Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Харизма и иерархия в основании Ордена Братьев Проповедников, I. Основные этапы основания Ордена Братьев Проповедников, 6.
В 1220 году на сцене появляется новый фактор, который завершит формирование костяка и даст силу Ордену Проповедников, и с этого времени также будет руководить его дальнейшим развитием. Речь идет об общине братьев, действующих при посредничестве генерального капитула. В праздник Пятидесятницы 1220 года Доминик созвал собрание представителей всех двенадцати монастырей. Он призвал их в Болонью, где находилась наиболее динамичная из его общин, а также центр изучения права. Он признал за капитулом законодательное право в ордене, а во время сессии – верховную власть даже над собственной персоной. Это решение глубоко повлияло на ментальность и устройство Проповедников.
Была ли это инициатива Доминика? Со всей уверенностью. Он сам стремился к созыву капитула, также ясно указал его верховное главенство. Не было оно очевидным само собой. Этот жест смирения и доверия братьям вызвал среди них взволнованность, эхо которого дошло даже до нас. Доминик имел идею общины, знал её вкус, что выражалось в то время, обобщая выражение римского права: Quod omnes tangit ab omnibus tractari et approbari debet – «Что касается всех, всеми должно быть рассмотрено и утверждено».
Однако на этот раз инициатива не исходила только от Доминика. В 1215 году папа Иннокентий призвал основателя, который просил утвердить его орден, «чтобы вернулся к братьям и глубоко задумался вместе с ними», и потом избрал «при их всеобщем согласии» какой-либо из признанных уставов. Таким образом, оказывается, что сам папа вверил избрание устава и фундаментальных правил, то есть основной этап формирования законодательства, размышлению и решению всех братьев.
Действительно, Иннокентий III, поклонник премонстрантов и цистерцианцев, беспокоился о том, чтобы обеспечить общинам как можно большее участие в законодательстве и контроле над жизнью этих самых общин. В основе XII канона Собора 1215 года лежат предпринимаемые папой с начала века усилия для того, чтобы собирать на ежегодные капитулы независимые общины монахов или каноников в некоторых провинциях. Именно этот канон использовал Доминик, чтобы обосновать созыв первого генерального капитула в Болонье в 1220 году.
Капитул редактировал первые конституции Проповедников, которые, год от года постепенно адаптируемые, и далее обязывают в ордене. Речь здесь идет об основных законах, созывающих генеральные капитулы и определяющие их власть: установление обучения, обеспечение перенесение на монахов миссии проповедования Слова, вверенной ордену, наконец, воплощение в повседневную жизнь и служение братьев всех элементов подражания апостолам, в том числе бедности проповедников и – что было большой новинкой – бедность всего монастыря.
В этом обдуманном законодательном деле, которое завершило процесс создания ордена и более того – вдохновила его евангельским духом, которое стал воистину собственным уставом Проповедников, сотрудничество Доминика с братьями было весьма конкретным. Бывали ситуации, когда братья не соглашались с основателем. Например тогда, когда он предложил им последовать примеру ордена Грандмонт, подражая которому он хотел вверить заботу об управлении орденом братьям-конверсам, чтобы проповедники могли свободно посвятить себя своему спасительному служению.
С другой же стороны, очевидно, что Доминик был более радикальным, чем братья и склонял их к нищенствующей бедности. От своего епископа Диего он научился ежедневно вверять себя Провидению и просить хлеб насущный у верных, которым проповедует Евангелие. С того самого времени он практиковал это и требовал так поступать братьям во время их апостольских странствий. Но уже в 1215 году он согласился, чтобы община черпала средства на свое содержание – что является совершенно другой проблемой – из епархиальной десятины, предназначенной для бедных. В 1220 году на капитуле в Болонье он предложил братьям, чтобы также пребывая в конвентах, они содержали себя из ежедневной милостыни и посылали – по примеру общины Грандмонт – двух братьев собирателей, чтобы в определенном квартале просили милостыню на хлеб, необходимый на данный день. В определенном смысле он уже предрешил это, прежде чем братья приняли решение, предпринимая в 1219 году определенные действия. В Париже он распорядился раздавать монахиням десятины, принимаемые монастырем, заявляя, что не следует жить иначе, как с милостыни. В присутствии прокурора в Болонье он разорвал акт щедрого пожертвования, который как раз получил. Более того, он получил от папы декларацию, что трудности евангельской бедности, понесенные в служении ордену, будут признаны привилегированным инструментом освящения Проповедников. Братья последовали за этими указаниями, приняв решение о нищенстве монастырей, что стало фундаментом и вдохновением апостольского ордена, проповедующего Евангелие не только устами, но и жизнью, действительно отданным на милость Провидения.
На основании этих двух примеров можно оценить, в какой степени ответственность Доминика соединялась с ответственностью капитула братьев в их творческих инициативах. Во время второго капитула ордена, в следующем году, невозможно даже разделить роли обоих партнеров.
Отправить комментарий