Из статьи брата Михаила Куморка ОР, «Studium artium. Введение в изучение логики в Ордене Проповедников в средневековье», Заключение.
Studium artium играло в доминиканской системе образования в средневековье необычайно важную роль. Уже само появление первых школ логики по инициативе снизу, принятое и утвержденное генеральными капитулами, указывает на эластичность всей системы доминиканского образования, которая смогла принять вызов средневекового развития схоластики. В этой системе логика являлась фундаментом виденья и понимания действительности, получения о ней знания и доказательства её законов. Изучение логики вело братьев в направлении studium artium, позволяя углублять философские и теологические знания. Приобретенные способности познавать и доказывать помогали понять первые и наиважнейшие принципы Метафизики Аристотеля, позволяли вести дискуссию о субстанции, более того – о сущем самом в себе. Облегчали они также найтись в основных метафизических спорах, касающихся количества, качества, структуры и существования сущего. В дальнейшей перспективе знание логики Аристотеля позволяло братьям изучать Сумму теологии и вести размышления о наивысшем Сущем, пятью путями доказательства Его существования и суждения о Нем. Опираясь на логику Аристотеля, братья приближались к пределу метафизики, к являющемуся esse subsistens Богу.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий