духовных чад. Николаю было около двадцати одного год. Святой Доминик увидел в нем истинное призвание, разглядел душу по сердцу своему и собственноручно дал ему орденское облачение. Он послал его в монастырь в Каноза, недалеко от Бари, чтобы он поступил там в новициат, после чего принес монашеские обеты. Старинная летопись повествует о чуде, которое он сотворил, еще будучи послушником: «Во время своего новициата, - повествует автор, - блаженный Николай с несколькими своими собратьями однажды проходил мимо города. На дороге они увидели женщину, рука которой была иссохшей и бесчувственной, лишенной жизни. Святой послушник был тронут состраданием при виде этого зрелища и воскликнул: «Бедная женщина! Что же случилось с твоей рукой?» Услышав это, его товарищи-послушники упрекнули его в том, что он нарушил молчание, обратившись к мирской особе.

«Я поддался чувству жалости и милосердия», - ответил послушник. Затем, повернувшись к женщине, сказал: «Уповай на Бога и веруй, что Он дарует тебе совершенное здравие». «Ты так думаешь?» - сказала женщина. «Да, - продолжал блаженный Николай, - вера твоя спасет тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа». И не успел он окончить, как рука женщины исцелилась».

Святой Доминик горячо привязался к блаженному Николаю. Особо дорогой стала для него его ангельская чистота. Несколько раз он брал его с собой в качестве спутника в своих апостольских путешествиях по Италии.

Вскоре после вступления в Орден блаженный Николай нанес визит в свой родной город Джовинаццо. Сопровождал его брат Масулио из Венеции. Войдя в город, они увидели толпу людей, созерцавших весьма печальную картину. Женщина истошно оплакивала внезапную смерть своего ребенка. Он упал в колодец и утонул. «Будь уверена, - сказал ей блаженный юноша, - твой маленький сыночек будет возвращен тебе целым и невредимым». Убитая горем мать упала на колени и умоляла его вернуть ей дитя. «Как зовут вашего ребенка?» - спросил он. Она ответила, что его зовут Андрей. «В будущем ты будешь звать его Николаем» - ответил святой, а затем громким голосом повелел явиться бездыханному телу младенца. «Николай, - сказал он, - во имя Господне, встань!» В тот же миг тело поднялось на поверхность воды и блаженный Николай, взяв его на руки, отдал младенца живым его радостной матери.

Позже он сотворил еще несколько замечательных чудес в Джовинаццо, своем родном городе. Там жили его сестры – Коллетт и Анжелика. У Коллетт был сын, немой от рождения. Когда ему исполнилось пятнадцать лет, она решила попросить своего святого брата о чудесном исцелении племянника. Будучи очевидицей многих чудес, которые он совершил, Коллетт напомнила ему, что он должен заботиться не только о чужих людях, но и о своих родственниках. Однажды она послала своего немого сына в монастырь, принести отцам хлеб. Блаженный Николай принял хлеб и спросил племянника, от кого он пришел. В тот же миг у мальчика развязался язык, и он ответил совершенно отчетливо: «От моей матери», и с этого дня он мог говорить без труда.

В другой раз к нему привели для исцеления маленькую девочку, родившуюся слепой. Он благословил ее, а ребенок, схватив его плащ, приложил его к своим глазам, и она тотчас обрела драгоценный дар зрения, коего до сих пор Бог лишал ее.

Нынешняя церковь Сан-Доменико в Трани была построена во второй половине XVIII века на месте снесенной церкви Санта-Кроче (XIII века), от которой осталась только небольшая романская колокольня, включенная в нынешнее здание, и часовня, посвященная Сан-Джованни, внутри женской тюрьмы, примыкающей к зданию. Монастырь Санта-Кроче был закрыт в 1809 году во время наполеоновской оккупации, восстановлен в 1821 году и окончательно закрыт сразу после объединения Италии. До его окончательного упразднения, в 1849 году, в монастыре располагался лицей, которым руководили доминиканцы. В 1867 году в монастыре разместили женскую тюрьму, существующую и в настоящее время.

Блаженный Николай был основателем нескольких монастырей своего Ордена. Однажды во время Великого поста он проповедовал в городе Трани, в Апулии (в 1224 г.). Его проповедь вызвала такую преданность Ордену, что горожане попросили его основать монастырь в их городе. Он согласился и велел им провести день в молитве, чтобы Бог открыл им место, на котором он будет построен. Архиепископ, его клир и весь народ откликнулись на его благочестивую просьбу и посвятили весь день молитве, чтобы узнать святую волю Божию. На следующее утро в воздухе над местом, на котором в конце концов был построен монастырь, узрели огненный крест. Все увидели в этом явлении огненного креста явный знак Божьей воли и единодушно, без промедления решили приступить к работе. Пожертвования текли рекой, и когда церковь была завершена, была освящена под именем Санта-Кроче (Святого Креста). В течение многих лет картина, посвященная этому чуду, висела в одной из келий монастырского дормитория. На не был изображен блаженный Николай, держащий в правой руке церковь, огненный крест, возвышающийся над ней, а в левой руке – книгу, на открытой странице которой было написано: «Блаженный Николай из Джовинаццо, основатель Санта-Кроче в Трани».

Затем он был избран Провинциалом Римской Провинции после смерти достопочтенного Клара де Сексто. Это было в 1229 или 1230 году, как следует из буллы, адресованное ему папой Григорием IX. Блаженный Николай тотчас же созвал всех иноков, вверенных его попечению, и обратился к ним, настоятельно призывая их жить в великом милосердии и мире друг с другом, и, как передает нам автор Vitae Fratrum, чтобы проиллюстрировать смысл просьбы, рассказал им следующую историю:

«Один брат, - сказал он, - причинял мне много неприятностей без всякой на то причины, а через несколько дней он умер, так и не попросив у меня прощения. Но однажды ночью, когда я был нездоров, он явился мне во сне и попросил меня простить его. Зная, что он умер, я сказал ему: «пойди, брат, и попроси прощения у Господа нашего Иисуса Христа, в руках Которого ты сейчас находишься». Когда он ушел от меня и попросил прощение у Христа, как я велел ему, наш Господь сказал ему: «Я не помилую тебя, пока ты не испросишь прощение у того, кого ты обидел». Он вернулся ко мне в ту же ночь и, повторяя слова нашего Господа, снова просил у меня прощения, которое и получил. После этого он сказал мне: «Видишь, брат Николай, как плохо обидеть своего брата и как тяжко не угодить ему»»

Блаженный Николай был благоразумным Провинциалом. Он завоевал все сердца своей сладостью и мудростью. Он вручил монашеское облачение очень большому числу послушников, которые в свою очередь, основывали монастыри и ревностно и успешно трудились ради спасения душ и возрастания Ордена. Он не прерывал своих апостольских трудов и будучи, по выражению биографа, «благодатнейшим проповедником», обратил многих грешников на путь добродетели.

В 1231 году папа Григорий IX, который постоянно пользовался услугами двух нищенствующих Орденов – францисканцев и доминиканцев – для трудных дипломатических миссий, повелел блаженному Николаю визитировать все монастыри и обители Тосканы, а помогали ему в этом блаженный Иоанн Салернский, приор Флоренции, и другой доминиканец по имени Фридрих. В том же году блаженный Николай отправился в Неаполь, чтобы официально вступить во владение новым монастырем, основанным там отцом Фомой да Лентино, впоследствии ставшем Патриархом Антиохийским. Именно к этому времени мы должны отнести следующую историю, рассказанную отцом Жераром де Фраше в Vitae Fratrum:

«Один послушник, - пишет он, - из неаполитанского монастыря, заболел, и дьявол, принявший облик ангела свете, явился ему и убедил его ни с кем не разговаривать. Но послушник вспомнил о серьезном проступке, в котором еще не успел сознаться. Боясь говорить, он даже не молился литургию часов, а также не отвечал ни на один заданный ему вопрос. Заметив, что он прибывает в каком-то заблуждении, отцы отвели больного послушника к отцу Николаю. Силою разума и примерами отец Николай доказал больному послушнику, что молчание его было навеяно бесовским обольщением, который хотел поймать его в свои сети и увлечь с собою в преисподнюю. Слова преподобного отца и молитвы других собратьев спасли несчастного юношу из пасти чудовища. Он согласился говорить, исповедовался и поведал о хитрости дьявола. Вскоре после этого он скончался в святости».

Ворота Святого Петра в Перуджи, внутренняя арка, на фреске Богородица Розария со свв. Домиником и Франциском

В 1233 году блаженный Николай отправился в Перуджу, где основал другой доминиканский монастырь, в последствии прославленный. Мальвенда, ссылаясь на более давнюю работу отца Винсента Эркулано, говорит: «Передаваясь из века в век, до нас дошло предание о том, что святой Доминик приехал в Перуджу, и что однажды он встретил там святого Франциска на улице, ведущей к воротам Святых Ангелов, и что эти двое святых, объединенные любовью Иисуса Христа, нежно обняли друг друга в этом месте. Однако при жизни блаженного патриарха Доминика у Доминиканского Ордена не было монастыря в Перудже. Только в 1233 году, двенадцать лет спустя, здесь был основан монастырь нашего Ордена. Причина, приведшая к его основанию, заключалась в следующем. Молодой дворянин из Перуджи из знатного рода Германа де Стаффа, учившийся в то время в Болонье, движимый проповедью блаженного Николая, оставил мир и все, чем владел, принял облачение и вступил в Орден Братьев Проповедников. Через некоторое время блаженный Николай отправился в Перуджу. Как только он начал проповедовать, возбудил благочестивое восхищение в народе, который сбегался, чтобы послушать его, и воспламенил их любовью к добродетели.

Таким образом, благодаря усердию родителей брата Кристиана, ибо именно такое имя молодой человек получил при вступлении в Орден, и главным образом благодаря той силе убеждения, которой обладали его пламенные увещевания, было решено основать монастырь. Подеста, или главный магистрат Перуджи, с общего согласия граждан вложил в руки блаженного Николая знамя, на котором был изображен герб города: серебряный грифон на золотом поле, и объявил, что где бы он ни воткнул его, там город построит монастырь для Братьев Проповедников. Николая принял штандарт и водрузил его у ворот Святого Петра, на прекрасном месте, откуда открывается вид на живописную долину Валиано и Ассизи. Они без промедления принялись за строительство на этом месте монастыря и великолепной церкви».

В монастырской обители висит образ блаженного Николая, держащего в руках этот храм.

В том же году блаженный Иордан Саксонский, второй Генеральный Магистр Ордена, созвал в Болонье генеральный капитул, во время которого состоялось торжественное перенесение реликвий нашего святейшего Отца святого Доминика. Будучи Провинциалом Римской провинции, блаженный Николай принимал участие в этом капитуле. Вечером накануне перенесения он усердно молился Богу, чтобы Он даровал какое-нибудь замечательное чудо по этому случаю. В ту ночь в видении ему явился преподобный муж и сказал: «Он получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего» (Пс 23,5). На следующее утро, в день перенесения, блаженный Николай получил бесценное утешение, когда снова увидел тело своего отца в Боге, найдя его нетленным, источающим восхитительнейшее благоухание.

Базилика и монастырь Сан-Доменико в Перудже

Блаженный Николай был освобожден от обязанностей Провинциала в 1235 году. Остаток своей жизни он провел, проповедуя в главных городах Италии. Множество чудес было совершено им в эти весьма плодотворные годы. В городе Масса (Тоскана), знатная дама Маргарита, была исцелена им от глухоты, которой страдала девять лет. В Ареццо, другая знатная дама по имени Луиза, привела к нему для исцеления свою маленькую дочь, пораженную двумя язвами. Упав на колени, она слезно умоляла его сжалиться над ее ребенком и вымолить чудо от Бога. Он осенил ее крестным знамением, сказав: «Во имя Иисуса, - а матери сказал так: - Господь Иисус дарует тебе благодать, о которой ты просишь». Луиза вернулась домой обрадованная, и на следующий день ее ребенок выздоровел настолько, что не осталось даже следов какой-либо раны. Однажды, когда он собрался с проповедью в Милан, он увидел множество бесов, окружающих город. Его охватил страх, но, когда он осенил себя крестным знамением, бесы исчезли. Его проповедь сопровождалась многочисленными обращениями. В другой раз, когда он проповедовал в кафедральном соборе Брешии перед огромной толпой, двое молодых распутников забавлялись, показывая непристойные жесты. Блаженный Отец воскликнул: «Юноши! Послушайте меня», а затем нарисовал страшную словесную картину наказания распутников в аду. Видя, что они не внимают его предостережению, он воскликнул: «О, Вечный Боже! Они презирают Твое святое слово, чтобы предаваться нескромным мыслям!» И он вышел из церкви, а народ последовал за ним. Подойдя к холму, он взошел на него, встал на вершину и воскликнул: «Видя, что люди ожесточают свои сердца до такой степени, что отвергают слово Божие, во имя Иисуса Христа, Спасителя моего, птицы небесные прилетают и слушают его!» И тысячи птиц откликнулись на его зов. Они окружили святого проповедника и, оставив свои песни, казалось, внимательно слушали его. В течение некоторого времени он изливал поток страстного красноречия, птицы и изумленные люди, затаив дыхание, слушали его, пока он не отпустил и тех и других своим благословением.

В 1255 году он снова был избран провинциалом, но в том же году он почил в основанном им монастыре в Перудже. Верный своему призванию сына святого Доминика, он с огромным благоговением относился к пресвятой Деве Марии, и она, верная своему званию особой покровительницы Доминиканского Ордена, присматривала за ним при жизни и благоволила к нему в час смерти. Отец-доминиканец по имени Ральф, который уже давно умер, явился ему в видении. «Он явился, - повествует отец Жерар де Фрашет в Vitae Fratrum, - блаженному Николаю, приору Римской провинции, и сказал ему: «Дражайший брат Николай, Дева Мария советует тебе подготовиться, потому что венец славы уже готов для тебя». Блаженный Николай тотчас же поведал о своем видении своим ближайшем собратьям в монашестве и через несколько дней скончался святейшей смертью монаха. Произошло это в 1265 году. Ему было шестьдесят восемь лет. Он был похоронен в старой церкви, и долгое время его тело почивало под алтарем, воздвигнутым в его честь, до тех пор, пока во время ремонтных работ в здании, не было перенесено в Главный Алтарь. Чудеса, совершенные по его заступничеству, и постоянный культ, воздаваемый ему, привели к формальному одобрению папой Львом XII в 1828 году.

Из книги Томаса Остина Дайсона, «Звезды в короне Святого Доминика» (1897 г.)

Молитва

Господи, наполни нас милостиво духом блаженного Николая, которого Ты прославил необычайной благодатью в проповеди Твоего слова и заботе о спасении ближних, дабы мы по его молитвам укрепились в том же самом святом призвании. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

No Comment

Отправить комментарий