О раздражительности и о наваждениях

6/15/2016, No Comment

Из книги брата Жерара де Фрашет «ЖИТИЯ БРАТЬЕВ», Часть IV. Развитие Ордена, Глава XXII.

Брат Николай из Ювенаццо*, уснув после заутрени в монастыре в Неаполе, увидел во сне, что он стоит среди братьев на капитуле и обращает к ним следующую речь: «Братья мои! Отцы наши, основывая сей Орден, хотели, чтобы мы всегда оставались ему верными – несмотря ни на прельстительные искушения плоти, ни на пустые мирские соблазны, ни на жестокие нападки дьявола и собратьев-людей; всё мы должны превозмогать Христа ради». Пробудившись, он и впрямь сказал эти слова на капитуле.

Этот же брат, будучи избран провинциалом Римской провинции, в день избрания привел в своей проповеди такой пример, предупреждая прочих, сколь опасны раздоры: «Как-то мы поссорились с одним благочестивым братом о незначительном предмете, а через несколько дней он умер, так и не извинившись передо мной. Вскоре после того он явился мне, когда я лежал больной в лазарете, и стал просить прощения. Вспомнив, что он умер, я ответил: «Ступай, брат, и проси прощения у Господа нашего Иисуса Христа, ведь ныне ты в Его руках». Он отошел, но вскоре вернулся, неся ответ Господа: «Я не дам тебе прощения прежде твоего приора». Поведав, что сказал ему Господь, брат снова стал просить у меня извинения, которое я ему охотно даровал. Перед тем как удалиться окончательно, он обернулся ко мне и сказал: «Ах, брат Николай, видишь, какое великое зло – обидеть брата, и сколь тяжелый грех – пребывать с ним в ссоре!»

В Риме некий брат крепко невзлюбил прокуратора их дома. Чтобы примирить его с тем, кого он так не любил, приор велел ему каждый день читать «Отче наш» за прокуратора, но этот совет только разозлил искушаемого, и с каждым днем ненависть разгоралась в нем все сильней. И вот его постиг удар, он упал, будто замертво и так пролежал некоторое время. Потом, отчасти придя в себя, он принялся восклицать: «Я в аду!», страшно проклиная Орден и братьев. Весь монастырь собрался вокруг и молился за него; постепенно несчастный успокаивался и наконец, простонал: «Матерь милосердия, смилуйся, сжалься надо мною!» Как позже этот брат торжественно засвидетельствовал перед всеми, он оказался словно бы в сердце пламени в наказание за свой гнев, и начал клясть всех и вся из-за нестерпимого жара; но братская молитва, в конце концов, освободила его. В доказательство своих слов он показал следы ожогов, оставшиеся на его теле.

В году 1230, когда умер магистр Конрад Германский, некий еретик из той страны пришел к одному брату, весьма им любимому, и сказал: «Если я покажу тебе Христа, его преблаженную Матерь, апостолов и святых, ты поверишь в истинность нашей веры?» Боясь пасть жертвой обмана и ложных видений, брат отвечал: «Я не побоюсь и не замедлю принять твою веру, если ты, в самом деле, покажешь мне именно их». Еретик обрадовался и назначил ночь исполнения своего обещания. Но перед тем как отправиться с ним, брат втайне от еретика положил в дароносицу частицу Тела Христова и взял с собою, скрыв Святые Дары под скапулиром и прося Божественное милосердие защитить его от обмана. Еретик отвел его в грот в сердце близлежащей горы, и в пещере перед ними внезапно предстал великолепный зал, где курились благовония, а на золотых тронах сидели царь и прекрасная царица, которых окружала свита в белых одеждах. Еретик, поклонившись, благоговейно простерся у их ног, но наш брат подошел ближе к тронам, достал дароносицу и показал ее царице, возгласив: «Если ты и впрямь царица неба и земли, вот твой Сын; поклонись Ему как Господу». Вся пышная сцена тут же исчезла, и в пещере стало так ужасно темно, что оттуда пришлось выбираться на ощупь. Еретик после этого обратился, и оба они рассказали о случившемся магистру Конраду, бывшему тогда провинциалом Германии; тот, в свою очередь, часто рассказывал историю братьям, скрывая лишь имена свидетелей и место, где все произошло.

Один брат из Парижского монастыря полностью посвятил себя молитве в ущерб учебе и проповеди. Дьявол стал часто посещать его, принимая образ Пресвятой Девы, и то восхвалял его духовный прогресс, то пророчествовал о будущем. Как-то брат упомянул об этом Петру Реймскому, тогдашнему приору; и тот велел ему плюнуть в лицо видению, когда оно явится в следующий раз. «Ведь если это воистину Пресвятая Дева, - сказал он, - она не оскорбится, будучи смиренна сердцем, но тут же просит тебя, зная, что ты поступил так из послушания. Если же то отец лжи, он убежит в смятении». Брат сделал, как было сказано, и плюнул в лицо призраку, на что дьявол в ярости взревел: «Будь ты проклят, где ты только научился таким манерам!» - и бежал, посрамлен, и больше никогда не возвращался.

Другой рассказывает, что однажды, вернувшись в келью после заутрени, он хотел приступить к занятиям – но стоило ему опустить взор в книгу, как глаза тут же закрывались. Брат просыпался, снова старался читать и тер глаза, но это не помогало. Наконец он сказал в сердце своем: «Здесь что-то не так, ведь сегодня я спал не менее чем обычно, однако меня страшно клонит в сон». И тут он ясно услышал голос, говорящий: «Причина в том, что ты не закрыл ворота». «Как же их закрыть?» - спросил брат и получил ответ: «Затвори их ото лба к груди, а потом слева направо». Поняв суть совета, он совершил крестное знамение со словами: «Удалитесь от меня, беззаконные, и буду хранить заповеди Бога моего» (Пс 118:115). В тот же миг сонливость, насылаемая искусителем, его оставила.

* Этот брат построил монастырь в Перудже.

Перевод: Антон А. Дубинин ОPs.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий