Средневековая теория музыки

9/24/2021, No Comment

Из статьи брата Кристиана Несчера ОР, Quid sit musica? Теория музыки Иеронима Моравского, 1.

Первый вопрос, поставленный философией, был вопрос об αρχή – начале, причине, принципе. Книга Премудрости гласит, что Бог сотворил все согласно «мере, числу и весу» (Прем 11,21). Для людей средневековья мир был устроен и упорядочен. Это находило свое отражение также и в музыке, которую не воспринимали только как простое развлечение. В средневековье музыке предавали намного большее значение, чем теперь. Она пронизывала весь тогдашний мир. С одной стороны, обыкновенные cantori, которые занимались практически варварской, приземленной музыкой, чтобы удовлетворять низкие вкусы, а при этом заработать жалкую копейку. С другой, верили в существование музыки, которая возносится превыше всего. Это гармония мироздания, совершеннейшая из всех видов музыки, своим звучанием она приводит в движение «весь небесный механизм»*. В средневековой Европе можно найти также настоящих musici, которые занимались возвышенной музыкой. Согласно с тогдашними взглядами, почетное имя музыканта заслуживали только теоретики. Они обладали широкими философскими и теологическими знаниями. Истинный музыкант искал красоту, благо и истину. Для многих из них музыка становилась путем к святости. Следует помнить, что для тогдашних людей музыка относилась к небесным сферам. Красноречивым свидетельством этого утверждения является литургическая драма (в жанре моралите) Ordo virtutum (Действо о добродетелях) составленная св. Хильдегардой Бингенской. Темой этого произведения является борьба шестнадцать Добродетелей с Дьяволом за Душу, которая вначале поддалась искушению, однако, в конце концов, обращает свое сердце к Богу. Партии Добродетелей и Души пели, Дьявол же, лишенный участи в гармонии, рецитировал свой текст. Такая аранжировка следовала из убеждения, что музыка является искусством, имеющим божественное происхождение. Если так, то нет для нее места в аду, где должен царить неописуемый хаос или зловещая тишина.

Разыскивая источники средневекового мышления о музыке, мы должны, наконец, наткнуться на трактат De institutione musica. Боэций синтезирует и развивает в нем все античные знания на тему музыки. Передает нам также её трехслойную систематику, начала которой уходят к пифагорейцам, св. Клименту Александрийскому и св. Амвросию. Согласно с тогдашним мышлением музыка охватывала всю действительность. Как пишет Боэций, «существуют именно три вида музыки; первый составляет музыку вселенной (musica mundana), второй вид – человеческая (musica humana), а третий, та которую исполняют на определенных инструментах (musica instrumentalis)». Упоминаемая уже ранее musica mundana охватывает всю действительность. Это она приводит в движение всю вселенную. Это благодаря ней движутся все небесные тела, и все происходит согласно с массой и числом, порядком и гармонией. Musica humana – это гармония души и тела. Она представляет человека как отражение гармонии космоса. Человек объясняется и представляется как отражение вселенной; как мир, только в уменьшенном масштабе. «Человеческую музыку осознает каждый, кто всматривается в себя. Что же иного может быть тем, что смешивает всякий бесплотный предмет с телом, если не определенная гармония и конструкция, которая производит одновременно единый консонанс голосов высоких и низких?» Следует тут заметить, что ни musica mundana, ни musica humana нельзя услышать человеческим ухом. Третий вид музыки – musica instrumentalis. Это название не до конца точно, поскольку охватывает не только, как могло бы казаться инструментальную музыку, но всякую музыку доступную человеческому восприятию. В сфере эстетики и всяческой артистической деятельности средневековье оставалось под влиянием античной мысли – человеческая деятельность была подражанием природе. Если мы будем пытаться сравнивать musica instrumentalis с двумя остальными видами музыки, то легко заметим, что находится она в самом низу иерархии. Ничего удивительного в свете принципа, что в человеческих руках не может возникнуть ничего более совершенного, чем в природе. Однако это не значит, что musica instrumentalis – это музыка недостойная, которой следует пренебрегать. Ничего более ошибочного. Посмотрим на это с другой стороны: что же более совершенного может возникнуть в человеческих руках чем то, что подражает совершенной гармонии вселенной?

Известное нам деление на музыку серьезную и развлекательную мы легко можем обнаружить и в более ранних эпохах. Можно найти такие примеры в античности, и уж наверняка в средневековье. Все зависит от того, какую функцию должна исполнять музыка. Можно сказать, что является она творением абсолютным и не имеет никакой функции, не существует, учитывая какою-либо партикулярную цель, однако такое мышление является современным и появилось только в ХХ веке. С музыкой с самого начала была связана либо какая-то глубокая философия и благодаря этому музыка должна была передавать нечто большее, чем только звуки, либо творили её для наслаждения. Также и в средневековье мы находим серьезную музыку – религиозную, которая занимает высшую ступень musica instrumentalis. Благодаря своим пропорциям она отражала гармонию вселенной. Своим текстом рассказывала о Боге. Должна была прославлять Творца, и одновременно приносить пользу душе и вести верных к спасению. В эту самую эпоху, на периферии тогдашнего научного мира, развивалась тогдашняя развлекательная музыка. Своей красотой музыка вела не только к возвышенным идеям или философии, но также приглашала к забавам и отдыху. Церковь официально осуждала светскую музыку. Причина проста – она сопутствовала прежде всего различного рода забавам, которые могли заканчиваться по-разному, далеко не всегда приличным образом. Часто была это музыка сопутствующая танцам, которые могли разжечь страсть и вожделение. Но не всегда это было так. Также и сегодня многие люди отдыхают под красивые мелодии или успокаивающие ритмы. Подобно было и в средневековье. Уже тогда замечали благодетельное воздействие музыки, которая была способна развеять меланхолию, и даже исцелять. Состоятельным людям лекари часто советовали именно музыку, которая могла облегчить их страдания во время болезни или ускорить процесс выздоровления. Спокойная игра на струнных инструментах смягчала боль и помогала от бессонницы, поэтому также со временем начали нанимать музыкантов в госпиталях. По мнению тогдашних лекарей, музыка помогала принимать политические решения. Именно тогдашняя медицина давала добро на присутствие светской музыки при дворах (даже епископских). Как можно догадаться, вопреки церковным запретам светская музыка стремительно развивалась в средневековой Европе. Появляется все больше школ, в которых её преподают, благодаря чему формировали уже не только выдающихся теоретиков, но также обычных менестрелей или трубадуров. Со временем светская музыка начала проникать также и в религиозную. Можно заметить увлечение светской музыкой монахов низкого происхождения, которые в григорианские мелодии вплетали фрагменты из светских песен.

Однако, из-за официальной позиции Церкви ученые теоретики в своих размышлениях опускали светскую музыку. Сосредотачивались исключительно на церковной, поэтому трудно в их трактатах найти эхо chanson de geste или музыки других родов, исполняемых трубадурами. Если мы говорим о религиозной музыке в средневековье, то прежде всего имеем в виду григорианский хорал, который до сих пор – хотя часто уже только в теории – является официальным церковным песнопением. Если мы хотим в полноте понять хоральную музыку, мы должны, во-первых, понять мышление людей, которые ее творили и исполняли ежедневно. Средневековое общество было сосредоточено на Боге – Christus in medio (Христос в центре). Жизнь и культуру в Европе формировало христианство. Центром тогдашней жизни была Церковь как община, благодаря чему, совершенно естественным образом жизнь развивалась вокруг церквей, соборов и монастырей. Главной целью людей, живущих в ту эпоху, было спасение. Для них совершенно очевидно было то, что Бог существует. Люди собирались в церквях, где могли услышать прекраснейшие мелодии, воспеваемые в честь Всевышнего. Это очередной элемент, который поясняет нам сущность хорала – он тесно связан с литургией. Григорианские песнопения не возникли для того, чтобы их слушать. Их заданием не является удовлетворение эстетических и культурных потребностей. Это не концертная музыка. Хорал не слушают – его нужно петь. Сразу же после появления песнопений в Церкви появился также вопрос: как их исполнять? Уже в первые века христианства в Европе появляются различные литургические традиции и связанные с ними песнопения. Уже в IV в. мы можем выделить четыре основных видов хорала: римский, медиоланский (амвросианский), галликанский и мозарабский. Упорядочивание песнопений в Церкви приписывается св. Григорию Великому – именно от его имени происходит название «григорианский хорал». Однако далее появлялись сомнения связанные с исполнением уже составленных мелодий. Хорал достаточно удобен для исполнения, наверняка имел намного более интуитивную, чем разработанную в XVIII веке тональную систему, однако остаются сомнения связанные хотя бы с ритмикой произведений.

Люди средневековья ступали по земле твердо и старались все вопросы представлять ясно. Об этом свидетельствуют все произведения средневековья, например Сумма теологии св. Фомы Аквинского, который весьма ясно отвечает на поставленные вопросы, рассеивая всяческие сомнения. По примеру этого произведения свой трактат о музыке приготовил Иероним Моравский, собрат Аквината. Tractatus de musica является ответом на все еще появляющийся вопрос, как лучше петь и молиться во время литургии. Это не только сборник тогдашних философских взглядов на тему музыки, но также ряд практических советов касательно исполнения хорала во время литургии.

* Боэций, Основы музыки, 1, 2.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий