Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Харизма и иерархия в основании Ордена Братьев Проповедников, I. Основные этапы основания Ордена Братьев Проповедников, 3.
В историческом наброске Вильгельм де Пюилоран так вот представляет третий этап событий, приведших к созданию ордена: «Более двух лет предпринимались старания евангельского проповедничества (1206-1208). Воителям Божьим… не удавалось, однако угасить пламя. Видя, что дело требует вмешательства свыше, они искали его у Апостольского Престола. Чтобы начатое проповедническое дело не прервалось, по Божьему вдохновению занялись установлением постоянных проповедников против еретиков. Это была основная причина создания Ордена Проповедников, в то время когда епископом был блаженный Фулько. Возложили это задание на блаженного Доминика, он руководил всем предприятием».
Летописец, таким образом, связывает основание ордена с решениями, принятыми в 1208 году с Божьего вдохновения. Источники подтверждают его правоту. Иннокентий считал своих легатов, прежде всего проповедниками против ереси. Он всячески обязал их, чтобы к борьбе с ней привлекали также силы светских князей. Под влиянием Диего, с 1206 года проповедничество снова вышло на первый план, отстраняя «все иное». Однако, тем не менее, вначале 1208 года, после убийства одного из легатов, прелаты Юга направили папе призыв возобновить светские действия против еретиков. Результатом этого призыва был крестовый поход. Однако в булле от 8 марта 1208 года, которая инициировала поход, папа обратился сначала к епископам этого края с весьма энергичным распоряжением, чтобы далее распространяли «слово мира и веры, сеемое легатами и посвящали себя борьбе с еретическим отступничеством с пламенным и неустанным рвением, утверждали католическую веру, искореняли пороки и рассевали добродетели».
Ответ пришел 6 сентября 1209 года. Епископы из области Роны, собранные в Авиньоне, поместили во главе своих решений новаторский канон о проповедничестве, который шестью годами позднее примет Латеранский Собор. Непосредственным источником этого документа было папское послание. Однако канон содержал также распоряжение, которому не было прецедента в предшествующей синодальной традиции. Епископы, пользуясь своими полномочиями, обязались создавать проповеднические группы, всецело занимающиеся своей деятельностью; они должны были разделить с епископами труд их обязанностей.
Служение проповедничества (officium praedicationis), объединенное в деятельности епископов с другими их обязанностями – правления, суда, исполнения и совета, которые его ограничивали – было отделено, вынесено в ранг институции, отделенной от поста епископа, и поручено специалистам. Однако была сохранена полная ответственность епископа и его контроль над всем проповедничеством. В этой институции, с таким знаменательным будущим, ясно просматривается роль папы, епископа Осмы, прелатов Юга и вселенской Церкви. Последствия оговариваемого решения реализовал в своей епархии епископ Фулько. По его приглашению Доминик проповедовал Слово Божье в Тулузе, у него под боком, начиная с 1209 года и снова после перерыва, продолжавшегося с 1211 по 1214 год, причиной которого стал уход из города духовных и его осада. Именно в 1215 году, в документе, который был эхом папской буллы и постановлений синода в Авиньоне, епископ установил Доминика и его тогдашних и будущих товарищей проповедниками в своей епархии. Это было постоянное проповедничество, о котором упоминает Пюилоран, с той только поправкой, что оно не ограничивалось выступлениями против еретиков, как пишет хронист, а охватывало всю сферу епископского проповедничества. Это уточнение имеет для понимания идеи Ордена Проповедников принципиальное значение.
Какую роль сыграл Доминик на этом третьем этапе? Пюилоран называет его тем, кто стал во главе проповедников. Действительно, во время крестового похода Доминик практически в одиночестве проповедовал Слово Божье. Сохранял живое и действенное вдохновение евангельского проповедничества епископа Осмы. Проповедничества, которое оставалось свободным от всяческих забот, а в своей странствующей и нищенствующей форме, подражало апостолам. Пюилоран утверждает, что это именно епископы, а особенно епископ Тулузы, доверили Доминику судьбу институции, рожденной решением папы и синода в Авиньоне. Однако Доминик передал этой институции дополнительное вдохновение, совершенно иной природы. Это был недавно принятый вместе с епископом Осмы и интенсивно переживаемый апостольский идеал, источник монашеской жизни и служения, которое превратило группу собравшихся вокруг Доминика проповедников в постоянную общину евангельской жизни.
Отправить комментарий