Крест есть образчик всяческой добродетели

1/28/2011, No Comment

Из собеседований святого Фомы Аквинского, священника (Collatio 6 super Credo in Deum).

Были ли необходимы для нас Страсти Сына Божия? Совершенно и вдвойне необходимы: необходимы, как лекарство от греха, и как образец для подражания. Страсти Христовы всего прежде суть лекарство, ибо в них мы обретаем убежище от всякого зла, коему рабствуем по грехам нашим.

Но не менее пользы нам в них, ибо они суть образец, могущий изменить жизнь нашу. Если кто стремится к совершенной жизни, - надлежит ему отвергнуть то, что было отвергнуто Христом распятым, и устремиться к тому, к чему Он стремился. Крест есть образец всех, без изъятия, добродетелей.

Взыскуешь ли образца любви: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". Сие и соделал Христос на Кресте, отдав за нас жизнь Свою, и потому не может нам явиться непреодолимым препятствием никакое противление, ради Него же.

Взыскуешь долготерпения? Величайшее обретёшь Крестом. Долготерпение может быть велико по двум причинам: если кто-либо претерпевает зло великое терпеливо, или, когда сносит он зло, коего мог бы избегнуть. Христос на Кресте подаёт пример и первого, и второго. Ибо, "Страдал, и не открывал уст Своих; как овца, ведён был Он на заклание, и не отверзал уст Своих". Воистину, велико долготерпение Христа распятого: "С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление".

Взыскуешь образца смирения? Воззри на Распятого. Се, восхотел Бог предстать пред судилищем Понтия Пилата, и умереть.

Взыскуешь образца послушания? Следуй за Тем, Кто был послушен Отцу, даже до смерти: "Преступлением одного, Адама, всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание".

Взыскуешь образца отвержения мирского? Следуй за Тем, Кто есть "Царь царствующих и Господь господствующих, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения", за Тем, Кто на Кресте всего совлёкся, осмеян был, Кого пронзило копьё, и, наконец, за Тем, Кому дали пить уксус и желчь. Итак, не привязывайся к одеяниям и сокровищам, ибо "и ризы Мои делили меж собою", ни к славе, ибо над Ним глумились и Его подвергли бичеванию, ни к почестям, ибо "сплетши венец из терна, возложили на главу Мою", ни к роскоши, ибо "и в жажде Моей напоили Меня уксусом".

Перевод: о. Юрий Дорогин ОР

No Comment

Отправить комментарий