Христос избрал родителей бедных, но совершенных в добродетели, чтобы никто не хвалился только лишь плотской знатностью и богатством предков. Он вёл жизнь в бедности, чтобы научить нас пренебрегать богатством, не занимал никаких высоких постов, чтобы отвратить людей от неупорядоченной жажды власти, трудился, испытывал голод, жажду и изнурение тела, чтобы люди не предавались роскоши и удовольствиям, и чтобы превратности сей жизни не отвращали их от благ добродетели.
Наконец Он принял смерть, дабы никто из страха перед смертью не отрёкся от истины. А чтобы никто не страшился умереть с позором ради правды, Он избрал себе самый позорный род казни, а именно смерть на кресте. Итак, было уместно, чтобы Сын Божий, Который стал человеком, претерпел смерть, дабы Своим примером пробудить в людях стремление к добродетели и сделать истинным то, что говорит Пётр: Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.
Если бы он был богат в мире, могуществен и занимал какой-нибудь высокий пост, то можно было бы помыслить, что Его учение и чудеса были приняты под влиянием человеческого благоговения или под нажимом власти. Именно для того, чтобы сила дел Божиих стала очевидной, Он избрал всё отверженное и слабое в очах мира: бедную матерь, жизнь в нищете, необразованных учеников и проповедников, отверженность и осуждение, даже до смерти, великими мира сего. Таким образом, должно было ясно открыться, что Его чудеса и учение были приняты силой не человеческой, но Божией.
В связи с этим следует ещё поразмыслить о том, что по тому же самому плану Промысла, по коему Сын Божий став человеком, желал пострадать сам, желал Он чтобы и ученики Его, которых Он поставил слугами спасения людей, были пренебрегаемы в сем мире. Поэтому не избрал Он учёных и высокородных, но неграмотных и незначительных, то есть простых рыбаков. Посылая же их трудиться о спасении людей, Он повелел им хранить бедность, переносить гонения и оскорбления и даже принять смерть за правду, так чтобы не казалось, что их проповедь устремлена к какой-то земной выгоде, и чтобы спасение мира не приписывалось мудрости и силе человеческой, но исключительно Божией. Поэтому в Его учениках тоже было достаточно Божией силы, творящей чудеса, хоть в глазах мира они казались презренными.
Итак, было это необходимо для человеческого спасения: так люди должны были научиться не полагаться в гордыне своей на самих себя, но на Бога. Ибо совершенство человеческой праведности требует того, чтобы человек всецело предал себя Богу и от Него ожидал всех благ и благодарил за полученные.
Перевод: о. Юрий Дорогин ОР
Отправить комментарий