Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Харизма и иерархия в основании Ордена Братьев Проповедников, I. Основные этапы основания Ордена Братьев Проповедников, 5.
С этого времени вся инициатива, и вся власть перешли в руки Доминика. Братья были подчинены ему непосредственно обетом послушания. Он стал независим от епископов даже в вопросах проповедничества. Пользовался полным доверием папы.
Несколькими месяцами позднее, летом 1217 года, он принял неожиданное решение, противоречащее взглядам всех католических властей Юга. Рассеял единственную общину Проповедников, приказав им идти в Париж, Испанию, Рим и Болонью. «Когда я был с братом Домиником в Тулузе, в монастыре при церкви св. Романа – рассказывает Иоанн Испанский – он, вопреки воле графа Монфора, архиепископа Нарбонна (бывшего предводителя легатов – Арнольда из Сито), епископа Тулузы (Фулько) и нескольких других прелатов, а также вопреки моей собственной воле, послал меня в Париж с пятью другими братьями священниками и одним братом-конверсом, чтобы мы там обучались, проповедовали и основали монастырь. Он сказал нам, чтобы мы ничего не боялись и что все нам удастся. А прелатам, графу и братьям сказал: «Не противьтесь мне, я прекрасно знаю, что делаю». И в то же самое время он послал других братьев в Испанию с теми же самыми словами и такими же распоряжениями».
Таким образом, в то самое время, что и эта особенная инициатива и проявление власти «не выносящей возражений», открылась также впервые харизма Доминика. Все, кто рассказывал нам о тогдашних решениях Доминика, подчеркивают их харизматический характер. По мнению Иоанна Испанского, Доминик сверхъестественным образом знал, что «все ему удастся», и дальнейшие события это подтвердили. По мнению Иордана, он узнал «уже ранее в Духе», что Тулуза взбунтуется, а предводитель крестового похода погибнет. Поэтому он «призвав Святого Духа, собрал всех братьев и сказал им, что принял в своем сердце решение послать всех их в мир, не смотря на их малое число, и что с этого времени они уже не будут дольше постоянно жить на том же самом месте. Все удивлялись, что он столь решительно объявляет о решении, принятом в один момент. Но очевидная власть, которую давала ему его святость, так их тронула, что он охотно подчинились, исполненные надежды на счастливый результат».
Далее тот же сам брат дает следующий комментарий: «Все это случилось при помощи Божественного предчувствия. Чудесно было смотреть, как Слуга Божий, мастер Доминик, рассылая братьев в разные стороны Церкви, то туда, то сюда… делает это уверенно, без колебаний и размышлений, хотя многие в то время считали, что не следует так поступать. Все происходило так, как будто бы он уже был уверен в будущем или как будто Дух поучил его своим откровением. Кто бы осмелился сомневаться? Вначале имел он только ничтожное число братьев, простых и слабо образованных, делил же их и рассылал на миссии во всей Церкви, так что дети мира сего осуждали его в своей предусмотрительности, что он скорее уничтожает, а не укрепляет начатое дело. Но он поддерживал своих миссионеров заступничеством молитвы, а сила Господня бдела над их умножением».
Другой брат возвращается к видению Святого, к харизматическому озарению, которое Доминик испытал в Риме, когда хлопотал там об утверждении своего ордена.
«В то время, когда муж Божий, Доминик, был в Риме и в базилике св. Петра изливал пред Богом свои молитвы о сохранении и развитии ордена, который вела Божья десница при посредничестве его стараний, опустилась на него рука Божья (Пс 79,18). Узрел он, как явились Петр и Павел, князья, исполненные славы. Сначала Петр вручил ему посох, а Павел – книгу, и оба сказали: «Иди и проповедуй, ибо Бог избрал тебя для этого служения». Тогда, какое-то мгновение ему казалось, что он видит своих сыновей рассеянных по всему миру, идущих по двое, чтобы проповедовать людям Слово Божье»*.
Это событие следует датировать последними днями 1216 года, когда Доминик ожидал буллу, утверждающую орден или уже получил её от папы, пребывающего во время Праздников Рождества Христова исключительно в Ватикане. Или же летом 1215 года, когда он просил папу такую утверждающую формулировку, которая бы дала ему постоянную миссию проповедования Слова, независимо от епископов, не думал ли он уже тогда о том, чтобы вырваться из-под епархиальных ограничений?
В этих несколько отличающихся данных источников мы замечаем долгий процесс обдумывания, постепенного возрастания осознания, процесс, проникнутый харизматическими озарениями и импульсами, который постепенно привел Доминика к принятию и осуществлению плана включить в жизнь всей Церкви огромный орден проповедников, который, растянувшийся между двумя центрами зарождающихся университетов – Парижем и Болоньей – своим основанием имел бы непосредственно Рим.
Проповедничество, которое практиковал Доминик до 1215 года, было направлено против ереси, занималось опровержением нападок вероотступников и утверждением веры католиков. В 1215 году Доминик дал общине своих первых братьев, которая должна была сотрудничать с епископом, позитивную миссию евангелизации тулузской епархии, полностью очищенной, как считалось, от катаров. Летом 1216 года он еще ограничивался узкой территорией, когда по просьбе епископа согласился создать четыре приората в его епархии.
Тем не менее, несколькими месяцами позднее, когда он молился в Риме, пророческий свет явил ему, что вся Церковь нуждается в евангелизации. Разве недавний Латеранский Собор, подчеркивая в своем каноне срочную необходимость проповедничества, делал какие-то различия между епархиями? А апостолы, которым братья жаждут «во всем подражать», разве не были посланы «во все концы мира»? Доминик возвращается в Тулузу и далее размышляет над этой проблемой. И вот, знакомство с отношением к делу в столице, а быть может также сверхъестественное предчувствие, какая судьба ждет предводителя крестового похода, стали для него знамениями времени, которые возвещают волю Божью. Он принял внешне неожиданное, но на самом деле созревшее и непоколебимое решение. Он преобразовал свое епископское проповедничество, призванное повторно евангелизировать южную Францию, во всеобщий орден провозглашения Слова Божьего. В порыве этого вдохновения он вступил со своими братьями на новый этап.
* Legenda Constantini (использована в Золотой Легенде Иакова Ворагинского).
Отправить комментарий