Решение, принятое в Монпелье (июнь 1206)

8/13/2021, No Comment

Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Харизма и иерархия в основании Ордена Братьев Проповедников, I. Основные этапы основания Ордена Братьев Проповедников, 2.

Подобную позицию епископа и Доминика мы наблюдаем во время следующего эпизода, в котором как историки, так и современники, видят причину, или скорее – источник создания Проповедников. Речь идет о встрече и о решении в Монпелье в июне 1206 года. К счастью мы располагаем на эту тему текстами особенной исторической ценности, а именно рассказ очень хорошо осведомленного цистерцианца, записанный вскоре после этого события, прежде чем факт основания ордена и слава Доминика могли бы повлиять на приукрашивание этого повествования.

«Случилось же, что когда епископ из Осмы, возвращаясь из Курии заехал в Монпелье, встретил там достопочтенного Арнольда, аббата из Сито, брата Петра де Кастельно и брата Рауля, цистерцианских монахов, легатов Апостольского Престола. Они, исполненные разочарования, хотели отречься от миссии, которую им вверили, поскольку ничего или почти ничего не достигли, проповедую среди еретиков. Сколько бы раз ни хотели они проповедовать им Слово, те противопоставляли им обвинения в аморальности духовенства. Если бы в этом случае они захотели сначала изменить жизнь духовенства, должны бы были прервать проповедование.

В этой, казалось бы, безвыходной ситуации, епископ дал им спасительный совет. Он предостерег их и посоветовал, чтобы с еще большим, чем до сих пор рвением они проповедовали, оставив все иные заботы. И чтобы закрыть уста злоумышленникам, они должны действовать и учить, подражая примеру Доброго Учителя, вести себя смиренно, идти пешком, без золота и серебра, короче говоря, во всем подражать жизни апостолов (Мф 10,9). Легаты же эти не хотели однако принять такие новаторские способы действия, и заявили, что если кто-либо с надлежащими полномочиями первый отважится поступить таким образом, то они весьма охотно последуют за ним. Что тут говорить? Восстал муж Божий и вызвался сам. Он отослал своих спутников и свиту в Осму, и, удовлетворившись одним социем, отправился вместе с Петром и Раулем, монахами-цистерцианцами из Монпелье. Что касается аббата из Сито, то он вернулся в свое аббатство, поскольку вскоре там должен был начаться генеральный капитул цистерцианцев, а также потому, что хотел после его завершения привести с собой нескольких аббатов из своего ордена, которые могли бы помочь в плодотворном исполнении проповеднической миссии, которую ему вверили».

Еще и в этот раз Доминик оставался на обочине. Ни один из источников не признает ему активной роли. Однако вся его позднейшая жизнь свидетельствует о том, что он всем сердцем разделял решение епископа и заключенную в нем апостольскую программу. Верная привязанность к епископу и глубокое духовное единство с ним, позволили Доминику перенять от своего настоятеля это сверхъестественное вдохновение, из которого спустя девять лет родится Орден Братьев Проповедников.

Вдохновение епископа несет выразительные харизматические черты. Он направил на еретиков тот духовный порыв, который влек его к язычникам. Решение свое он принял неожиданно. Это был человек «исполненный Бога». Убеждал. Увлекал за собой. Какая же была его позиция по отношению к легатам, ответственным за вверенную им миссию? В первый момент Диего является нам как спонтанный апостол, не имеющий над ними никакой власти. Он не является ординарием этой епархии, не имеет папского мандата. Однако ситуация была очень сложной. Легаты имели ограниченную власть. Были только монахами, посланными папой, чтобы сотрудничать с местными епископами в проповедовании против ереси. Епископ из соседней страны был для них «благоприятной личностью», за которую они охотно спрятались. Разве он не был преемником апостолов, даже если пребывал вне своей епархии? Независимо от того, были ли легаты уполномочены включить его в свою проповедническую группу, или нет, остается фактом, что они признали его «предводителем и учителем» (princeps et magister) проповеднической акции в провинции Нарбонн и позволили ему организовывать и руководить всем предприятием в отсутствие аббата из Сито.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий