Доминиканские школы

8/02/2021, No Comment

Из статьи брата Михаила Куморка ОР, «Studium artium. Введение в изучение логики в Ордене Проповедников в средневековье», 1.

Структура средневекового монашеского образования была весьма разнообразна и поставлена в зависимость от миссии ордена, его харизмы и тех событий, которые в истории влияли на принятия решений в области образования. Орден Проповедников был первым из новообразованных в XIII веке нищенствующих орденов, который сформировал обширную и дополненную систему школ на разных уровнях. На процесс, формирующий орденскую систему образования и на связь ордена с университетским миром, повлияло множество событий и личностей. Первая из них – личность основателя – св. Доминика, который провел множество теологических диспутов во время миссии среди катаров. Благодаря чему он знал, что братья должны иметь теологическое образование, и разослал первых послушников главным образом в университетские города: Париж, Болонью, Паленсию, Монпелье и Оксфорд, дав тем самым импульс к связи ордена с университетскими центрами и умещению образования в Конституциях ордена как одной из обсерванций, проистекающей из проповеднической харизмы ордена. В процессе формирования системы орденского образования помогло положение, которое доминиканцы занимали в Парижском Университете, а также деятельность великих схоластических теологов тех времен: Фомы Аквинского и Альберта Великого. Их вклад в адаптацию аристотелизма на грунте средневековой западной философии совершил перелом в средневековой образовательной системе, привел к распространению творений Стагирита, на основе которых возник альбертинизм и томизм. Популярность новых философских систем повлияла на изменение программы в университетах и нашла свое отражение в системе образования, которую создали доминиканцы.

Начальную формацию на орденском пути братья получали в новициате, который в начальном периоде существования доминиканцев продолжался, в зависимости от кандидата, от полугода до года. Некоторых кандидатов в новициат, в особенности тех, кто не умел писать, читать и считать или были слишком молодыми, чтобы вступать в новициат, направляли в школы грамматики, где они приобретали основные знания, в том числе учили латынь. После окончания этих школ, кандидаты в орден имели возможность решить вернуться к светской жизни или продолжать формацию в новициате. Формация в таковом была подчинена знакомству новиция с жизнью и доминиканским призванием и заключалась главным образом в обучении пению, текстов псалтыря и литургии, а также чтению духовных трактатов.

Принеся обеты, братья продолжали обучение в монастырской школе. Это была фундаментальная единица в структуре орденского образования, существующая в каждом монастыре, которая имела задание подготовить братьев к проповедованию и исповедованию. Братья ежедневно выслушивали три лекции в этой школе. На первой, утренней lectio ordinaria читали Библию курсорным методом*, на второй – lectio sententiarum, изучали теологию, пользуясь Историей схоластики Петра Коместора и Сентенциями Петра Ломбарда, а на лекции вечером повторяли утренний материал. Последняя лекция на неделе была отведена на дискуссии, охватывающие материал и проблемы всей минувшей недели. С 1313 года в монастырских школах начали вводить Сумму теологии Фомы Аквинского, вначале в качестве дополнения к Сентенциям Петра Ломбарда, а с XV века как главный учебник теологии. Братья обучались под опекой лектора конвента, который сам должен был получить теологическое образование на университетском уровне.

Для большинства братьев монастырская школа была последней ступенью образования, после окончания которой их направляли к пастырскому служению, одновременно имея пожизненную обязанность посещать лекции проводимые лектором конвента. Самых талантливых братьев, составляющих приблизительно 10% от всех обучающихся в монастырских школах, посылали на первую ступень дальнейшего обучения, называемого партикулярным или провинциальным. Оно состояло из следующих друг за другом трех этапов в различных школах. Первой из них была школа логики, известная как школа искусств (studium artium), в которой братья изучали логику, риторику и диалектику. После её окончания, самых способных направляли в школу философии, именуемою studium naturarum. Самых лучших направляли на заключительный этап партикулярного обучения – в школу теологии (studium theoligiae). Параллельно с этой, доминирующей, моделью партикулярного образования, существовали немногочисленные школы специального характера – школы языков (studium linguarum), школы пения и органной музыки. В них направляли способных в этих сферах братьев, которых готовили к конкретным заданиям, например к миссионерской деятельности. Провинциальные школы, в отличие от монастырских школ, имели междумонастырский характер, располагались при немногочисленных, часто наибольших монастырях провинции, в которых могли пребывать братья из разных конвентов. Число обучающихся в них монахов было ниже, чем в монастырских школах и чаще всего не превышала двенадцать братьев на курсе.

На studium naturarum направляли не более 30% самых способных студентов studium artium. Обучение на этом этапе продолжалось два года, и должно было подготовить братьев к изучению теологии в орденских школах и сделать возможным изучение теологии в университетах. Происходило оно под опекой магистра студентов, который одновременно был лектором. Программа обучения основывалась на системе лекций. Братья на первом курсе на основном занятии проходили Метафизику Аристотеля, а на втором - Физику. Основные учебники дополнялись многими другими трактатами Стагирита, к которым, в зависимости от провинции, относились трактаты: О душе, О возникновении и уничтожении, а также творения из области натуральной философии, биологии, астрономии и психологии. Кроме основного предмета читался дополнительный курс, посвященный моральной философии, на котором студенты знакомились с Никомаховой Этикой Аристотеля и работами св. Фомы Аквинского. Кроме лекций происходили ежедневные и еженедельные повторения пройденного материала, которому сопутствовали диспуты и контроль инспекторов, проверяющих успехи братьев в обучении.

Последним этапом доминиканского партикулярного обучения были теологические школы. Первоначально это обучение охватывало два независимых курса: двухлетнюю теологическую школу и однолетнее изучение Библии. С 1315 года их объединили в одно трехлетнее studium theoligiae. Главной целью изучения теологии была подготовка братьев-студентов к продолжению обучения в высших заведениях, чаще всего – в орденских генеральных школах, а также подготовка кадров для низших ступеней образования. На первом курсе в школах теологии братья посещали лекции, во время которых лектор вместе с курсором читали и комментировали Сентенции Петра Ломбарда. Второй курс посвящался лекциям моральной философии, на основе второй части Суммы теологии, Никомаховой Этики и Экономики Аристотеля. Программа третьего курса studium theoligiae основывался на предыдущем studium bibliae и заключался в курсорном изложении буквального смысла Святого Писания. Полученные на лекциях знания утверждались регулярными повторениями и диспутами, которые, вместе с лекциями по моральной философии, проводил магистр студентов.

Последним элементом доминиканской образовательной системы было studium generale в университетском ранге высшего учебного заведения. Эта школа, созданная по образцу парижской школы при конвенте св. Иакова, была местом изучения теологии на наивысшем уровне. В отличие от предыдущих школ, studium generale создавалось решением провинциального капитула и таковому подчинялось. Имело оно также межпровинциальный характер – на обучения посылали братьев не только из материнской провинции, в которой находилось studium generale. С приходом XIV века studium generale начали появляться в большинстве провинций и дали возможность обучаться на университетском уровне большему числу братьев. Это стало причиной множественных обменов учащимися между провинциями. Иногда доминиканские центры studium generale были связаны с местными университетами, с одной стороны выполняя в них функцию теологических кафедр, с другой – давая возможность признания университетом полученного братьями орденского образования. На studium generale посылали немногих и наиболее способных братьев, которые ранее окончили партикулярные школы логики, философии и теологии, а также получили позитивную характеристику от своих учителей и настоятелей. Во главе studium generale стоял lector actu regens, который в качестве ведущего преподавателя читающего основной курс, принимал участие в наиважнейших диспутах, проходящих во время Адвента и Великого Поста. На протяжении двух лет обучения братья снова прорабатывали вместе с проводящим занятия курсором Сентенции Петра Ломбарда и избранные книги Нового и Ветхого Заветов. Важную функцию исполнял также магистр студентов, который преподавал моральную философию на основе второй части Суммы теологии и этических трактатов Аристотеля с комментариями св. Фомы. Он также организовывал репетиции и дискуссии, а также следил за успехами в обучении и формации братьев-студентов. Studium generale продолжалось пять лет, но большинство братьев проводило на обучении два или три года, после которых каждый из них возвращался в свою родную провинцию в качестве baccalaureus, становился лектором конвента или преподавателем в партикулярной школе. Немногие из братьев продолжали или спустя годы возвращались на завершающие studium generale последние два года обучения, во время которых преподавали Сентенции Петра Ломбарда и Святое Писание, а также вели лекцию pro gradu et forma, который был основанием для получения степени магистра и титула магистра святой теологии.

В начальном периоде существования ордена, когда только начинала формироваться модель доминиканского образования, основываясь на монастырских теологических школах, братья не имели возможности изучать логику. Поступать же на светские факультеты искусств запрещалось властями ордена, а лицензию, позволяющую обучение давал Магистр Ордена. Изменения, сделавшие возможным изучение искусств на университетских факультетах, а позднее открытие собственных школ логики, происходили снизу уже начиная с сороковых годов XIII века, и были вызваны недостаточной подготовкой братьев к получению теологического образования. Причиной возникновения партикулярных школ логики стала также популярность творений Аристотеля и использование диалектики в экзегезе Библии.

Первое доминиканское studium artium появилось по инициативе (четвертого) генерального Магистра Иоганна фон Вильденсхаузена в прованской провинции в 1241 г. Очередные школы логики появились в испанских, итальянских и французских провинциях. Новые школы, согласно программе обучения, подразделялись на два вида: логики старой и логики новой. На распространение идеи изучения искусств повлиял Гумберт Романский, который при поддержке св. Фомы Аквинского, св. Альберта Великого и большинства капитула в Валансьен в 1259 году провел основательную реформу орденской системы образования, открывая тем самым возможность провинциям открывать школы логики. В шестидесятых годах XIII века создание такого типа школ стало обязанностью каждой провинции. Не смотря на то, что в некоторых местах новые распоряжения встретились с нежеланием братьев, уже на стыке XIII и XIV веков школы искусств стали постоянным и важным элементом в доминиканской модели образования.

В начале их существования власти ордена не вводили подробного регулирования, касающегося программы обучения. Исключением было указание, чтобы к обучению допускать исключительно молодых братьев, принесших обеты, и чтобы эти школы организовывать только в некоторых монастырях. Вместе с распространением studium artium генеральный капитул в 1305 году ввел трехлетний период обучения и позволил принимать в школы религиозно сформированных и сведущих в орденских правилах братьев, которые жили в общине как минимум два года и принесли обеты. Ввели также должность магистра студентов, который проводил вместе со студентами ежедневные и еженедельные повторения пройденного материала. Генеральный капитул в Неаполе в 1311 году ввел в studium artium внешних инспекторов, проверяющих успехи братьев-студентов в обучении, а капитул в 1324 году запретил посылать в школы логики братьев, которые еще не освоили латынь и не знали принципов орденской литургии. Важные решения для функционирования этих школ приняли генеральные капитулы в 1339 и 1347 годах. Первый сократил время обучения studium artium до двух лет, а второй ввел требование для преподавателей логики пройти курс studium naturarum. Развитие и популярность studium artium привела к предложению на генеральном капитуле в Нюрнберге в 1405 году основания школ artium и naturarum в каждой провинции; они должны были появиться в других монастырях, чем те, в которых находились генеральные теологические школы. Не смотря на то, что это предложение не было поддержано очередными капитулами и введено в действие, братья часто продолжали изучение artium на высшем уровне на университетских факультетах.

Преподаватели в школах логики назывались lectores artium или магистрами искусств. Они были обязаны ранее закончить studium artium и studium naturarum. Для того, чтобы принять задание преподавателя требовались также позитивные отзывы учителей из ранее оконченных школ. Лекторы artium, если уж взялись за ведение уроков, не могли от них отказаться, пока не находился соответствующий заместитель. Этот принцип обеспечивал высокий уровень обучения, и вместе с тем давал возможность сменять кадры в школах. Это получило особенное значение в XVI в., когда пост лектора artium часто предоставляли монахам, готовящимся к обучению теологии в генеральной школе.

* Иначе lectio continua – чтение текста непрерывно от начала до конца (прим. ред.).

продолжение

No Comment

Отправить комментарий