Утверждение ордена (конец 1215 – начало 1217)

9/07/2021, No Comment

Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Харизма и иерархия в основании Ордена Братьев Проповедников, I. Основные этапы основания Ордена Братьев Проповедников, 4.

Сотрудничество Доминика с епископом Тулузы Фулько продолжалось также в течение четвертого этапа – путешествия в Рим для утверждения ордена в сентябре 1215 года. Источники повествуют, что Фулько соединился с Домиником «единой жаждой» получить для Доминика и его товарищей «утверждение ордена, который бы назывался и был Ореном Провозвестников, то есть Проповедников».

Кажется, что с этого времени Доминик полностью принял на себя всю инициативу. Фулько наверняка желал, чтобы Проповедничество из Тулузы стало регулярным монастырем ордена. Такая ситуация позволила бы сохранить в команде проповедников тот дух рвения, который восхищал епископа в св. Доминике, и кроме того обеспечил бы постоянство группы и возможность её расширения, чем Фулько пробовал пользоваться в 1216 году, требуя от Доминика основать на территории епархии четыре приората Проповедников. Но ожидания папы шли намного дальше, чем Фулько мог себе желать. В конечном итоге это должно было привести к отстранению епископа от этого предприятия.

Простое прочтение недостаточно, чтобы до глубины понять содержание предложения, которым Иордан Саксонский выражает представленную Домиником папе просьбу утвердить «орден, который бы назывался и был Орденом Проповедников». Чтобы понять его измерение, следует вспомнить, что власть и титул проповедника в Церкви тесно связаны с апостольской властью папы и епископов и что проповедники могли быть призваны и посланы только силой «миссии», согласно словам св. Павла: «Как будут проповедовать, если не были посланы?» (Рим 10, 15). Сама же идея миссии не переставала развиваться на Западе с конца XI до конца XIII века. Можно установить это старательно исследовав Конституции св. Доминика, буллы папа Гонория и Григория, суждения знатоков канонического права и теологов.

Прося папу об утверждении и ссылаясь на универсальность его власти, Доминик просил признать общине, которая недавно зародилась в Тулузе, наименование и служение проповедников. Это означало, что каждый брат Доминика, одним только фактом обетов в общине, будет «предназначен исключительно для проповедничества» и что лицензия и миссия (mandatum) проповедника будут ему вверены настоятелями ордена согласно принципам, установленным самим орденом.

Согласно представлениям Доминика, миссия вверенная ордену папой раз и навсегда не будет с этого времени зависеть от иерархии епископов ни в сфере власти, ни в сфере контроля. Доминик признавал только право епископа запрещать кому-либо из братьев проповедовать на подконтрольной ему территории. И то, только в том случае, если этот брат не получил распоряжения читать там проповеди непосредственно от Наивысшего Пастыря.

Таким образом, в тот момент, когда епископы, собравшиеся на соборе в Риме, старались расширить проповедничество, создавая тесно зависимые от себя группы проповедников, Доминик требовал от папы устранить монополию, продолжавшуюся уже двенадцать веков, и раз и навсегда вверить пост проповедника общине независимой от епископа. Это принципиально изменяло условия евангелизации в мире. Нужно было три столетия, чтобы открылись все последствия такого решения. В 1215 году Доминик даже не подозревал, какое влияние оно окажет на судьбу его ордена.

Сам ли он придумал этот орден? Не совсем. История гласит, что о создании «с согласия папы» постоянной группы проповедников против ереси думал уже в 1208 году епископ Осмы. Поэтому и Диего, и сам папа, перед Домиником, отдавали себе отчет, что миссия вверенная проповедникам должна преодолеть границы епархий и иметь за основу непосредственно Рим.

Иннокентий вовсе не казался возмущенным таким предложением, что говорит нам, насколько глубокое он имел понимание своей власти. Он даже пообещал Доминику, что признает ему все, о чем он просит, если будет иметь гарантию аутентичности и постоянства общины, наделенной столь чрезвычайными полномочиями. Посему должна она, согласно XIII канону собора, принять утвержденный устав и статус каноников.

Действительно, когда в следующем году Доминик вернулся в Рим, исполнив требования папы, получил желаемые права в буллах от 22 декабря 1216 и 21 января 1217 года «полностью и во всем согласно с идеей, которой он в этом деле руководствовался». Втора булла содержала окончательное утверждение титула и служения Проповедников.

Легенда, ценность которой особенным образом возросла в последнее время благодаря исследованиям буллы от 21 января, пергамент которой хранится в архивах Каркассона, указывает, как Доминик склонил на вою сторону папу при помощи папской канцелярии. Папа сформулировал адрес буллы следующим образом: «Доминику и его братьям, которые проповедуют Слово Божье в земле тулузской». Однако позволил себя переубедить, «по очевидным причинам» и в итоге написал: «Братьям проповедникам из региона Тулузы». Таким образом, достоинство проповедников было признано братьям Доминика навсегда.

Если Доминику удалось стать независимым от епископов, то сделал он это не для того, чтобы ускользнуть от их попечительства, а потому, что его планы в то время глобальным образом расширились. Вскоре мы это покажем.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий