Зачем доминиканцы изучали логику?

7/16/2021, No Comment

Из статьи брата Михаила Куморка ОР, «Studium artium. Введение в изучение логики в Ордене Проповедников в средневековье»*, Вступление.

Логика, фундамент которой положил Аристотель, которую первоначально именовали аналитикой, сыграла в средние века необычайно знаменательную роль. Ens tamquam verum, то есть отождествляемое с пониманием логическое сущее придало человеческой мысли сверхвременную схему. Само в себе оно ничего не выражало, ничего не рассуждало и ничего не оценивало, и, тем не менее, составляло схоластический фундамент всяческих спекуляций, придавая рассуждению и мышлению правильную форму. Составляло оно основание, на котором могли развиваться все остальные виды наук: математика, физика, философия и теология. И именно ему были посвящены доминиканские школы логики, ставшие первым этапом обучения на должном уровне. В этих школах братья учились смотреть на действительность, воссоздавая в разуме её структуры и её концептуализировать. Они познавали аристотелевскую аксиоматику, основанную по принципу tertium non datur, которая давала обоснование каждой науке. Учились обосновывать и получать знания. Именно конструирование доказательства, разложение вывода на первичные элементы и их познавание составляло обоснование, а его понимание было равнозначно получению знания. Получение этой основной способности и понимание её действия было обязательно для изучения философии и теологии, поэтому именно studium artium было местом первого соприкосновения братьев с творениями Стагирита. Под внимательным наблюдением лекторов, братья изучали его логические трактаты и получали возможность совершенствоваться в практике получения знаний и при этом избегать логических ошибок.

* Из сборника «Dominikanie w czasch krucjat, katedr i herezji», W drodze (Poznań), Teofil (Kraków), 2016.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий