Из статьи брата Кристиана Несчера ОР, Quid sit musica? Теория музыки Иеронима Моравского*, Вступление.
«Вопреки тому, что можно вынести, например, из музыки Орфа, музыка вовсе не берет свое начало в ритмах дикарских бубнов и танцев вокруг костра, а в философии». Иногда, кажется, что ответ на вопрос, что такое музыка, банально прост. Википедия дает краткое определение: «Музыка – искусство организации звуковых структур во времени». Когда мы хотим расширить наш ответ на эту тему, можем перечислить элементы, которые входят в состав музыки: ритм, мелодия, гармония и т.д. Однако это все еще не исчерпывающий ответ. Когда мы глубже задумаемся над природой музыки, увидим, что ответ вовсе не так прост. Витольд Лютославский писал: «ведь мы даже не знаем, когда и с чего началась музыка». Для примера, Малая энциклопедия музыки вообще не дает определение музыки. Мы можем найти в ней только термин «музыка», который объясняется как «термин, часто встречающийся в теоретических трактатах». Можем, как и большинство современных потребителей культуры, остановиться на органичном уровне и только слушать звуки. Такой подход не только оскорбителен, но также становится причиной всеобщего культурного регресса. Музыка имеет задание передавать нечто большее, чем просто звуки, мелодии или ритмы. Уже для древних она была отражением порядка мироздания. «Это восхищение соотношением пропорций звуков, их строением, которое передает гармонию не только собственную, но всего существования, восхищение пропорциями, которые давали заключить себя в объективном порядке знания, открыло древним грекам глаза на бесконечную красоту и безграничные возможности музыки».
* Из сборника «Dominikanie w czasch krucjat, katedr i herezji», W drodze (Poznań), Teofil (Kraków), 2016.
Отправить комментарий