Закон Божественной любви – есть закон всех человеческих поступков

1/28/2011, No Comment

Из бесед святого Фомы Аквинского, священника (In duo praecepta caritatis et decem legis praecepta: Opuscula theologica 4, Ed. Leonina).

Поскольку очевидно, что не все могут быть учёными, Христос дал нам как бы краткое правило, чтобы оно было всем понятно, и чтобы никто не мог оправдать себя незнанием. Это закон божественной любви. Апостол выразил его словами: Слово краткое, совершит Господь на земле.

Следует знать, что это правило должно быть мерилом всех человеческих деяний. Так же как всякое произведение искусства будет признано хорошим и достойным, если будет отвечать требованиям искусства, так и всякий человеческий поступок будет правильным и добродетельным, если будет подчинён закону любви Божией. Если же он не будет согласован с ним, то не будет ни хорошим, ни правильным, ни совершенным.

Закон Божественной любви вызывает в человеке четыре крайне желанных вещи. Во-первых, является в нём источником духовной жизни. Ибо очевидно, что по закону естества любимый находится в любящем. Отсюда следует, что тот, кто любит Бога как бы обладает Им внутри себя: пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. В самой природе любви заключено то, что любящего она делает любимым. Поэтому, если мы любим Бога, уподобляемся Ему: соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Святой Августин говорит: Как душа есть жизнь тела, так Бог есть жизнь души. Так и душа совершает деяния добродетельные и совершенные, когда действует под влиянием любви, посредством коей Бог обитает в ней. Без любви же душа не может делать ничего: не любящий пребывает в смерти. И даже если кто-то будет обладать всеми дарами Святого Духа, но не будет иметь любви, то не будет иметь и жизни. Будет ли это дар говорения языками, или же дар веры, или какой-нибудь иной из пророческих даров, без любви он не даст жизни. Ибо если мёртвое тело убрать золотом и драгоценными камнями, оно всё же так и останется мёртвым.

Во-вторых, любовь позволяет исполнять заповеди Божии. Святой Григорий говорит, что любовь Божья не бездействует. Если она есть, то творит великие дела, если нет дел, то нет и любви. Нам ведомо сколь великие и трудные дела может совершить любящий ради любимого, посему, и говорит Господь: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое. Кто исполняет заповедь и закон божественной любви, тот исполняет весь закон.

Третий плод любви - защита от неприятелей. Тому в ком есть любовь, ничто не может повредить, наоборот – всё обращается во благо: любящим Бога, все содействует ко благу. Напротив всё трудное и противное кажется желанным, как и самим нам ведомо.

Наконец, четвёртое благо, какое нам даёт любовь - это путь к жизни вечной, ибо только тем, кто любит обещано вечное блаженство. Всё то, в чём нет любви, несовершенно. И нужно знать, что различие степеней вечного блаженства зависит исключительно от степени любви, а не от какой-либо иной добродетели. Было много таких, что постились больше чем Апостолы, но эти последние блаженнее всех прочих именно по преимуществу любви.

Таким образом, мы рассмотрели четыре рода вещей, которые даёт любовь. Во-первых, что любовь даёт прощение грехов. Мы видим это явственно на собственном примере. Если кто-то кого-нибудь обидел, но после проявляет к нему горячую любовь, то получает прощение. Особенно хорошо это видно на примере Магдалины: прощаются грехи ее многие и указана причина за то, что она возлюбила много. Однако кто-то скажет: итак достаточно одной любви, покаяние для отпущения грехов не нужно. Однако обратим внимание на то, что никто не может истинно любить, если искренне не раскается.

Далее, любовь это источник просвещения сердца. Написано в книге Иова: все мы погружены во мрак. Ибо часто мы не знаем, что должны делать и чего желать. Любовь же наставляет нас о всём необходимом для спасения: Его помазание учит вас всему. Отсюда следует, что где есть любовь, пребывает также Дух Святой, Который всё обновляет и ведёт нас прямыми стезями. Любовь вызывает в человеке совершенную радость. А также поселяет в нём совершенный мир. Наконец любовь премного возвышает человека. Любовь раба превращает в свободного и друга. Любовь делает не только свободными, но даже детьми, чтобы нам называться и быть детьми Божиими: Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу. И хотя все дары исходят от Отца света, то этот дар, то есть дар любви, все другие дары превосходит. Ибо если всеми другими дарами можно обладать без любви и Святого Духа, то для любви Святой Дух совершенно необходим.

Перевод: о. Юрий Дорогин ОР

No Comment

Отправить комментарий